МААМ-картинки

«ЗПР» не приговор, а путь к развитию

Светлана Гузенко
«ЗПР» не приговор, а путь к развитию
▼ Скачать + Заказать документы

На сегодняшний день задержка психического развития – один из распространенных диагнозов у детей дошкольного и младшего возраста. К группе детей с ЗПР относят и детей, имеющих проблемы в развитии из-за тяжелых длительных соматических заболеваний. И, детей, имеющих психогенную задержку, которая возникает как результат социальной депривации ребенка, где отсутствует по каким-то причинам семейная среда, либо применение родителями неадекватных моделей воспитания. Которая оказывает деформирующее воздействие на детскую личность. ЗПР определяют почти у 50% детей, обратившихся в службу «психолого-медико-педагогическую комиссию». Такой диагноз имеют право поставить специалисты ПМПК: врач-психиатр, психолог, логопед, дефектолог. Основными направлениями деятельности комиссии являются: проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

Публикация «„ЗПР“ не приговор, а путь к развитию» размещена в разделах

Если дать подробную информацию о данном отклонении в развитии, то это будет звучать следующим образом: Нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Внешне такие детки ничем не отличаются от сверстников, но их больше интересует игра, чем занятия. ЗПР - это неорганический диагноз, а приобретенный.

Биологические причины, связанные с функционированием организма ребенка и его родителей:

• патологическая беременность, во время которой могли быть инфекционные заболевания, токсикозы тяжелой степени, случаи травмирования матери и плода, интоксикации);

• внутриутробная гипоксия плода;

• преждевременные роды;

• травма или асфиксия плода во время родов;

• инфекционные, травматические, токсические заболевания ребенка в раннем возрасте;

• наследственная предрасположенность.

Социальными причинами ЗПР могут быть такие:

• длительная изолированность ребенка от общества;

неблагоприятная обстановка в семье с травмированием психики: физическое и психологическое насилие, алкоголизм родителей, равнодушие родителей, неучастие в развитии ребенка и т. д.

В зависимости от причин задержки психического развития существуют и разные классификации ЗПР. При диагностике ЗПР отечественные психологи часто пользуются классификацией клинических типов ЗПР по принципу происхождения К. С. Лебединской. Она выделает 4 типа ЗПР:

• конституционного происхождения (ребенок в своем развитии на этап ниже, чем его сверстники: незрелая эмоционально-волевая сфера, игровые мотивы преобладают над познавательными, поверхностные эмоции);

• соматогенного происхождения (ощущение физической неполноценности, капризность, неуверенность, вызванные перенесенными заболеваниями: операциями с наркозом, ограниченной подвижностью, болезнями сердца и др.);

• психогенного происхождения (вызванные недостаточной или чрезмерной опекой, особенностями невротического характера отсутствие познавательной активности, эгоцентризм, нервозность, повышенная тревожность и др.);

церебрально-органического происхождения (психическая неустойчивость или тормозивность, выражающие как в гиперактивности, так и в неуверенности, боязливости, медлительности

Понятие «задержка психического развития», широко использовавшееся в советской психолого-педагогической литературе до 90-х годов ХХ века, до настоящего времени считалось устаревшим. Была попытка заменить это понятие понятием «расстройства психологического развития» ( МКБ-10: F80-F89; англ. : «Disorders of psychological development»). В 2015 году в группу документов Специальных основных общеобразовательных программ начального общего образования ФГОС включена Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Эта программа начала реализовываться с 1 сентября 2016 года в школах Российской федерации в рамках инклюзивного образования.

Реакция родителей на диагноз поставленными специалистами, бывает разной и порой, к сожалению не совсем «адекватной». Реакцию условно можно разделить на несколько категорий:

1. Родители осознают ситуацию и начинают предпринимать меры: (занятия ребенка с дефектологом, педагогом-психологом, медикаментозное лечение). В таком случае, у ребенка быстро развивается процесс нормализации состояния.

2. Родители недопонимают искажения коммуникативного взаимодействия их ребенка с социальным окружением, в первую очередь с самими родителями. Считают, что все признаки диагноза ЗПР пройдут сами.

3. Родители проявляют: бессмысленное упрямство и не признают диагноз, проявляют немотивированную грубость и ярко выраженный негативизм по отношению к педагогам, особенно, когда поступают жалобы, на поведение их ребенка.

Но так ли страшна задержка психического развития? Что делать родителям и педагогам, чтобы ребенок с таким диагнозом гармонично влился в обычную жизнь общества?

Выполняя рекомендации специалистов, ребенок быстро вовлекается в социум, и у него развиваются коммуникативные черты характера.

Психологи рекомендуют все силы сконцентрировать на развитии детей с ЗПР : для многих положительный результат будет очевиден.

Проводить регулярные занятия на развитие всех мыслительных процессов

1. Заниматься с логопедом, дефектологом и психологом.

2. Больше рисовать, лепить, клеить и т. д.

3. Тренировать эмоциональную сферу с помощью современных методик: арттерапии, сказкотерапии, игровой терапии и т. д.)

4. Формировать пространственное и абстрактное мышление посредством специальных занятий

5. Комплексно подходить к развитию ребенка с параллельным медикаментозным лечением, физиотерапией, ЛФК, массажем и спортивными занятиями

Помнить, что это диагноз, от которого есть много шансов избавиться, если родители сами будут понимать, что «ЗПР» не приговор, а путь к развитию

Публикации по теме:

Эссе педагога «Мой путь в профессию» 1. «Маленький капрал» На протяжении 36 лет я работаю воспитателем, стараюсь быть чутким и искренним человеком для детей, родителей и коллег.

Безопасный путь с детстваБезопасный путь с детства Закончились летние каникулы. Наконец-то все ребятишки нашей средней группы собрались после отпусков и рассказали о летнем отдыхе. Одни.

Мой путь к профессии — воспитатель… Мы находимся здесь, чтобы внести свой вклад в этот мир. А иначе, зачем мы здесь? Стив Джобс Свое эссе я хотела начать со слов Стив Джобс:.

Педагогический проект «Путь к здоровью!» Педагогический проект «Путь к здоровью!» Тип проекта: групповой, информационно-практико-ориентированный Участники: дети разновозрастной.

Репортаж «Путь к музыке»Репортаж «Путь к музыке» «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Эти слова Василия Александровича Сухомлинского очень.

Сказка «Путь к здоровью» Жил-был маленький Зайчик. Был он зверушкой неплохой, но совершенно не слушался маму и воспитательницу. Утром, когда все детки рано вставали.

Стенгазета на выпускной бал «В добрый путь»Стенгазета на выпускной бал «В добрый путь» Вот уже заканчиваются последние дни весны, которые несут за собой долгожданный выпускной. Маленькие выпускники с нетерпением ждут своего.

В добрый путь, малыши! В добрый путь, малыши! Без памяти - нет традиций, без традиций - нет культуры. Без культуры – нет воспитания, без воспитания- нет духовности.

Стихи «Путь воспитателя» Видео Здравствуйте уважаемые коллеги Здравствуйте уважаемые жюри. Визитная карточка сложная штука, Представить себя не хитра ведь наука. Но мысли.

Выпускной в предшколе «В добрый путь!» СЦЕНАРИЙ ВЫПУСКНОГО 2015-2016гг. «В добрый путь!» Ведуший: Ну что ж, друзья, настал тот час, Которого мы ждали! Мы собрались в последний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«ЗПР» не приговор, а путь к развитию
Опубликовано: 7 января 2017 в 17:29
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««ЗПР» не приговор, а путь к развитию» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Гузенко (УИ 489598) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД