dream
Конспект семинара-практикума для педагогов на тему «Адаптация дошкольников к условиям ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 28 П. САДОВЫЙ МО ЕЙСКИЙ РАЙОН
Конспект
семинара-практикума для педагогов
на тему : «Адаптация дошкольников к условиям ДОО»
Автор: Ю. В. Лащева
старший воспитатель МбДОУ ДС № 28
п. Садовый МО Ейский район
Задачи:
• определить способы оказания помощи детям в адаптационный период;
Публикация «Конспект семинара-практикума для педагогов на тему „Адаптация дошкольников к условиям ДОО“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
• сформировать у родителей представление об игровых методах и приемах, которые способствуют успешной адаптации и социализации дошкольников;
• укрепить сотрудничество педагогов и родителей.
Оборудование: информационные папки с приложениями; ватман; анкеты и опросники; листы белой бумаги; карандаши; маркерная доска; фломастеры; «Дерево успеха»; яблоки, вырезанные из цветной бумаги (трех разных цветов).
Ход семинара-практикума
Вступительная часть — теоретическая
Начинается семинар-практикум с теоретической части, в ходе которой выступают специалисты детского сада:
• заведующий ДОО знакомит участников с организационными моментами проведения мероприятия;
• медицинский работник рассказывает о культурно-гигиенических навыках, необходимости их формирования у детей, о причинах, по которым ребенка могут не принять воспитатели в группу и др. ;
• воспитатели рассказывают о режиме и распорядке дня в группе, предстоящих занятиях, методах и приемах работы с детьми, годовых задачах ДОО;
.
Основная часть — интерактивная
После теоретической части ведущий предлагает участникам поиграть. Для этого они произвольно рассаживаются за столы. На столах заранее разложены перевернутые листочки с указанием того, какую роль родители, севшие за данный стол, будут играть — администрации ДОО, воспитателей, родителей, детей. Таким образом, они образуют 4 команды.
Каждой команде помогает один из воспитателей ДОО. Руководит ходом игры ведущий.
1-й этап — психологическая разминка
Каждая команда получает задание:
• изобразить летающего человечка (фантазера, который живет на крыше);
• «нарисовать» в воздухе подарок для команд соперников, которые должны угадать его;
• изобразить жестами и мимикой, как воспитатель выражает недовольство поведением ребенка.
2-й этап — «Знаете ли вы своего ребенка?»
Эксперт раздает родителям опросник. Они отвечают на вопросы:
• какое занятие у вашего ребенка самое любимое?
• кто, по мнению ребенка, в семье самый красивый?
• что больше всего любит кушать ваш ребенок?
• какое блюдо у вашего ребенка самое нелюбимое?
• какая любимая сказка или мультфильм?
• как зовут лучшего друга или подругу вашего ребенка? Напишите их имена.
Затем ведущий рассказывает о важных факторах адаптации детей к ДОО. Один из них — темперамент ребенка. После небольшого сообщения на эту тему он предлагает родителям определить тип темперамента своего ребенка с помощью анкеты исследования «Тип темперамента»
А Б В Г
Поведение Эмоциональные переживания Настроение Речь Терпение
Адаптация Коммуникабельность Поведение Отношение к новому (восприятие нового) Всего баллов:
Родители заполняют анкету, затем подсчитывают количество отметок в каждом столбике. Ведущий им помогает. Тип темперамента, по которому набрано самое большое количество баллов, — основной:
• А — холерик;
• Б — сангвиник;
• В — флегматик;
• Г — меланхолик.
Далее ведущий переходит к следующему фактору, который влияет на адаптацию вновь поступивших детей, — психологической компетентности педагогов. Рассказывает родителям о том, что данному вопросу в ДОО уделяется особое внимание. С целью повышения психологической грамотности с педагогами проводятся специальные занятия. Результаты тестирования в конце учебного года показали положительную динамику развития педагогического коллектива в этом направлении.
3-й этап — дискуссия на тему «Что влияет на адаптацию ребенка к условиям ДОО?»
Каждая группа участников выдвигает факторы, которые влияют на адаптацию ребенка к условиям ДОО. Затем вместе с ведущим обсуждают результаты и складывают на доске оптимальную схему с помощью карточек разного цвета.
4-й этап — «Успешная адаптация ребенка — обязанность или задача взрослых?»
Ведущий просит участников каждой команды продолжить фразу: «Чтобы адаптация проходила более успешно, надо…" Участники отвечают от имени того, кого они представляют. На выполнение задания дается 5 мин. Помощники команд (воспитатели) собирают ответы и передают их ведущему.
Затем участники отвечают на вопрос: «Какие могут возникнуть трудности при адаптации?» После чего приглашается один из участников от каждой команды, который озвучивает, что было самым важным в ответе на оба вопроса.
5-й этап — «Главные воспитатели в жизни ребенка — родители»
Ведущий предлагает участникам придумать 3 способа (стратегический, тактический, фантастический) помощи дошкольникам в адаптации от лица родителей. Затем они вместе обсуждают результаты работы.
6-й этап — «Анкетирование»
Воспитатели раздают родителям опросники «Знаю ли я своего ребенка?» с ответами детей. Дошкольники отвечали на аналогичные вопросы накануне мероприятия. Ведущий предлагает участникам сравнить свои ответы с ответами детей. Часто ответы не совпадают. В этом случае ведущий тактично напоминает родителям о том, что нужно больше общаться с ребенком дома, уделять ему внимание, расспрашивать, как прошел день в детском саду.
7-й этап — «Ведущая деятельность дошкольников — игра»
Далее ведущий рассказывает о том, какое влияние на успешную адаптацию и социализацию дошкольников оказывают игры. Какие игры и игровые упражнения на развитие социального компонента, коммуникативных навыков следует проводить с детьми, которые только что поступили в детский сад. Приводит примеры: игры «А меня зовут…», «Комплименты по кругу», «Назови ласково соседа справа…», упражнение «Улыбка по кругу». Участники семинара-практикума проводят 1–2 игры.
После этого ведущий озвучивает результаты анкетирования на тему «Во что играют дети дома?», обсуждает с родителями выявленные проблемы, дает рекомендации по их решению.
Заключительная часть
Ведущий проводит рефлексию семинара-практикума : каждый участник записывает свой вариант окончания предложения: «Работая с группой, я понял (-а…" Ответы передают ведущему.
Затем педагоги выходят из комнаты, а родители прикрепляют на «Дерево успеха» вырезанные из цветной бумаги яблоки:
• красное: «Семинар понравился, я думаю, что мое участие в нем поможет лучше узнать ребенка и улучшить его адаптацию»;
• желтое: «Сомневаюсь, что данный семинар помог мне»;
• зеленое: «Жалею, что принял (-а) участие в семинаре».
Сюрпризный момент. Педагоги возвращаются в комнату и поощряют родителей за участие в семинаре-практикуме, раздают магниты с символикой семьи, медальки или другие подарки.
Приложение 2
Анкета для родителей «Условия семейного воспитания»
Приложение 3
Анкета для родителей «Во что играют дети дома?»
Протокол обработки результатов анкетирования
№ Ответы родителей Количество ответов %
1. Игры, в которые ребенок играет дома
а подвижные (бегает, прыгает, играет с мячом, танцует и др.)
б интеллектуальные (составляет слова, отгадывает ребусы, складывает мозаику, пирамидки и др.)
в технические (конструктор, машинки, краны, паровозы и др.)
г сюжетно-ролевые (изображает роли мамы, папы, дочки, сына, какого-либо героя и др.)
2. Социальный аспект игры: что больше нравится ребенку
а играть одному
б играть с другими детьми
в играть со взрослыми
3. Частота совместных игр детей и родителей
а очень часто
б когда как
в очень редко
4. Инициаторы игры
а родители
б ребенок
в кто-то другой
5. Игрушки, с которыми играют дети
а с игрушками, купленными в магазине
б с разными предметами, которые находят дома, на улице
___