МААМ-картинки

Значение семейного воспитания в социальном развитии дошкольников

Ольга Сигаева
Значение семейного воспитания в социальном развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема духовно-нравственного воспитания человека всегда была и остается актуальной – в любую историческую эпоху и в любом государстве. Вопросы воспитания освещаются в различных философских, педагогических, психологических исследованиях, их значимость подчеркивается в высказываниях великих мыслителей. Предпринимаемые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. По мнению А. С. Макаренко, «воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит, и историю мира».Опыт многих поколений доказывает роль родительского воспитания на всю последующую жизнь ребенка и судьбу его родителей, что также исключительно точно передает А. С. Макаренко в своем высказывании: «Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это – не все: наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».Многие педагоги считали, что настоящие семейные ценности включены в повседневную жизнь семьи. Например, К. Д. Ушинский писал: «Семейный уклад охватывает ребенка со всех сторон и отовсюду ежедневно проникает в душу». Смыслообразующее понятие «ценности семьи» определяет важность, актуальность, общность интересов ее членов. Это любовь, родительство, верность, доверие, связь между поколениями и многие другие. Сама семья, как собирательный элемент этих факторов, тоже является ценностью. Духовные ценности, к которым относятся семейные традиции, семейные устои, понимаются как объединяющие идеи, порождающие стремление их отстаивать, защищать. С развитием общества каждому его этапу соответствует свой тип отношений между близкими людьми и то, что в этих отношениях ценится. Воспитание любви и уважения к родным и близким, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев ушло в наше время на второй план. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка. Для каждого ребёнка время, проведенное с близкими и родными, очень ценно. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи, а также принятие роли и исполнение роли. Принятие роли – это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Участники детских игр принимают на себя различные роли, например, при игре в дом (ты будешь мамой, ты – папой, ты – ребенком). Исполнение роли – это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру. Ранняя социализация осуществляется в семье, где ребенок усваивает модели поведения, обучается большинству важнейших ролей. Результатом ранней социализации является готовность к школе и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации, во многом зависит дальнейшая жизнь человека, так как в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность. Опираясь на разработки С. В. Чирковой по работе с родителями, мы разработали проект «Наша дружная семья». Данная тема позволила удовлетворить потребность воспитанников - поделиться впечатлениями, личным опытом; дала возможность педагогам сформировать навыки творческого рассказывания у детей; родители дошкольников смогли почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса. И самое главное, проект способствовал укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно. Проект мы начали с младшей группы, что было первым этапом работы. Со средней группы родители стали активными участниками воспитательно-образовательной работы. Они принимали участие в разработке совместных мероприятий, праздников, конкурсов, предлагали свои темы для обсуждения. При совместных занятиях больше узнавали о способностях детей, их интересах. Для детей это так же имело огромное значение : дети на примере взрослых знакомились с различными социальными областями, профессиями, становились на место учителей для своих мам и пап, что способствовало развитию их самооценки и положительному психологическому здоровью. В старшей группе работа была продолжена. Для большего контакта с родителями был создан сайт группы, где родители могли узнать о новостях, группы, наших успехах, получить личную консультацию по интересующему вопросу. Не меньший интерес для детей и родителей имели странички «Наш фотоальбом», «Наши интересные дела».

Публикация «Значение семейного воспитания в социальном развитии дошкольников» размещена в разделах

Наиболее интересными формами работы с родителями были:

Участие в совместных с детьми занятиях и развлечениях.

Совместное с детьми составление родословной, генеалогического древа, семейного альбома.

Участие в родительских собраниях, родительских клубах, «Круглых столах», психологических тренингах, ролевых играх.

Участие в «Театральных вечерах» и праздниках.

Оформление семейных газет, сочинений, изготовление семейного герба, оформление портфолио группы.

Распространение позитивного семейного опыта.

Проведенная работа показала, что один из важнейших факторов повышения эффективности воспитания подрастающего поколения – взаимосвязь учреждения и семьи, важна помощь педагога, который способен теоретические знания родителей перевести в практику радостного общения с ребёнком. Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка – дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Установление контактов с родителями – дело важное и непростое, требующее внимания, такта. Для этого надо хорошо знать семью, её воспитательные возможности, лучший способ воздействия через самого ребёнка. Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка.

Публикации по теме:

Значение предметно-развивающей среды в развитии связной речи у младших дошкольников 1 слайд. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Формирование семейных ценностей у дошкольников посредством интеграции семейного воспитания и дошкольного образования Формирование семейных ценностей у дошкольников посредством интеграции семейного воспитания и дошкольного образования в условиях реализации.

Консультация для воспитателей «Значение летних спортивных игр и упражнений в развитии дошкольников» Значение летних спортивных игр и упражнений в развитии дошкольников. Во всестороннем развитии человека важное место занимает его физическое.

Консультация «Значение дидактических игр в математическом развитии дошкольников»Консультация «Значение дидактических игр в математическом развитии дошкольников» Значение дидактических игр в математическом развитии дошкольников. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра.

Педсовет с родителями «Методы и формы раннего формирования основ культуры дошкольников, культуры семейного воспитания» Педсовет №3 (совместно с родителями) Методы и формы раннего формирования основ культуры дошкольников, культуры семейного воспитания, толерантное.

Педсовет «Значение художественно-эстетического воспитания в развитии художественно-творческих способностей дошкольников» Заведующий: Уважаемые коллеги, нашу сегодняшнюю встречу хочется начать с высказывания замечательного педагога В. А. Сухомлинского: «Истоки.

Важная роль музыкального воспитания в развитии слуха глухих и слабо слышащих дошкольников .

Выступление на районном семинаре «Значение лэпбука в математическом развитии дошкольников» Выступление на районном семинаре на тему: «Значение лэпбука в математическом развитии дошкольников». Докладчик: Шемонаева Т. Г.

Значение и использование принципа проблемности на примере экологического воспитания дошкольников На современном этапе одной из основополагающих задач образования и одним из важнейших направлений развития педагогической науки является.

Значение общеразвивающих упражнений в системе физического воспитания и развития дошкольников Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение семейного воспитания в социальном развитии дошкольников
Опубликовано: 5 октября 2018 в 14:13
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение семейного воспитания в социальном развитии дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Сигаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД