Наталья Новикова
Знакомство дошкольников с защитниками Отечества — основа воспитания гражданско-патриотических чувств
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение
Одной из важнейших задач дошкольного учреждения является развитие у детей высоких нравственных качеств, в том числе патриотизма, гражданственности, уважение к своей истории, к людям, защищавшим отчий край в лихолетье, воспитание готовности к подвигу.
Публикация «Знакомство дошкольников с защитниками Отечества — основа воспитания гражданско-патриотических чувств» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- День защитника Отечества. 23 февраля
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
«Патриотическое воспитание направленно на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время», - говорится в «Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Сложное чувство патриотизма возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, родным местам, родной стране. Патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.
Перед нами стоит нелегкая задача – донести всю глубину понятия «гражданин Отечества» до маленького человека, привить ему любовь к Родине. Будущее наших детей сегодня зависит от социальной позиции каждого.
Мы призваны сохранить свою духовность, разобраться и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную Родину, а такую, какая она есть. Каждый из нас знает: любить и беречь можно только то, что чувствуешь, понимаешь. А что может сегодня заинтересовать ребенка яркостью восприятия, чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это многовековая история и культура нашей Родины.
Почему же так остро стоит сегодня вопрос о гражданственности россиян и их патриотизме.
В связи с этим, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения.
2. Значение ознакомления дошкольников с защитниками Отечества в формировании патриотических качеств личности.
Патриотическое воспитание в ДОУ направленно на развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста, на воспитание патриота, любящего свою Родину и гордящегося ее защитниками.
Очень важно приобщить ребенка к истории своей страны. Чтобы воспитать уважение и гордость за землю, на которой живешь, детям необходимо знать и изучать вклад своих предков в развитие страны. Именно знание истории народа и его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего народа.
Всем известно, что формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Поэтому уже с раннего детства нужно воспитывать уважение к героям-защитникам Родины.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста.
Придёт время и сегодняшний дошкольник будет ответственен за будущее своей малой родины, страны, Отечества. И очень важно, чтобы ознакомление детей защитниками Отечества эффективно повлияло на воспитание у дошкольников патриотических чувств, на воспитание личности с активной жизненной позицией, в центре которой будет осознание собственной ответственности за судьбу Родины, Отчизны.
3. Интегративное содержание образовательного процесса ознакомления дошкольников с защитниками Отечества
История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Помимо побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной памяти. Содержание работы по ознакомлению дошкольников с защитниками Отечества можно разбить на 3 блока:
I блок. «История Древней Руси, богатыри Земли русской»;
II блок «Отечественная война 1812 года»
III блок «Великая Отечественная война», герои современных войн
I блок. «История Древней Руси, богатыри Земли русской»;
Цель: формирование у дошкольников представлений о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях.
Задачи блока:
Познавательные:
• Познакомить детей с отдельными эпизодами истории Древней Руси: (с событиями Куликовская битва, татаро-монгольское иго и т. д.
• Обобщить и систематизировать знания детей о былинных образах богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича; их жизни, подвигах, видах оружия, доспехах.
• Закрепить названия элементов костюма русского богатыря: кольчуга, рубаха, шлем, сапоги и оружия русского воина: палица, копье, щит, меч, стрелы, булава, лук.
• Формирование элементарных представлений о русской народной культуре через восприятие музыки, фольклора, произведений искусства, развитие творческой деятельности детей, прослушивания русских народных мелодий; рассматривание репродукций; создание выставки детских рисунков
Развивающие:
• Развивать интерес к истории культуры Родины;
• Закрепить знания детей о том, кто такие былинные богатыри, какими качествами они обладают и есть ли сейчас богатыри в современной жизни;
• Развивать звуковую и интонационную культуры речи
• Активизировать словарь детей словами: Древняя Русь, былины, сказители, богатыри, кольчуга, шлем, щит, меч.
• Развивать творчество посредством передачи своих впечатлений в (худ-эстет развитие и социально-коммуникативное) рассматривание картин
• Развивать желание заниматься физической культурой, быть ловкими, быстрыми, выносливыми, похожими на Илью Муромца, Добрыню Никитича
Воспитательные :
• Воспитывать у детей патриотические качества, стремление быть похожими на былинных богатырей, «богатырей современности», гордость за своих предков.
• Воспитывать взаимопомощь, выдержку.
Решение поставленных задач влечет за собой поиск расширенного содержания и разных форм работы через взаимосвязь разных видов деятельности и интеграцию образовательных областей.
