Елена Боргоякова
Конспект НОД по формированию фонематического слуха «Звук [в]. Путешествие Вопси»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звук [в]». «Путешествие Вопси».
Цель: Совершенствование фонематического слуха. Формирование представлений о звуке [в].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закрепление навыка выделения заданного звука на фоне звуков, слогов, слов;
Слуховая дифференциация звуков [в] - [в’];
Развитие навыка позиционного, количественного, порядкового звукового анализа;
Публикация «Конспект НОД по формированию фонематического слуха „Звук [в], Путешествие Вопси“» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Закрепление навыка звукового анализа и синтеза доступных слов;
Совершенствование навыка слогового анализа слов;
Закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательным значением;
Коррекционно-развивающие:
Профилактика оптической дисграфии;
Развитие избирательности, переключаемости внимания;
Совершенствование общей и мелкой моторики;
Коррекционно-воспитательные:
Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми;
Воспитание умения слушать товарищей, не перебивая их;
Развитие волевых качеств, умения ограничивать свои желания.
Оборудование:
Картинки с наложенными изображениями и точечный портрет инопланетянина по числу детей;
Презентация к занятию «Путешествие Вопси»;
Звуковые линейки, звуковые дорожки, наборы для звукового анализа;
Тетради и пеналы.
Предварительная работа:
Рассматривание изображений планет солнечной системы в группе, на предыдущем логопедическом занятии. Формирование и расширение представлений о космосе.
Знакомство с историей российской (советской) космонавтики.
Чтение художественной литературы о космосе и космонавтах.
Ход занятия.
I.Оргмомент. Припоминание темы недели.
Логопед: Ребята, о чём мы с вами говорим на этой неделе?
Дети: О космосе.
Логопед: Вспомните, пожалуйста, какой праздник мы празднуем 12 апреля?
Дети: День космонавтики.
Логопед: Молодцы! Давайте сделаем космическую зарядку для пальчиков.
В темном небе звезды светят, Сжимают и разжимают пальцы.
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит Руками изображают полет ракеты.
К маме милой прилетит. Пальцы «здороваются».
II.Сюрпризный момент. Инопланетянин Вопси с планеты Вопс.
Логопед: Ребята, посмотрите, как прекрасна наша планета из космоса. Ой, что это?
По щелчку появляется летающая тарелка.
Дети: Летающая тарелка!
Логопед: Ребята, как вы думаете, кто летает на летающих тарелках?
Дети: Инопланетяне.
Логопед: Давайте пригласим инопланетянина в гости.
Дети: Давайте!
Логопед «кликает» по летающей тарелке – появляется инопланетянин Вопси.
Логопед: Здравствуй, инопланетянин. Как тебя зовут? ВОПСИ? Какое необычное имя! А как называется планета, с которой ты прилетел? Планета ВОПС? А как называется космический корабль, на котором ты прилетел? ВОПСОЛЁТ?
III. Произношение звука /в/ в слогах. Развитие просодии.
Логопед: Ребята, Вопси хочет поприветствовать вас на своём инопланетном языке, чтобы быть вежливыми, нужно ответить на его приветствие так же, как поприветствует вас Вопси :
Вопси здоровается с детьми, используя различные интонации.
ВА-ВУ-ВЫ, ВА-ВО-ВУ
ВЫ-ВЭ-ВО, ВУ-ВА-ВО
ВЭ-ВО-ВЫ ВО-ВУ-ВА
IV. Выделение звука /в/ на фоне звуков, слогов в игре «Охотники».
Логопед: Ребята, как зовут нашего гостя?
Дети: Вопси.
Логопед: Как называется планета, с которой прилетел Вопси?
Дети: Планета Вопс.
Логопед: А как называется космический корабль, на котором прилетел Вопси?
Дети: Вопсолёт.
Логопед: Какой звук мы слышим во всех этих словах?
Дети: Звук /В/.
Логопед: Ребята, давайте охарактеризуем звук /в/.
