Ирина Ивакина
Консультация «Значение дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Значение дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста»
Инструктор по физкультуре
Ивакина Ирина Витальевна.
г. Новосибирск, МКДОУ д/с 388.
Декабрь, 2019 год.
В настоящее время, проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития, в частности и на состояние здоровья в целом.
Темочки:
Поэтому педагоги большое внимание уделяют дыхательным упражнениям на учебных занятиях и в свободной деятельности, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких.
Анализ детской заболеваемости в дошкольных учреждениях показывает, что лидерами заболеваемости являются заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем - ОРВИ, ОРЗ.
Исследования ученых-медиков показывают, что в развитии дыхательного аппарата детей дошкольного возраста наблюдается дисбаланс: при относительной мощности легких, просвет верхних воздухоносных путей (полости носа, гортани) еще узок, дыхательные мышцы являются слабыми. Поэтому детей дошкольного возраста необходимо обучать правильному дыханию, что позволит укрепить мышцы дыхательных органов.
Дыхание является главнейшим источником жизни. Человек может прожить без пищи и воды несколько дней, но без воздуха самое большее – несколько минут. При недостаточном поступлении воздуха сердце и иммунная система начинают работать активнее, предотвращая тем самым проникновение инфекции и недостаток кислорода.
Дыхание – это втягивание и выпускание воздуха легкими как процесс поглощения кислорода и выделения углекислот живым организмом. При нормальном дыхании человек дышит через нос. Такое дыхание имеет большое значение для организма. Холодный воздух, проходя через слизистую оболочку носа, согревается. Кроме того, задерживаются частички пыли, попадающие с воздухом. Дошкольников необходимо обучать правильному носовому дыханию. Это позволит эффективно защитить легкие от пыли, переохлаждения и адаптировать их к холодному воздуху.
Существуют типы дыхания :
• нижнее, «диафрагмальное» (в дыхательных движениях участвуют только диафрагма, а грудная клетка остаётся без изменений; в основном вентилируется нижняя часть лёгких и немного-средняя);
• среднее, или «рёберное» (в дыхательных движениях участвуют межрёберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх, диафрагма также слегка поднимается);
• верхнее, или «ключистое» (дыхание осуществляется только за счёт поднятия ключиц и плеч при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном вентилируются верхушки лёгких и немного – их средняя часть);
• смешанное, или «полное дыхание йогов» (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части лёгких).
• Дыхательная система человека устроена таким образом, чтобы организм в целом мог приспособиться к любым изменениям окружающей среды.
Дыхательной гимнастикой можно начинать заниматься с детьми, достигшими возраста 4-5 лет.
Дыхательная гимнастика оказывает положительное воздействие на организм ребенка и обладает преимуществом:
1. Гимнастика сочетается со всеми циклическими упражнениями: ходьба, бег, плавание - особенно.
2. Дыхательная гимнастика - отличная профилактика болезней.
3. Гимнастика положительно влияет на организм в целом, так как в работу включаются все мышцы.
4. Гимнастика доступна всем!
5. Для занятий гимнастикой не требуется особых условий и специальной одежды (спортивный костюм, кроссовки и т. д., помещения.
6. Высокая эффективность. После первых занятий объем легких значительно увеличивается.
7. Дает хороший эффект для тренировки мышечной системы дыхательного аппарата и грудной клетке.
8. Гимнастика показана и взрослым, и детям.
Предлагаем несколько упражнений для самостоятельных занятий:
Упражнение «Снежинки».
Выполняется стоя. Держа в руках кусочки ваты, произвести вдох и подуть на вату (выдох). Струя длинная и холодная, не надувая щек при выдохе.
Игра «Эхо».
Дети распределяются на две группы. Первая группа вместе с воспитателем громко произносит гласные звуки или сочетания гласных. Вторая группа («эхо») тихо повторяет их. Затем группы меняются ролями.
Игра «Кто за кем или за чем следует?»
Воспитатель подбирает предметы и игрушки (три-четыре, ставит на стол, предлагает посмотреть на них и сказать, что за чем стоит. (Произнесение предметов по памяти, что за чем стояло на одном выдохе).
Особое внимание следует уделять дыхательным упражнениям и звуковой гимнастике
В чем же отличия обычного дыхания от речевого?
Обычное физиологическое дыхание –это вдох, выдох, пауза. Вдох и выдох совершаются через нос и они равны по времени.