Интегрированные занятия помогают дать детям знания о богатырях из разных сфер деятельности и реализовать творческие возможности детей: познавать, думать, обогащать словарь, петь, читать стихи, танцевать, рисовать, лепить, клеить, развивать физические качества, коммуникативные умения.
II Блок «Отечественная война 1812 г.» :
История Отечественной войны – это история героизма, стойкости, мужества наших предков, история единения людей перед лицом общей опасности. Память о той войне и её героях жива и будет продолжать жить и дальше. Она необходима для современного поколения и поэтому, никогда не утратит своей актуальности. Война 1812 года – благодатная тема для интегрирования, хотя литературный материал используется в основном не программный, а дополнительный. Образы русских полководцев, мощная фигура Наполеона, патриотический взлёт русского народа – всё нашло самое широкое отражение в произведениях литературы, живописи, музыки.
Можно определить следующую цель блока: развитие у детей интереса к истории истории Отечественной войны 1812 года и чувство уважения к великим полководцам
Познавательные:
• Познакомить детей с важным этапом в истории родной страны: с Отечественной войной 1812 года, с памятным местом Москвы – изба в Филях.
• Познакомить детей с отдельными эпизодами истории страны: Бородинской битвой,
через произведения искусства, информационные материалы.
• Познакомить с жизнью и подвигами русского полководца М. И. Кутузова
• Дать знания об исторических событиях 1812 года.
• Познакомить с русской и французской армией 1812 года.
• Познакомить с музыкой того времени: марш, сигнальная музыка, романсы и песни.
• Познакомить с творчеством Василия Васильевича Верещагина, батальной живописью.
• Дать знания об участнике войны - “русским Шубертом”. – Александром Александровичем Алябьевым
• Формировать знания детей о памятных местах Москвы, связанных и посвящённых событиям 1812 года.
Развивающие:
• Развивать интерес к событиям 1812 года;
• Развивать знания детей о полководцах и людях, вошедших в историю 1812 года.
• Развивать знания о вкладе Брянского народа в победу над Наполеоном
• Развивать знания детей об военной амуниции, вооружение
• Развивать творчество посредством передачи своих впечатлений в изобразительной деятельности (художественно- эстетическое развитие и социально-коммуникативное) рассматривание картин
• Развивать связную речь, активизировать словарь детей словами: полководец, провиант, фураж, доблесть, стойкость, стратегия, тактика.
• Развивать желание заниматься физической культурой, быть ловкими, быстрыми, выносливыми, похожими на русских полководцев
Воспитательные :
• Воспитывать у детей патриотические качества, стремление быть похожими на былинных богатырей, «богатырей современности», гордость за своих предков.
• Воспитание уважения к памяти людей, защищавших свою Родину.
• Воспитывать у воспитанников чувство гордости за свою страну и благодарность великим людям, служившим России;
Ш блок. «Великая Отечественная война» и современные войны.
В настоящее время очень часто касаются темы Великой Отечественной войны. А что знают современные дети о Великой Отечественной войне и ее участниках? Сейчас в наше время многие забывают подвиги воинов прошлого века, особенно молодое поколение. И поэтому отсутствует любовь к отчизне, гордость за мужество воинов, уважение к армии. С каждым годом все меньше и меньше остается ветеранов той страшной войны. Но воспоминания об этих людях и о событиях должны сохраниться в художественных произведениях, статьях, в личных дневниках очевидцев, которые мы будем читать, изучать, запоминать и гордиться подвигом нашего народа.
Поэтому целью данного блока является - формирование представлений о Великой Отечественной войне, людях подаривших нам мирное небо и современных войнах
Задачи:
Познавательные:
• Познакомить детей с отдельными эпизодами Великой Отечественной войны (Блокада Ленинграда, Курская битва, освобождение Брянска)
• Формировать знания детей о событиях военных лет, сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной Войне;
• Формировать элементарные представления полководцах Великой Отечественной войны : маршале Жукове Георгии Константиновиче, маршале Василевском Александре Михайловиче, маршале Рокоссовском Константине Константиновиче
• Познакомить детей с создателем автомата Калашникова- Калашниковым Михаил Тимофеевичем
• Формировать знания детей о нашем земляке Александре Морозове, создателе танка Т-34
• Формировать у детей обобщенное представление о значении Победы Брянского народа в ВОВ.
• Познакомить с дважды героем Советского Союза лётчиком П. М. Камозиным
• Формировать знания детей о партизанском движениии на Брянщине,познакомить с жизнью и подвигами партизан А. И. Виноградовым и героем Советского Союза Д. Н. Медведевым – командирами партизанских отрядов, Валентиной Сафроновой,Дмитрием Ефимовичем Кравцовым
• Учить детей ценить мир и осознавать свою роль в сохранении мира на Земле;
• Формировать знания о Визнюке Олеге Станиславовиче – командире разведывательного батальона, герои России и Сергей Владимировиче Василёве - командире отделения 6-й роты 104-го гвардейского Краснознамённого парашютно-десантного полка 76-й гвардейской Черниговской Краснознамённой воздушно-десантной дивизии
Развивающие:
• Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны, о том, как люди чтят память о героях - земляках.
