Наталья Якунина
Консультация «Значение художественной литературы для детей младшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Огромно ее воспитательное значение, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, художественная литература воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Художественная литература, особенно иллюстрированная увлекает малыша, открывает и объясняет ребенку жизнь общества и окружающего мира. Литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает красивые образцы русского литературного образца.
Публикация «Консультация „Значение художественной литературы для детей младшего возраста“» размещена в разделах
Постепенно у детей формируется избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. Особенно детям нравятся сказки. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая малышей к повторению запомнившихся им отдельных слов, песенок персонажей.
Можно просто прочесть ребенку сказку, можно прочесть ее с выражением, можно рассказать импровизируя, а можно сделать сказку своим помощником в интеллектуальном развитии ребенка. Сказка приходит к нам в дом тогда, когда в нем появляется малыш. Вначале простенькие, маленькие сказки знакомят ребенка с окружающим миром. Затем ребенок пытается рисовать любимых героев, строить для них домики, дворцы, ребенок просит по нескольку раз читать одну и ту же сказку. Но для того, чтобы сказка принесла пользу малышу, со сказкой можно играть.
Например, после слушания сказок: «козлятки и волк», «кот, петух и лиса» можно детям предложить повторить песенки действующих лиц.
Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев. Даже если они повторяют интонацию воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.
Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы диалогической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Ребенок легко запоминает содержание стихотворений из цикла игрушки: А. Барто ; «Мой мишка» З. Александровой -эти небольшие четверостишья воспитывают у маленьких слушателей чувство симпатии, умение эмоционально откликаться на прочитанное. Дети повторяют их, улавливая созвучность, музыкальность стиха.
При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения.
Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.
Есть много сказок, которые помогут вашему малышу мыслить логически, разовьют воображение, речь, способность не теряться в сложных ситуациях.
Рассказывая ребенку сказку, остановитесь в том месте, где требуется ребенку помощь, там где он затрудняется, что-либо продолжить, вспомнить.
А помочь в этом смогут мнемотаблици или мнемодорожки (схематическое изображение предметов, которые помогут ребенку вспомнить предшествующие события и рассказать, что будет происходить дальше.
Ведь именно мнемотаблицы развивают память, внимание, глядя на схематическое изображение предметов, ребенок сначала с помощью взрослого, а потом и самостоятельно рассказать о содержании. Ребенок сможет самостоятельно рассказать про ситуацию, в какую попал герой.
Примите варианты ответов малыша, обсудите их, попытайтесь разрешить проблему, а затем дочитайте сказку до конца.
Учите детей воспринимать содержание литературных произведений, замечать выразительные средства, не ленитесь с детьми вместе делать схематические изображения- мнемодорожки, мнемотаблици, которые помогут ребенку вспомнить и передать содержание сказки.
Сочиняйте сказку, когда гуляете с малышом, едете в автобусе, заниматесь домашними делами. Услышав его сказку вы проникните в мир его мечтаний, привязанностей, тревог и надежд.
Удачи и добра вам и вашему ребенку!