Екатерина Пономарёва
Значение артикуляционной гимнастики в преодолении нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мы правильно произносим различные звуки как изолировано, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Публикация «Значение артикуляционной гимнастики в преодолении нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
С помощью проведения для малыша специальных занятий можно укрепить и развить правильные движения речевого аппарата, улучшить дикцию. Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определенных положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и обьединение простых движений в сложные.
Под артикуляционной гимнастикой понимается комплекс упражнений, который направлен специально на развитие языка, губ, мягкого неба, мимических мышц. Цель в том, чтобы научить малыша делать правильные движения, необходимые для произнесения того или иного звука.
Артикуляционная гимнастика направлена на решение трех основных задач:
1. развить подвижность языка;
2. развить подвижность губ;
3. закрепить навык удерживания нижней челюсти в правильном положении.
Самым подвижным органом артикуляционного аппарата является язык. Он состоит из корня (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, в которой различают переднюю, среднюю и заднюю части. Особо можно выделить кончик языка, которым как бы заканчивается передняя часть языка, и боковые края передней и средней части языка, так как от их работы зависит качество звуков.
Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть языка и кончик языка.
Кончик языка может опускаться за нижние зубы (при звуках с,з, ц, подниматься за верхние зубы (при звуках т, д, н, прижиматься к альвеолам (при звуке л, дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (при звуке р). Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика языка к альвеолам и образовывать с ними щель (как при звуках с, з, ц, подниматься к небу вместе с кончиком языка и образовывать щель с твердым небом (при звуках ш, ж, щ). В образовании звуков также играет роль подвижность губ (при звуке у, могут округляться (при звуке о, могут обнажать передние верхние и нижние зубы (при звуках и,с, з, ц, л и др., могут слегка выдвигаться вперед (при звуках ш, ж). Но наибольшей подвижность обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой (при звуках п, б, м, образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам (при звуках ф, в).
Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, меняя этими движениями объем полости рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.
Мягкое небо может подниматься и опускаться. Когда мягкое небо опущено, выдыхаемая струя воздуха проходит через нос, в результате чего образуются звуки м, мь, н, нь. Если мягкое небо поднято, а маленький язычок прижимается к задней стенке глотки, то закрывается проход в носовую полость. Выдыхаемая струя воздуха идет через рот и образуются ротовые звуки (все кроме м, мь, н, нь).
Итак, мы видим, что при образовании различных звуков каждый орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их координирована.
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика это основа для формирования речевых звуков.
Для наиболее эффективного результата необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
• Систематичность: проводить артикуляционную гимнастику каждый день 1- 2 раза продолжительностью 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
• Упражнения выполняются плавно, чётко и медленно, перед зеркалом.
• Лучше выполнить меньшее количество повторений, но правильно.
• Выполняются сначала более простые упражнения и только затем более сложные. Из 2-3 упражнений только одно может быть новым для ребёнка, оставшиеся упражнения проводят для закрепления. Если у ребёнка есть трудности при выполнении какого-либо упражнения, то не стоит вводить новые пока не будет достаточно хорошо отработаны предыдущие.
• Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
• При выполнении упражнений ребёнок должен видеть своё лицо (для контроля за правильностью выполнения) и лицо взрослого, который осуществляет показ, поэтому артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом. Можно пользоваться небольшим зеркалом на подставке (или ручным зеркалом размером примерно 9х12см). В этом случае ребёнок смотрит в зеркало, а взрослый должен находиться напротив лицом к нему.
• Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
• Для выполнения артикуляционных упражнений необходимо использовать индивидуальные средства гигиены.
• Необходимо помнить, что часто у ребёнка не получается выполнить то или иное упражнение, если вы видите что ребёнок старается, пробует – не скупитесь на похвалу и добрые слова. Подбадривайте ребёнка. Проводить упражнения лучше эмоционально, в игровой форме.
• Если у ребенка плохое настроение или он болен, в занятиях нет смысла, их нужно перенести.
Артикуляционная гимнастика для детей сделает артикуляционный аппарат подвижным, подготовит его к безошибочному проговариванию звуков. При этом заменить занятия с логопедом упражнения не смогут. Консультация специалиста понадобится для того, чтобы индивидуально и правильно подобрать комплекс, направленный на развитие речи дома, в детском саду, школе.
Правильному выполнению артикуляционной гимнастики помогает и развитие пространственного восприятия. Ребёнок, зная названия частей своего тела и легко ориентируясь в них, чётко и правильно выполняет артикуляционные упражнения. Знания частей тела и лица можно закрепить в играх и упражнениях. Попросите ребёнка показать (и покажите вместе с ним) верхнюю и нижнюю губу, верхние и нижние зубы, кончик языка, передние и боковые зубы, нёбо, подбородок, уголки рта, правую и левую щёки. Можно в быстром темпе называть и показывать части тела и лица, пытаясь «перехитрить» ребёнка. Ребёнок должен быть внимательным и не показывать «запрещённую» часть тела или лица. Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, нужно выяснить, как ребё нок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую или левую руки. Так в игре «Весёлые фигуры» детям даются поручения. Например:
- правую руку вытяни вперёд, а левой рукой закрой глаза
- левой рукой возьмись за правое ухо, а правой рукой – за левое
- левую руку положи на затылок, правую на живот, а правую ногу поставь на пятку и т. д.