Логопед с детьми рассматривают артикуляционный уклад и дают характеристику звука : согласный, твёрдый, звонкий.
V.Закрепление навыка выполнения позиционного анализа.
Логопед: Ребята, наш гость очень любит слова со звуком /в/ и коллекционирует их. Давайте выберем для него несколько слов в подарок и расскажем, где находится звук /в/ в этих словах. Откройте тетради. Какой нужно взять карандаш?
Дети: Синий.
Логопед: Правильно. Мы говорим о твёрдом согласном. Не забудьте, что он является звонким, значит, нужно его обозначать с колокольчиком.
Выделение слов со звуком /в/ с определением позиции звука в словах.
Слова: КЛЮКВА,ВЕТКА, ВЕНИК, ФАРТУК, ПАРОВОЗ, ВАГОН, КОВЁР, ВАТА, СВИТЕР, ФАНТИК, БУКВЫ, ОВЕЧКА, ВАСИЛЬКИ, СОВА.
Логопед: Молодцы, вы отлично справились с заданием. Давайте сделаем передышку.
VI.Физминутка.
Дружно в ногу мы идем – Маршируют на месте.
Мы идем на космодром.
Мы походим на носках, Выполняют упражнения по тексту.
А потом на пятках.
Вот проверили осанку
И свели лопатки.
Ждет нас быстрая ракета, Тянуться, подняв руки над головой,сомкнув их.
Для полета на планету
Отправляемся на Марс
Звезды, в гости ждите нас!
VII.Игра «IVлишний». Закрепление представлений об обобщающих понятиях.
Логопед: Немножко отдохнули и теперь можем двигаться дальше. Но, ребята, кажется, у нас возникла еще одна проблема: на вопсолёте обнаружена перегрузка. Поэтому нам срочно нужно избавиться от всего лишнего.
Играют в игру «IVлишний» с установкой на разъяснение выделения лишнего предмета.
VIII.Профилактика оптической дисграфии.
Логопед: Ой, посмотрите-ка, а здесь картинки совсем перепутались. Ребята, посмотрите внимательно, что здесь нарисовано.
Логопед раздаёт детям индивидуальные картинки с наложенными изображениями. Дети по очереди перечисляют изображённые предметы.
Дети: ВОЛК, ВАЗА, ДИВАН, ВАРЕЖКА, НЕВАЛЯШКА.
IX. Игра «Большой-маленький». Закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Логопед: Ребята, а знаете, когда Вопси подлетал к Земле, он видел предметы не такими, какими их видим мы, а гораздо меньшими:
Не валенки, а валеночки. Не диван, а …
Не иву, а… Не волка, а …
Не корову, а … Не вазу, а …
Не воробья, а … Не варежку, а …
Не неваляшку, а …
X.Закрепление навыка определения количества слогов в словах.
Логопед: Ребята, Вопси уже скоро надо улетать. Давайте поможем ему разложить все предметы по камерам хранения. Обратите внимание, если на камере хранения нарисован один квадрат, значит, туда мы будем складывать слова, в которых один слог, если два квадратика, значит, туда мы будем складывать слова, в которых, два слога и т. д. Понятно?
Дети: Понятно!
XI.Выполнение звукового анализа имени инопланетянина ВОПСИ.
Логопед: Ребята, а вы помните, как зовут нашего гостя?
Дети: ВОПСИ!
Логопед: Давайте выполним звуковой анализ имени нашего сегодняшнего гостя.
Дети: Давайте!
Выполняют в тетрадях звуковой анализ слова «ВОПСИ».
XII.Итог занятия.
Логопед: Ну вот, ребята, занятие наше подходит к концу. Да и Вопси пора лететь на свою планету Вопс. Но на память Вопси хочет подарить вам свой портрет, который вам нужно будет дома дорисовать.
Логопед «кликает» по изображению инопланетянина. Инопланетянин исчезает, затем улетает космический корабль.