Лавринчук Мария Юрьевна
Значение театрализованной деятельности дошкольников в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты,
морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира
детей…
(Б. М. Теплов)
В детском саду театрализованная деятельность одна из самых доступных видов искусства для детей, она дает возможность ребенку удовлетворить его любые желания и интересы, знакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и звуковую культуру речи. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка.
Публикация «Значение театрализованной деятельности дошкольников в условиях ФГОС» размещена в разделах
Поэтому важнейшая задача дошкольного образования — сформировать внутренний и эмоциональный мир ребенка, его духовно-нравственный облик; развивать способность не отрывать восприятие явлений жизни от их эмоционально-нравственной оценки, видеть мир целостно и не отделять самого себя от окружающей действительности. Обратимся к целевым ориентирам, которые определяет ФГОС ДО, на этапе завершения дошкольного образования : ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. В соответствии с данными ориентирами важно строить всю педагогическую работу, исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка, ценности его своеобразия. Поэтому на первый план необходимо выдвинуть художественно-эстетическую деятельность, как обладающую наибольшими развивающими возможностями, соответствующую природе детства, в которой полнее проявляется потребность ребенка в преобразовании. Проявлением такой деятельности для дошкольника становится прежде всего театрализованная, поскольку: основывается на театральном искусстве, являющимся синтетическим (объединяющим в е виды искусства); близка к игре — наиболее доступной деятельности ребенка в дошкольном детстве, вместе с сюжетно-ролевыми играми имеет общую основу, являясь одним из видов творческих игр.
Театрализованная деятельность дошкольников — это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т. д., участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре. Включение ребенка в детскую театрализованную деятельность создаёт огромные возможности для развития его творчества, а именно: обеспечивает целостность и глубину воздействия, включающего ритмические, музыкальные, словесные воздействия, а также воздействие игрового пространства, усиленное эффектом групповой деятельности; позволяет создавать ситуацию импровизационного действия, которая дает участникам высокую степень свободы самовыражения;
обеспечивает безоценочность ситуации, что позволяет каждому участнику более полно и адекватно выражать собственные чувства, не опасаясь оценки и сравнения; обеспечивает высокий уровень включенности в происходящее действо; создает ситуацию вынужденного успеха, способствует творческому самовыражению, позволяя каждому ощутить себя в качестве успешного субъекта деятельности; позволяет символически изменить реальность в рамках происходящего, создает условия для участников труппы на модели реальности обучаться эффективным способам поведения и взаимодействия; создает атмосферу коллективного эстетического переживания, что является значимым фактором успешности, обеспечивая благоприятный эмоциональный фон.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.).
Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. У детей развивается творческая Театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Они вводят в текст новые сюжетные линии, дополнительные роли, меняют концовку и т. д. Иногда следует прибегать к приему творческого изменения концовки, особенно если она трагична. Отрицательных героев можно перевоспитать при активном участии детей, например, устраивать всяческие препятствия волку на его пути к домику, где живет бабушка Красной Шапочки.
В соответствии с ФГОС образовательная деятельность в дошкольном учреждении включает в себя: организованную образовательную деятельность, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, и самостоятельную деятельность детей. Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться в организованную образовательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей.
• Во время организованной образовательной деятельности включаем театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей: вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал; привлекают своей ненавязчивостью, отсутствием излишней сухости в изложении материала. Очень часто я использую свой любимый прием - перевоплощение ребенка в какого-либо героя (моряк, кот Матроскин, девочка Весна, бабушка). Так, на занятие по математике в гости приходит Петрушка, который не умеет считать, и дети объясняют ему правила математики, Винни Пуху нужно помочь посчитать пчелок на цветках; на занятиях по ознакомлению с окружающим миром смешной Карлсон с удовольствием постигает вместе с дошкольниками секреты ухода за растениями, а куклы-зверята разыгрывают представление на тему, как вести себя в транспорте, на занятии по рисованию приходит письмо от Буратино: «Ребята, напишите мне письмо в рисунках, как вы живете в детском саду»и т. д.
• Совместная деятельность детей и взрослых включает в себя:
- организацию игр и игровых ситуаций на прогулке, в игровых комнатах;
- чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне организованной деятельности в течение дня;
- игры-рисования на свободную тему;
- строительные игры с драматизацией.
Самостоятельная деятельность детей старшего дошкольного возраста – период расцвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью. Содержанием игр являются фантастические сюжеты, в которых реальность переплетается с событиями из мультфильмов, книг. Близость структуры игрового и сказочного сюжета дает возможность использовать литературную сказку как основу для развития сюжетосложения. Дети используют разные виды театров, различные декорации, сочинение, приплясывание, напевание и т даже игры и материалы из других игровых зон. Непосредственного участия в игре я не принимаю, лишь стараюсь направлять замыслы детей вопросами: «Что было дальше? Кого они встретили? Что с ними случилось?». Мою позицию можно определить как помощник в реализации детьми игровых замыслов.
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: игры драматизации и режиссерские игры.
В играх-драматизациях наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ. Виды игр драматизаций: игры-драматизации с пальчиками, с куклами бибабо, кукольный. театр, игра-драматизация с шапочками на голове, импровизация. в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
27 марта весь мир чествовал великое искусство, имя которому ТЕАТР. У нас в нашем дошкольном учреждении проходила неделя театра. Вся неделя была посвящена теме театра, с разных сторон - беседы для юных театралов "Как вести себя в театре". Дети, под руководством педагогов долго готовились к представлению: учили роли, готовили костюмы, помогали воспитателям в подготовке декораций и атрибутов. И вот наступил долгожданный день!
Юные актеры раскрыли раскрыли свои творческие способности. Сказка учила ребят взаимопомощи и выручке. Сколько положительных эмоций получили дети, педагоги. В моей подготовительной группе мы с ребятами поставили сказку Корнея Ивановича Чуковского "Муха-цокотуха. "
Приглашаю к просмотру! Не судите строго, съемка на мобильный телефон. Ссылку прилагаю https://youtu.be/S2KcQ2bPEOk