Егорова Светлана
Значение и психологическое влияние сказки на детей
«Значение и психологическое влияние сказки на детей»
Воспитатель: Егорова Светлана Павловна
Народ, не передающий все ценное из поколения в поколение, - народ без будущего. Таким проводником из прошлого в будущее являются русские народные сказки и сказки русских писателей.
В последние годы в российской системе образования произошли определенные позитивные перемены. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относиться и к прошлому нашего народа.
Публикация «Значение и психологическое влияние сказки на детей» размещена в разделах
Формирование представления о богатстве, разнообразии, нравственности, красоте культуры родного народа: приобщение к традициям нашего народа, воспитание лучших качеств его: трудолюбия, доброты, взаимовыручки, сочувствия, сопереживания – это и есть уважение к культуре и истории свей страны, чувства ответственности за ее сохранение.
Ознакомление детей с русской народной сказкой и сказами русских писателей – очень важная и неотъемлемая часть воспитания.
Сказка – проводник культуры в сердце ребенка. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая : хочешь себе счастья, учись уму-разуму. А героика – это, хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека.
Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силами добра. Очень важны сказки, в которых осмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусливость, глупость. Важно, чтобы ребенок не просто слушал сказку, а осознавал ее идею, вдумывался в подробности происходящего. Сказка помогает лучше узнать, понять и полюбить свою страну, оценить ее своеобразие и неповторимость.
Произведения народных сказок знакомят с разными сторонами действительности: с явлениями живой и неживой природы, с миром человеческих отношений, с миром собственных переживаний.
Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. Дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание. Сказки раскрывают перед детьми красоту и выразительность языка, как богата родная речь образными выражениями, сравнениями, юмором.
В волшебный мир сказок ребенок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересными уже к двум годам. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
По мнению психологов, знакомство со сказкой помогает ребенку понять окружающую действительность. Любая сказка – это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен и прост. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Приобщаясь к сказке, ребенок приобретает для себя вид психической активности – умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение – основа для любой творческой деятельности. Сказки детям повествуют готовую фантастическую историю, но оставляют при этом простор воображению.
Через сказку легче всего объяснить ребенку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми.
Понятие о добре представлены в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовыми прийти на помощь.
Детская сказка – одно из самых доступных средств для развития эмоций ребенка. Вместе с героями сказок, ребенок переживает эмоциональные состояния, передает эмоции через мимику.
Особую роль в ознакомлении с русскими сказками играет наглядность. Для лучшего понимания сказки, детям необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ, иллюстрации служат основной опорой для прослеживания событий, помогают лучше понять содержание, узнавать и характеризовать сказочных героев, рассказывать о событиях, что способствует развитию связной речи.
Многие считают, что сказка была и есть лишь плод народного досуга, а на самом деле она была и есть достоинством и умом народа, его исторической памятью, наполнявшей глубоким содержанием размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам. В любое время чтение сказок дают очень много и ребенку, и взрослому человеку, помогают им сблизиться душой, так как в сказке содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое, как сама жизнь.