Екатерина Пашкова
Конспект занятия «Знакомство с воздухом» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с воздухом
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5г. Курганинска
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности «Знакомство с воздухом». для детей старшей группы
Воспитатель:
Пашкова Е. В.
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с воздухом“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
Цель: развивать познавательную активность детей, изучить свойства воздуха на основе опытов, расширять кругозор, воспитывать интерес к неживой природе.
Задачи: - познакомить детей с понятием воздух, его свойствами и ролью в жизни человека;
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
- развивать словесно-логическое мышление, воображение, связную речь умение грамотно строить ответы на заданные вопросы, интерес к природным явлениям, к познавательно-исследовательской деятельности.
Оборудование:- шарик,
- пакет полиэтиленовый – по количеству детей;
- соломка - по количеству детей;
-банка с водой, мелкие предметы (камень, пуговица, губка);
- веер – по количеству детей.
Содержание образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
Воспитатель вносит шарик (улыбающийся).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я вам принесла! Как вы думаете, какое настроение хочет передать вам этот шарик?
Дети: Веселое, радостное!
Воспитатель: А какое еще бывает настроение?
Дети: Грустное, унылое и т. п.
Воспитатель: Правильно, настроение у нас каждый день меняется, потому что каждый день что-нибудь случается. То мы злимся, то улыбаемся, то грустим, то испугаемся.
Давайте начнем день только с хорошего настроения. Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь.
(мотивация к познавательной активности)
Посмотрите на еще раз на шарик. Как вы думаете, внутри шарика находится что-нибудь или нет? Давайте проверим: я развяжу шарик, а вы подставите ладошки и скажите. Почувствовали что-то или нет.
Дети подставляют ладошки под струю воздуха.
Воспитатель: Так есть что-то в шарике или нет? Ведь мы ничего не видим, но что-то чувствуем. Что же это?
Отгадайте загадку:
Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета.
Угадайте, что же это?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно, это воздух. И я предлагаю заняться сейчас исследованиями и исследовать свойства воздуха. Скажите ребята,а вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет.
Воспитатель: Раз мы его невидим, значит, какой воздух?
Дети: Прозрачный, бесцветный, невидимый.
Воспитатель: А чтоб воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу ловить воздух?
Дети: Да.
II. Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, закручиваем его, он похож на подушку. Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненький. Почему?
Дети: В нем нет воздуха.
Воспитатель: Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделали! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
Наблюдение
III. Воспитатель: А сейчас я покажу, как можно еще увидеть воздух. Возьмите каждый по соломке и подуйте через нее в стакан с водой. Что выходит из воды с пузырьками?
Дети: Воздух.
Воспитатель: А какие еще пузыри можно пускать?
Дети: Мыльные.
Воспитатель: Что находится в мыльных пузырей?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Воздух находится везде.
IV. Подвижная игра «Земля, Вода, Огонь, Воздух».
Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих. Произносит при этом одно из четырех слов: Земля, Вода, Огонь, Воздух. Если ведущий скажет слово «Земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-нибудь домашнее или дикое животное. На слово «Вода» играющий отвечает названием рыбы, на слово «Воздух» - название птицы. При слове «Огонь»все должны быстро несколько раз повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается ведущему.
V. Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик».
Встать, ноги на ширине плеч. Представить, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклониться как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватить руками грудь, голову опустить, произнеся на выдохе «п-ф-ф» - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем «ф-р-р» - а это уже довольный ежик. Повторить 5 раз.
VI. Воспитатель: Дети посмотрите, на столе стоит банка с водой и лежат разные предметы (камень, пуговица, губка). Как вы думаете есть ли воздух в этих предметах?
Дети: Ответы разные.
Сравнительный опыт
Воспитатель: А давайте проверим! Я буду опускать эти предметы в воду, а вы внимательно наблюдайте, что произойдет? (предметы тонут, при этом из них выходят пузырьки, которые поднимаются вверх).
Пузырьки – это воздух, он был в предмете и вышел из него. Когда предмет попал в воду. Пузырьки воздуха поднимались вверх; воздух легче воды.
Опыт (обобщающий)
VII. Воспитатель: А теперь я вам покажу как воздух занимает место. У меня есть стакан, на дне которого закреплен листочек бумаги. Как вы думаете, если опустить стакан в воду, что произойдет с листочком, он намокнет или останется сухим?
Перевернув стакан вверх дном, медленно опускаем его в воду (стакан надо держать прямо, пока он не коснется дна. Затем достаем стакан из воды. Почему бумага на дне стакана осталась сухой?
Дети: Внутри стакана воздух.
Воспитатель: Правильно! В стакане есть воздух, это он не дал воде намочить листочек, он не пропустил воду в стакан.
А теперь я опущу стакан с листочком в воду, но держать стакан буду немного наклонно. Что появляется в воде?
Дети: Пузырьки.
Воспитатель: Откуда они взялись?
Дети: Воздух выходит из стакана и его место занимает вода.
Воспитатель: Что произошло с нашим листочком бумаги?
Дети: Он намок.
Воспитатель: Правильно! Вода вытеснила воздух из стакана и заняла его место, заняла все пространство и намочила листочек бумаги.
VIII. Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером с начала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветер.
Воспитатель: Когда воздух движется, получается ветер.
IX. Воспитатель:
Раз – руки вверх махнули
И при том вздохнули
Два – три нагнулись.
А четыре – прямо встали и сначала повторяем.
Воздух сильно мы вдыхаем
При наклонах выдох дружный
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики
Девочки и мальчики.
X. Рефлексия.
Воспитатель: Ну вот, ребята как много сегодня узнали о воздухе, научились ловить и слышать его. Какими свойствами обладает воздух?
Дети: Воздух невидимый, прозрачный, без запаха, без вкуса, везде вокруг нас, мы им дышим.