Марина Мироненко
Зверобатика для детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Зверобатика» — это акробатика, которая «проще, чем кувырок». Точнее, это элементарные перемещения, которые включаются в любую спортивную игру или тренировку.
Освоение горизонтали
Упражнения «зверобатики» – это работа в непривычных условиях. Например, движение не в вертикальном, а в горизонтальном положении. Непривычное положение (не стоя) – это разгрузка сознания. Чем положение человека более вертикально, тем больше он настроен на сознательное поведение. В горизонтальном положении не только отдыхает позвоночник, но и куда активнее включается интуиция. Так снимаются физические и психические «зажимы», появляется нагрузка на руки, все тело включается в работу.
Темочки:
В горизонтальном положении легко дать большую нагрузку за короткий промежуток времени. Попробуйте провести матч по футболу в положении «паучка», «медведя», «черепахи». Десять минут игры – и упадешь от усталости.
Принципиально новых упражнений в «зверобатике» нет. Важны несколько особых вещей: во-первых, постоянное усложнение заданий, во-вторых, возможность совместных действий в непривычных условиях и, в-третьих, образная основа движения. Дети внутренне преображаются, меняются в движениях, когда превращаются в разных зверей : «мышата» – сжимаются, собираются в комочек; «львы» – расправляют плечи, сразу вырастают.
Маршруты сказочных героев
Дети легко поддаются на небольшие авантюры – путешествия трудным долгим маршрутом к разным героям. Для этого взрослые, а затем и сами дети выстраивают в зале маршрут с различными препятствиями так, чтобы можно было перелезать, подлезать, протискиваться, перешагивать, перепрыгивать, спрыгивать, забираться и т. д. Причем для «мышат» могут быть свои характерные препятствия, например «мышеловка» – две скамейки, на которых лежат гимнастические палки. Пролезая под ними, важно их не задеть и не сбить – не попасть «в мышеловку».
Правило «переменных правил»
В играх-путешествиях возникает игра с переменными правилами, которые постоянно меняются, а все занятие превращается в «проживание сюжета», потому что педагог постоянно меняет условия, в которых детям интересно выполнять задания.
Например, в одном из путешествий детям предлагается сначала ползти червяками под землей – подлезать под мостиками, проползать по узким норкам, по извилистому туннелю. затем дети становятся лягушками и идут по-лягушачьи (по тому же маршруту, но не подлезая, а перелезая, обходя, перепрыгивая препятствия). Далее наступает «ночь» (игра «день-ночь», когда на слове «ночь» дети-лягушки замирают). А «утром» появляются гуси:
– Гуси-гуси!
Дети включаются тут же:
– Га-га-га!
– Есть хотите?
– Да-да-да!
– Ну, летите.
– Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой.
«Гуси» могут не только бежать, но и «перелетать» – перебираться по физкультурному оборудованию или по комплексу. Если водящий кого-то осалил, то «гуси» не выбывают из игры, а меняют способ передвижения – например, могут теперь только «летать», двигаясь по физкультурному комплексу, не вставая на пол. Могут быть предложены различные варианты: убегать только на одной ножке или с помощью товарища (в паре с ним) либо только ползти. Если вдруг кому-то очень понравилось быть гусем (червячком, паучком, то до конца путешествия они могут оставаться именно этим героем (точнее, двигаться, как этот зверек).
Выполнение заданий превращается в игру, которую дети должны сами придумать. Простор открывается необычайный. Зверобатика помогает поддерживать интерес благодаря постоянным сменам, вариациям в способах передвижения. Здесь важен темп – это работа по быстрому переключению внимания на разные образы, на разные действия.
На что способны звери
Вот различные способы передвижения: «собачка», «червячок», «медвежонок», «гусь», «лягушонок», «паучок», «кошка».
Можно двигаться на четвереньках головой вперед, ногами вперед, боком, вращаясь, вращаясь с продвижением вперёд или назад, прыжками и т. д.
«Звери» могут заболеть. «Больные звери» передвигаются, не опираясь на больную руку или ногу.
«Звери» могут носить предметы: палки, мячи, элементы мягкого конструктора и т. п.
«Звери» могут держаться друг за друга, передвигаясь в командах (получаются «упражнения на дружбу»).
Когда ребенок освоил простые перекаты и ползание, то добавляем препятствия, через которые надо перекатиться. Кладем легкую подушку-думку на пол, и ребенок через нее перекатывается или переползает. Если препятствием оказывается взрослый, то такое препятствие может не только шевелиться, но даже хватать и не пускать отважного путешественника. Можно скатываться вниз по ступенькам из диванных подушек и матов, постепенно увеличивая их высоту или жесткость.
Командная зверобатика
Все элементы зверобатики могут объединяться в длину, в высоту и в ширину. В длину – это, например, колонна-сороконожка, в ширину – парами, держась за руки, в высоту – «бутербродом» (снизу ползет «червячок», над ним – «медвежонок»; так, в паре, и преодолевают препятствия). По физкультурному комплексу, по лавочкам. Конечно, неудобно, но ведь и цель – придумать для детей «понеудобнее», посложнее. Чем неудобнее, тем интересней.
С пяти лет можно начать работу парами, а затем тройками. В тройках работать сложнее – ребенок «в середине» часто выпадает из общих действий; надо обязательно меняться ролями: первый, средний, последний. «Тройки» обычно срабатываются уже у шестилеток. А там можно попробовать и работу в четверках и т. д.
1. Несколько одиночных упражнений, более сложных, чем обычно:
«Крокодил». Движение без помощи ног в упоре на руках лицом к полу.
«Варан». Движение без помощи ног в упоре на руках спиной к полу.
«Вертушка». Вращение в упоре на руках, двигаясь в сторону.
«Червяк». Ползание на спине и животе без помощи рук и ног.
«Черепаха». Движение в положении «гимнастический мостик», возможно в разных направлениях.
2. Парная и групповая работа невысоко над полом. Все упражнения можно делать в разных направлениях:
«Два медведя»
«Собака и крокодил»
«Крокодил и паук»
«Два гуся в обнимку»
«Собака и варан»
Многоярусные пирамиды
Всю «зверобатику» можно делать на скорость, на точность, на правдивость, на умение спрашивать, на чувствительность (вслепую, на дружбу в парах и командах, по все усложняющимся траекториям. До того как «перебраться» на физкультурный комплекс, вся «зверобатика» прорабатывается-проигрывается на полу. После начального этапа знакомства (походил, потрогал, полазил) по пространству пола под физкультурным комплексом можно начинать «зверобатические лазалки» по комплексу.