Для речи обычного дыхания не хватает. Выдох происходит через рот и значительно продолжительнее вдоха. Все звуки речи образуются именно при выдохе. Регулярные тренировки в замедленном выдохе являются хорошим средством в развитии правильного речевого дыхания.
Звуковая гимнастика — комплекс упражнений, направленный на снятие спазма бронхов. Собственно, сами упражнения — это гласные и согласные звуки, произносимые в различных сочетаниях и в определенной последовательности. Звуковая гимнастика практически не имеет противопоказаний, проста в исполнении. При произношении звуков вибрация голосовых связок передается на трахею, бронхи и легкие и оказывает расслабляющее действие на гладкую мускулатуру дыхательных путей. Все упражнения выполняются медленно, без напряжения.
Звуковая гимнастика должна вызывать чувство облегчения, а не утомления. Звуки, в зависимости от цели, произносят громко, тихо, протяжно или коротко.
Обязательные требования к дыханию : Дыхание должно быть поверхностным, вдох — через нос на счет 1–2, дальше — пауза на 1 счет и выдох через рот на 1-2-3 или 1-2-3-4. При выдохе губы нужно сложить «трубочкой». После окончания выдоха — пауза на счет 1-2-3. Таким образом, выдох дольше, чем вдох.
Гласные звуки: Гласные звуки можно произносить по отдельности или в сочетании с согласными, но в строго определенной последовательности: У, О, А, Е, И. Например: БУХ, БРУХ, ГРУХ, ЗРУХ, ЖРУХ. Это будет одно упражнение. Потом другое: БОХ, БРОХ, ГРОХ, ЗРОХ, ЖРОХ. И так, по всем гласным буквам.
Глухие согласные: Буквы Т и П произносят коротко, отрывисто, по отдельности или в сочетании с другими глухими согласными. Например: ПТ, КТ, СТ и т. д. Такое произношение успокаивает кашель.
Звонкие согласные: Это буквы Б, Д, В, З. При произнесении буквы З возникает самая глубокая вибрация. Другие буквы: Буквы Ш, Ж считаются в звуковой гимнастике «шипящими», а буква Р — «рычащей». Она произносится громко, энергично, р-р-р-раскатисто, 3–4 раза. Если имеются какие-либо заболевания сердца, то Р нужно произносить мягко и тихо. Если человек не выговаривает букву Р, то ее обязательно нужно заменить на Ж, З или Ш.
Главные буквы:
1. М — произносится на долгом выдохе, как стон. Она дает максимально полный, глубокий выдох.
2. ПФФ — произносим так, как будто сдуваем перышко с ладони. Улучшает отхождение мокроты.
3. Короткая, отрывистая Т — успокаивает кашель.
На своих занятиях предлагаю дыхательные упражнения в игровой форме: «Согрей руки», «Остуди чай», «Надуй шар», «Воздушный футбол»;
упражнения звуковой гимнастики (с произнесением на выдохе гласных и согласных звуков) : игра «Звуки», «Комарики», «Жук», «Ветер и насекомые»; упражнения для развития речевого дыхания и голоса : «Эхо», «Тихо – громко», «Цветок распускается». Играя и выполняя упражнения, дети не только обучаются правильному дыханию, но и укрепляют здоровье.
Существует несколько этапов логопедического воздействия на детей с речевой патологией. Одним из этапов, способствующим формированию звукопроизношения, является артикуляционная гимнастика. Известно, что при правильном произнесении органы речевого аппарата принимают специальное положение или артикуляционный уклад, который свойственен определённому звуку. Неправильное расположение органов артикуляции приводит к дефектному произношению звуков речи. Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению мышц речедвигательного анализатора.
Ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому я обратилась к необычному методу и к нестандартному выполнению артикуляционной гимнастики на занятиях по физкультуре с использованием биоэнергопластики. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ученика и педагога на протяжении всего занятия.
Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. Для коррекционной работы учителей – логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Такая артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой научит выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Движения кистей рук должны быть раскрепощёнными, чтобы рука в кисти не напрягалась.
Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.
Благодаря комплексному подходу и преемственности в работе всех специалистов дошкольного учреждения, мы добьемся положительной динамики:
– в усвоении детьми с тяжелыми нарушениями речи программы по физическому воспитанию;
– в улучшении психофизического и речевого развития детей.