Алексеева
Консультация для родителей «Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Анна Алексеева
«Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок».
Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка. «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра» - писал известный писатель Джонни Родари: - «она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности.»
Публикация «Консультация для родителей „Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические сказки и стихи
- Темочки
Сказка занимает особое место в жизни ребенка.
Потребность в ней сохраняется на многие годы.
Любая сказка (народная или авторская) «обучает и воспитывает», т. е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.
У сказок множество функций :
• Сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;
• Пробуждает фантазию, творческую активность;
• Способствует пониманию внутреннего мира людей;
• Знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;
• Помогает формированию умению мысленно действовать в воображаемой ситуации;
• Помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности.
Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий :
• Сказки, раскрывающиеся потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения;
• Сказки, отражающие труд людей;
• Сказки, показывающие быт, традиции народа, особенности ведения народного хозяйства;
• Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями : труд, распределение, обмен, производство;
• Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость.
Как показывает практика использование сказки в педагогическом процессе многопланово:
• построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую экономическую- сферу социальной жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности (понимании
целесообразности деятельности, трудолюбие, экономность, бережливость, расчетливость и др.
•разработать и экспериментально проверить методику использования
сказок в целях экономического образования старших дошкольников.
Задачи: 1)Реализация первой задачи предполагала исследование сказочных произведений разных видов (народные сказки, авторские и др.) что позволило отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания. В нее вошли сказки, предлагаемые современными дошкольными образовательными программами и внепрограммные, адресованные детям младшего дошкольного возраста и адаптированные для работы с дошкольниками.
Следующий этап нашей работы заключался в детальном анализе содержания сказок, вычленении в них экономических категорий («деньги», «товар», «доход» и др.) и нравственных качеств личности, проявляющихся в различных ситуациях. Затем сказки были систематизированы с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста(5-6 лет) и имеющегося у них личного опыта ориентировки в «экономических» вопросах.
2) Реализация второй задачи предполагала создание программы работы со сказкой экономического содержания. В экспериментальной части исследования было выделено четыре этапа.
На первом этапе отобранные сказки подвергались дидактической обработке (вопросы экономической направленности, короткие диалоги, иллюстрации, схемы, модели и. т. д.). Авторские сказки экономического содержания упрощались и сокращались по объему.
На втором этапе дети знакомились со сказкой. Основная задача - вызвать интерес у детей к сказке, эмоциональное отношение к ее героям, подвести к пониманию содержания сказочного произведения
На третьем этапе дети осваивали «экономическое» содержание сказки, овладевали средствами взаимодействия со сказочными героями, умениями высказывать оценочные суждения о поступках героев с «экономических» позиций.
Четвертый этап характеризовался творческим применением экономических знаний и средств в самостоятельной детской деятельности (игровой, математической, трудовой и т. д.) Одна из задач - побуждение детей к сочинению сказок экономического содержания.
Основными педагогическими условиями построения системы экономического воспитания старших дошкольников на основе сказок являются :
использование сказки не только как средства «обучения» экономике, но и как средства развития личности;
В специально подобранных заданиях и представленных в пособии сказках дети знакомятся с такими основными экономическими категориями, как «труд», «разделение труда», «потребности», «товар», «расчет», «деньги» и др., встречаются с героями трудолюбивыми и ленивыми, добрыми и жадными, экономными и расточительными и т. д.
Итог: Полученные фактические данные подтверждают, что сказка является эффективным средством формирования старших дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развитие предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. Экономическое содержание осваивается не только со стороны его технологии, но, прежде всего, оно развивает системный взгляд на мир, формирует новую культурную позицию ребенка. Особенно важно это учитывать в процессе экономического воспитания. Сделать процесс экономического воспитания интересным и доступным поможет сказка. В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно – познавательные навыки.
Невозможна работа с художественной литературой, в общем, и в частности со сказкой, без участия родителей.
Родители в основном, теоретически признают необходимость знакомства со сказкой, а практически редко содействуют приобщению детей к художественной литературе, ограничиваясь включенным телевизором.
Вместе с тем, до настоящего времени отсутствуют научно – обоснованные рекомендации по использованию сказки с целью ознакомления дошкольника с азами экономики, нет системы работы с данным жанром в плане развития личности ребенка – дошкольника.
Задачей родителей является создание таких воспитывающих ситуаций, которые способствовали бы обогащению нравственно – экономического опыта дошкольников.