• Закрепить знания о памятниках защитникам Отечества города Брянска : площади Партизан, кургане Бессмертия, П. М. Камозину, Д. Н. Медведеву, Виноградову А. И., Кравцову Д. Е.
• Развивать интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины;
• Развивать знания о защитниках отечества, о функциях армии;
Воспитательные :
• Воспитывать уважение к ветеранам, освободившим нашу страну от фашистов.
• Воспитывать интерес у детей к изучению истории своей семьи, воспитывать чувство гордости за членов своей семьи;
• Воспитывать уважение к ветеранам и к подвигам героев Великой Отечественной войны;
Как пробудить в ребенке чувство гордости за героев Великой Отечественной войны? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.
Только в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы чувство гордости за своё Отечество.
В связи с этим можно выделить следующие направления работы:
Социально-коммуникативное развитие
Через какие формы и приемы работы мы реализуем задачи социально – коммуникативного развития?
- Рассматривание слайдов, просмотр фрагментов документальных и художественных фильмов, из которых дети узнают о героических сражениях, о мужестве и стойкости русского народа. Один из результатов работы - использование в играх полученной информации, внесение детьми по их инициативе новых тем в сюжетно-ролевые игры. Ребята стремятся подражать героям, стремятся быть похожими на них, в речи используют военные слова.
Художественно-эстетическое развитие
Художественно-эстетическое развитие реализуется не только непосредственно на занятиях художественно-эстетического цикла, но и в процессе выполнения проектных и творческих работ. С целью развития предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства служит то, что дети начинают рисовать, лепить, конструировать. Через музыкальную деятельность и прежде всего восприятие, понимание смысла музыкальных произведений. Дети поют, вслушиваются в слова и представляют то, о чем поется. Можно обратиться к русским песням, песням военных лет как к средству, благодаря которому у детей развивается эмоциональная отзывчивость, сопереживание к людям, прошедшим и пережившим войну.
Физическое развитие
Одной из задач патриотического воспитания дошкольников является формирование у них активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины – к воинам Российской Армии. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины – эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них желание подражать воинам, быть такими же мужественными и смелыми, сильными и выносливыми, создают благоприятные условия для формирования у детей мотива («хочу быть таким, как солдат: смелым, сильным, выносливым, ловким»). Формирование у дошкольников нравственных чувств – таких как патриотизм, происходит через организацию специально разработанных физкультурных занятий и подвижных игр, тем самым прослеживается тесная связь физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма.
Проводятся спортивные соревнования, эстафеты, разные виды ходьбы и упражнения на координацию движений, которые являются хорошим средством формирования правильной осанки, воспитания дисциплинированности, готовности быстро и четко выполнять команды и распоряжения; развивают навыки пространственной ориентировки, глазомер, ловкость, быстроту реакции; содействуют развитию внимания, находчивости и других ценных качеств, необходимым будущим защитникам Родины.
Познавательное развитие
Относятся мероприятия, формирующие представление о Древней Руси, богатырях и защитниках России и Брянщины, о русской армии, Отечественной войне 1912г. и Великой Отечественной войне.
Это:
- познавательные занятия;
- беседы с родителями о родственниках-участниках Великой Отечественной войны; - привлечение родителей к совместному оформлению выставки, к подборке экспонатов; - тематические экскурсии;
- встречи с ветеранами войны и тыла.
- Исследование в проектной деятельности.
Речевое развитие включает в себя:
- ситуативные разговоры и беседы с детьми о Древней Руси, богатырях и защитниках России и Брянщины, о русской армии, Отечественной войне 1912г. и Великой Отечественной войне;
- беседы по картинам о войне;
- составление рассказов об участниках войны;
- чтение художественных произведений о войне.
Все вышеперечисленные направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Литература
1. Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В., Щербакова И. А. Как научить детей любить Родину. //М. 2003.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20011-2015 гг.»
3. Как растить гражданина. Дошкольное образование. //№ 5 – 2004.
4. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? //М. ТЦ Сфера – 2003.
5. Навицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. //М. Линкопресс 2003.
6. Сусловаэ. Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольника. //Детский сад от А до Я. 2003 - № 3.
7. Микрюков В. Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе. //М. Вако – 2009.