Существует два вида гимнастики для развития артикуляционного аппарата :
1. пассивная, при которой направление правильного движения речевому аппарату малыша задает взрослый;
2. активная, при которой ребенок совершенно самостоятельно, без существенной помощи взрослого, делает упражнения.
В первом случае специалист, который занимается с ребенком, может помогать ему физически. Например, поправляя неправильное положение языка и губ либо ложкой, либо чистыми руками, либо специальным шпателем.
Не нужно ждать какого-то определенного возраста, чтобы начать первые занятия.
С малышом постарше можно играть, привлекая его к активному участию. Имитировать игру на дудочке или гудение паровоза. Учить выражать лицом разные эмоции: вот зайчик испугался, а лисичка удивилась. Медведь рассердился, а белочка образовалась. А вот рыбка набрала в рот воду, стало невкусно – выплюнула и поморщилась. В общем, подойдет любая физическая нагрузка для мышц губ, языка и лица.
Артикуляционные упражнения можно разделить исходя из того, на развитие каких мышц они направлены: упражнения для губ, щек, мышц глотки и неба и языка. Эти упражнения делятся на статические (удержание) и динамические (подвижность).
Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики на каждом возрастном этапе будут различными.
В 1 младшей группе ещё не сформированы свистящие, шипящие и сонорные. Основная задача – проведение работы по овладению детьми движений органов артикуляционного аппарата, которые совершаются под контролем слуха, необходимо развивать слуховое внимание, длительность ротового выдоха, основных качеств голоса (силы, высоты); на уточнение произношения гласных и согласных звуков (звукоподражания му-му, ку-ку, ав-ав, бум-бум и т. д.)
Во 2-ой младшей группе знакомят детей с органами артикуляционного аппарата, знакомят со следующими движениями органов артикуляционного аппарата :
— губы умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться вперёд трубочкой.
— нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот.
— язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперёд и назад.
Выполняются:
— упражнения для развития речевого дыхания и воздушной струи (сдувание различных предметов)
— упражнения для развития подвижности нижней челюсти
— упражнения для развития движений губ («Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Дудочка»)
— упражнения для языка («Лопаточка», «Качели», «Вкусное варенье», «Часики», «Лошадка», «Маляр», «Дятел», «Змейка»)
В средней группе уточняются предыдущие знания и вводят новые понятия: верхняя губа – нижняя губа, верхние зубы – нижние зубы, бугорки за верхними зубами, уточняют движения губ, языка и учат делать языке широким и узким.
Чаще выполняются упражнения для правильного произношения шипящих и сонорных звуков. Повышаются требования к выполнению артикуляционной гимнастики.
В старшей группе закрепляют всё, что дети узнали об органах артикуляционного аппарата и их движениях. Дают понятие о спинке языка («Лопаточка», «Иголочка», «Накажем непослушный язык»)
Для данной возрастной группы характерно отсутствие или замена шипящих и сонорных звуков. Поэтому целесообразно использовать такие упражнения : «Лошадка», «Качели», «Маляр», «Грибок», «Вкусное варенье», «Дятел», «Барабанщик», «Пароход гудит», «Индюк».
В старшей группе нужно следить за плавностью, лёгкостью, чёткостью выполнения движения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся лёгкими, правильными, привычными, поэтому их можно проводить в любом темпе.
В подготовительной группе уточняют основные движения губ, языка. Для артикуляционной гимнастики берут упражнения на дифференциацию различных звуков. Эта работа способствует развитию у ребенка фонематического слуха.
Организация проведения артикуляционных упражнений.
Для того чтобы работа по развитию мышц речевого аппарата была эффективной и в то же время интересной ребёнку, необходимо правильно её организовать.
Сначала взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, показывает его выполнение и только потом упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Разучивание артикуляционных упражнений лучше проводить в индивидуальной форме, например в утренние и вечерние часы. В дальнейшем это могут быть подгруппы по 2-3 воспитанника, когда детям будут известны основные упражнения. В старших группах возможна игра в логопеда. Один из детей, например используя комплекс гимнастики в картинках, контролирует выполнение упражнений другим ребёнком.
Можно использовать артикуляционную гимнастику в индивидуальной работе с детьми, а также фронтально в качестве части занятия, в том числе и открытого, перед режимными моментами.
Работу над развитием артикуляционной моторики необходимо проводить систематически. В этом случае вы сможете помочь детям быстрее заговорить.
Необходимо также донести и до родителей важность развития мышц речевого аппарата ребёнка и выполнения артикуляционных упражнений дома.
Итак, регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет :
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить спастичность (напряжённость артикуляционных органов);
- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.