Светлана Жаркова
Конспект занятия «Знакомство с песенным творчеством Анны Петряшевой»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Знакомство с песенным творчеством Анны Петряшевой".
Цель занятия : раскрыть художественное содержание музыкальных произведений Анны Петряшевой.
Задачи занятия :
Обучающие:
- обучить дикционным и артикуляционным навыкам;
- закрепить понятия «солист», «дуэт», «трио»;
- формировать умение чисто интонировать, качественно звучать с различными
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с песенным творчеством Анны Петряшевой“» размещена в разделах
динамическими нюансами;
Развивающие.
- способствовать развитию образного мышления средствами музыкальной
выразительности;
- развивать певческие умения и навыки учащихся на знакомом музыкальном материале;
Воспитательные.
- формировать умение творчески взаимодействовать в коллективе;
- вызвать музыкально-эстетический отклик на произведения.
Педагогические образовательные технологии.
личностно – ориентированная технология,
технология развивающего обучения,
информационная,
исполнительская технология: формирования певческой культуры, Body percussion.
Тип занятия : комбинированный.
Методы: метод побуждения к сопереживанию (эмоциональное воздействие, словесный, практический, метод показа и подражания, анализ услышанного музыкального произведения.
Планируемые результаты:
Формировать коммуникативные компетенции:
- предоставить возможность каждому учащемуся комфортно чувствовать себя в игровой ситуации,
- взаимодействовать эмоционально со сверстниками в совместной творческой деятельности.
Формировать творческие компетенции : эмоционально-ценностное, заинтересованное отношение к музыкально-творческой деятельности;
Оборудование: музыкальный центр, ноутбук, фортепиано, презентация, флэш–носитель, детские минусовые фонограммы, наглядное пособие (портрет, иллюстрации).
Ход занятия
Деятельность педагога
(дословное словесное описание деятельности педагога в прямой речи)
Подготовительная часть.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть! Поприветствуем, друг друга, споем «Всем привет». Коммуникативная игра со звучащими жестами «Собирайтесь все в круг». Ребята, сегодня я вам предлагаю представить, что каждый из вас взял по шарику, и мы летим на большом воздушном шаре. Звучит песня «Шарики воздушные» Анны Петряшевой.
Организационная часть.
1) Дыхательная гимнастика. Показ упражнений, тренирующих дыхание. Упражнение «Надуваем шарик».
-глубокий вдох через нос, выдох через рот (следим за тем, чтобы плечи не поднимались);
-поработаем мышцами живота (резкое сжатие межреберных мышц, задержка дыхания, выдох);
прямо - вдох, влево - выдох, прямо - вдох, право - выдох.
Приземляемся на бульвар «Звуков», оставляем свои воздушные средства на стоянке и начинаем пешеходную прогулку через бульвар. Мы идем, и поём обо всём хорошем и видим.
Упражнение «Чайка». Увидели много птиц-чаек, их посчитаем «от 1 до 10» с нарастанием динамики, в конце кричим 3 раза как чайка.
Прогоняем кошечку «кш»- «ч».
Жужжит комарик «Зззз» с динамикой громче – тише и наоборот.
«Стрекочет цикада» на звук Ц. - ц - ц - ц, также усиливая и ослабевая звучание;
Разучивание нового упражнения «Бабочка».
2) Перед нами улица «Забавный язычок».
Начинаем зарядку для губ, щёк и языка.
Поднимаем язычок до носа и опускаем до подбородка (растягивается нижняя часть язычка, и укрепляются мышцы нижней челюсти, каждое упражнение повторяем 10 раз.
«Пылесос» - сворачиваем язычок в трубочку и делаем вдох и выдох через открытый рот;
«Трубочка» - вытянутыми губками делаем круговые движения в разные стороны;
«Поцелуй» - чмокаем губами;
«Клоун» - растягиваем широко губы в улыбке так, чтобы были видны все зубы;
«На горке» - глиссандо голосом вверх и вниз.
3) Продолжаем нашу прогулку на бульвар «Скороговорок».
Здесь будем проговаривать скороговорки.
Проговаривание в медленном темпе скороговорку «Мышки сушек насушили, мышки мышек пригласили, мышки сушки кушать стали, мышки зубки поломали».
А теперь начнём говорить очень медленно скороговорку, постепенно ускоряя темп.
4) Следующая улица «Распевочная».
Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки. Будем укреплять свои голосовые связки.
По восходящему и нисходящему хроматическому движению поём песенку «Едет, едет паровоз».
- Давайте вспомним «Что такое темп?», «Какие темпы в музыке вы знаете?»
Прибаутка «Василек» с прохлопыванием долгих и коротких звуков.
Попевка «Уж как шла лиса»-
исполнение на 2 звуках песенки напевно, протягивая гласные, сопровождая звучащими жестами (хлопки, шлепки, щелчки);
пение на одной ноте различные слоги в единой певческой манере (ма, ба, да);
пение упражнения на выработку активного звука (начинаем с 1 ступени и до 4 ступени на разные штрихи);
пение звуков трезвучия в нисходящем движении (выработка чистоты унисона и правильное формирование гласных звуков).
Основная часть.
Сейчас, представьте, вышел на сцену маленький артист.
Если он один поет, значит, он - солист.
(иллюстрация «Солист»).
