Светлана Гузенко
«ЗПР» не приговор, а путь к развитию
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день задержка психического развития – один из распространенных диагнозов у детей дошкольного и младшего возраста. К группе детей с ЗПР относят и детей, имеющих проблемы в развитии из-за тяжелых длительных соматических заболеваний. И, детей, имеющих психогенную задержку, которая возникает как результат социальной депривации ребенка, где отсутствует по каким-то причинам семейная среда, либо применение родителями неадекватных моделей воспитания. Которая оказывает деформирующее воздействие на детскую личность. ЗПР определяют почти у 50% детей, обратившихся в службу «психолого-медико-педагогическую комиссию». Такой диагноз имеют право поставить специалисты ПМПК: врач-психиатр, психолог, логопед, дефектолог. Основными направлениями деятельности комиссии являются: проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.
Публикация «„ЗПР“ не приговор, а путь к развитию» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Если дать подробную информацию о данном отклонении в развитии, то это будет звучать следующим образом: Нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Внешне такие детки ничем не отличаются от сверстников, но их больше интересует игра, чем занятия. ЗПР - это неорганический диагноз, а приобретенный.
Биологические причины, связанные с функционированием организма ребенка и его родителей:
• патологическая беременность, во время которой могли быть инфекционные заболевания, токсикозы тяжелой степени, случаи травмирования матери и плода, интоксикации);
• внутриутробная гипоксия плода;
• преждевременные роды;
• травма или асфиксия плода во время родов;
• инфекционные, травматические, токсические заболевания ребенка в раннем возрасте;
• наследственная предрасположенность.
Социальными причинами ЗПР могут быть такие:
• длительная изолированность ребенка от общества;
• неблагоприятная обстановка в семье с травмированием психики: физическое и психологическое насилие, алкоголизм родителей, равнодушие родителей, неучастие в развитии ребенка и т. д.
В зависимости от причин задержки психического развития существуют и разные классификации ЗПР. При диагностике ЗПР отечественные психологи часто пользуются классификацией клинических типов ЗПР по принципу происхождения К. С. Лебединской. Она выделает 4 типа ЗПР:
• конституционного происхождения (ребенок в своем развитии на этап ниже, чем его сверстники: незрелая эмоционально-волевая сфера, игровые мотивы преобладают над познавательными, поверхностные эмоции);
• соматогенного происхождения (ощущение физической неполноценности, капризность, неуверенность, вызванные перенесенными заболеваниями: операциями с наркозом, ограниченной подвижностью, болезнями сердца и др.);
• психогенного происхождения (вызванные недостаточной или чрезмерной опекой, особенностями невротического характера отсутствие познавательной активности, эгоцентризм, нервозность, повышенная тревожность и др.);
церебрально-органического происхождения (психическая неустойчивость или тормозивность, выражающие как в гиперактивности, так и в неуверенности, боязливости, медлительности
Понятие «задержка психического развития», широко использовавшееся в советской психолого-педагогической литературе до 90-х годов ХХ века, до настоящего времени считалось устаревшим. Была попытка заменить это понятие понятием «расстройства психологического развития» ( МКБ-10: F80-F89; англ. : «Disorders of psychological development»). В 2015 году в группу документов Специальных основных общеобразовательных программ начального общего образования ФГОС включена Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Эта программа начала реализовываться с 1 сентября 2016 года в школах Российской федерации в рамках инклюзивного образования.
Реакция родителей на диагноз поставленными специалистами, бывает разной и порой, к сожалению не совсем «адекватной». Реакцию условно можно разделить на несколько категорий:
1. Родители осознают ситуацию и начинают предпринимать меры: (занятия ребенка с дефектологом, педагогом-психологом, медикаментозное лечение). В таком случае, у ребенка быстро развивается процесс нормализации состояния.
2. Родители недопонимают искажения коммуникативного взаимодействия их ребенка с социальным окружением, в первую очередь с самими родителями. Считают, что все признаки диагноза ЗПР пройдут сами.
3. Родители проявляют: бессмысленное упрямство и не признают диагноз, проявляют немотивированную грубость и ярко выраженный негативизм по отношению к педагогам, особенно, когда поступают жалобы, на поведение их ребенка.
Но так ли страшна задержка психического развития? Что делать родителям и педагогам, чтобы ребенок с таким диагнозом гармонично влился в обычную жизнь общества?
Выполняя рекомендации специалистов, ребенок быстро вовлекается в социум, и у него развиваются коммуникативные черты характера.
Психологи рекомендуют все силы сконцентрировать на развитии детей с ЗПР : для многих положительный результат будет очевиден.
Проводить регулярные занятия на развитие всех мыслительных процессов
1. Заниматься с логопедом, дефектологом и психологом.
2. Больше рисовать, лепить, клеить и т. д.
3. Тренировать эмоциональную сферу с помощью современных методик: арттерапии, сказкотерапии, игровой терапии и т. д.)
4. Формировать пространственное и абстрактное мышление посредством специальных занятий
5. Комплексно подходить к развитию ребенка с параллельным медикаментозным лечением, физиотерапией, ЛФК, массажем и спортивными занятиями
Помнить, что это диагноз, от которого есть много шансов избавиться, если родители сами будут понимать, что «ЗПР» не приговор, а путь к развитию