Спела песенку одна — настоящая артистка наша (имя) солистка.
2. Если выйдем мы вдвоём, то в дуэте вам споем
Считалочка «Шла коза по мостику» (иллюстрация «Дуэт»);
3. Если вы споете все вместе, втроем скороговорку
«Три сороки-тараторки»- получится вокальный ансамбль (малой формы) Называется такой ансамбль — трио.
(показывает наглядное пособие «Трио»).
Спойте вместе: «Наш ансамбль трио — мы поем красиво».
А теперь я попрошу спеть всех детей вместе в вокальном ансамбле.
Учащиеся все вместе поют: «Мы в ансамбле своём, Дружно песенки поем».
Сейчас мы вспомним с вами песню «Шарики воздушные» А. Петряшевой, которая звучала в начале нашего занятия.
Начальный этап работы над песней-
а) анализ словесного текста и содержания произведения.
- Скажите, ребята, о чем эта песня? (воздушный шарик — это детство, чудо, глядя на шары у людей улыбки, счастье на лицах)
б) определение формы (куплетная, двухчастная, трехчастная)
в) членение текста по предложениям, фразам,
работа над припевом, разучивание мелодической линии по фразам;
г) исполнение;
А сейчас я рассажу вам об ее авторе.
Ребята, эта замечательная песня написана современным композитором, Анной Петряшевой, проживающей в городе Пенза. Песенная палитра широка. Её песни это свет, чистота, проникновенность, сказочность. Песенный репертуар Анны строится на сюжете взаимодействия личности и природы, личности и общества, мечты, изучения и постижения своего внутреннего мира. Анна не только пишет музыку, но и сама автор текста своих песен. Они реалистичны.
Песни Анны Петряшевой учат добру, бережному отношению ко всему живому, побуждают нас сопереживать героям, ценить дружбу. А такие песни как «Мама», «Сестрёнка и брат», «Мой папа», «Дедушка» - уважать и любить своих близких. Предлагаю одну из этих песен сейчас послушать.
Слушание ««Сестрёнка и брат»»
Герой замечательных песен «Двое под зонтиком», «Три медовые коврижки», «Я найду свой путь», «Земляника» выступает как творец : творит полезное для себя и общества.
Послушаем песню «Три медовые коврижки»
Благодаря развитию и популяризации интернета песенное творчество Анны Петряшевой быстро получило широкую известность в среде, связанной с детским певческим творчеством. Её песни стали настолько популярны, что, к примеру, в родном городе Пензе ни один конкурс теперь не проходит без исполнения полюбившихся детворе песенок о маме, о детстве и друзьях, любимых животных и о природе.
Они вызывают подлинные эстетические переживания.
Практическая часть.
Актуализации опорных знаний и умений, необходимых для изучения нового материала.
Вспомните, какую песню мы разучили на прошлом занятии?
Сегодня мы продолжим работу над этой песней.
Песня «Мама»
Алгоритм работы:
а) работа над чистотой интонации,
б) следим за чёткой дикцией, за своевременным началом и окончанием музыкальных фраз.
в) работа над кантиленой;
г) теперь исполним эту песню, проговаривая все буквы очень четко, так, чтобы наши зрители не пропустили ни одного слова в тексте песни, и все поняли, о чем вы поёте.
д) постарайтесь передать доброе, трепещущее настроение.
ж) пойте слаженно и слушайте друг друга.
Песня исполняется протяжно, связно.
Физкультминутка.
Лети, летит по небу шар.
По небу шар летит.
И знаем мы - до неба шар
никак не долетит.
1) Слово «шар» заменяем на звук «шшш.» и руками показываем круг – рисуем в воздухе большой шар;
2) Слово «летит» заменить на движение «машем крылышками» руками;
3) Слово «небо» вслух не произносим, а показываем указательным пальцем в небо;
4) Слово «мы» не проговариваем, а указываем правой ладошкой на себя. Кладем ладонь на грудь.
Организация работы по созданию продукта деятельности.
Рефлексия результатов занятия. Заключительная часть.
Ребята, сегодня мы много говорили о творчестве Анны Петряшевой :
- А какой он мир в песнях Анны Петряшевой?
- Решите для себя, какая песня вам больше всего понравилась сегодня?
-Замечательно. Чтобы вы не выбрали – каждая из песен композитора прекрасна и близка вам по настроению
В музыкальных произведениях Анны Петряшевой слышны озорные колокольчики детского смеха, милая мамина улыбка. Мелодичные детские песенки автора легко запоминаются и приносят радость всем, кто занимается певческим творчеством с детьми. Анна Петряшева - солнечный человек с необыкновенной созидательной силой. Ее творчество дает нам возможность реализовать свои вокальные и артистические таланты, за что мы говорим ей - спасибо!
Домашнее задание:
Сегодня на занятии мы уделили большое внимание развитию голосового аппарата, работали над дыханием, звуковедением в целом вы старались, вы – молодцы! Но, чтобы у нас все получалось еще лучше: дома перед зеркалом выразительно, проговаривайте стихотворный текст понравившейся песни Анны Петряшевой, что поможет вам при пении добиваться выразительного звука.
Прощаться, как известно,
Не очень интересно.
Но мы кивнем друг другу,
Помашем на прощанье
И дружно-дружно вместе
споем мы: «До свидания!»