Светлана Ерунова
«Зимующие птицы» Проект средней группы №4 «Лисята»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :
Дети среднего возраста в недостаточной степени имеют представления о зимующих птицах.
Темочки:
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Многие дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего города. Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
Именно в период дошкольного детства происходит формирование начала экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Необходимо помочь детям осознать все трудности зимней жизни птиц. Вызвать желание у детей помочь птицам выжить зимой, подружиться с ними. В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Проблема:
Недостаточные представления о зимующих птицах. Дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой. Именно поэтому мы и решили на холодный зимний период взять проект : «Зимующие птицы».
Вид проекта :
информационный, познавательный.
Цель проекта :
расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах.
Задачи проекта :
Образовательные
• Закреплять и систематизировать знания детей о зимующих птицах и роли человека в жизни зимующих птиц.
• Учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц.
• Учить детей коммуникативному общению с детьми и взрослыми.
Развивающие
• Развивать познавательные способности детей, учить проявлять
любознательность и самостоятельность.
• Формировать умения и навыки наблюдения за птицами.
• Активизировать познавательную и речевую деятельность детей.
• Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
Воспитательные
• Воспитывать у детей желание помогать птицам в трудное для них время.
Сроки реализации проекта :
краткосрочный (февраль месяц)
Участники проекта :
воспитатели, родители, дети средней группы.
Организационный:
Дать детям представления о зимующих птицах (как живут пернатые друзья, чем питаются) -тематическая выставка: детская художественная литература (сказки, рассказы, стихи);
-Чтение рассказа М. Горького «Воробьишко» + просмотр мультфильма
- Заучивание стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой», Т. Шарыгиной «Снегири», Е. Авдиенко «Снегири», В. Гаазов «Пестрый дятел»
-Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц, «Зимующие птицы», «Птицы у кормушки»
-дидактические игры: «Кормушка», «Угадай-ка», «Разрезные картинки» (зимующие птицы)
-заучивание пальчиковых игр «Птицы у кормушки», «Мы во двор пошли гулять»;
Формирующий:
-Расширять у детей представления о зимующих птицах.
-Привлечь детей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
-Развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя.
-Воспитывать любовь к родной природе. -Развивать у детей познавательный интерес, творческие способности, речь, память, внимание.
Познавательное развитие:
-Беседы «Беседа о птицах», «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах»; «Знакомство с воробьем»
-наблюдение за птицами на участке; наблюдение за вороной, голубями, воробьями;
- Дидактические игры «Один -много», «Счет птиц», «Четвертый лишний»
-конструирование: «Домик для птичек».
Речевое развитие:
-чтение: Г. Скребицкий «Чем питаются птицы зимой?», Н. «Еловая шишка», Э. Шим «Как воробей теплый угол искал»
Воспитательные:
- Развешивание кормушек на территории детского сада
-Д/и «Один – много», Д/и «Скажи ласково», Д/и «Угадай птицу по описанию», Д/и Загадки – отгадки», Д/и «Доскажи словечко»;
Физическое развитие:
-пальчиковые игры: «Мы во двор пошли гулять», «Птицы у кормушки», «Я зимой кормлю всех птиц»;
-подвижные игры: «Совушка», «Веселый воробей», «Птички в гнездышках, «Воробушки и кот», «Воробушки и автомобиль»;
Художественно-эстетическое развитие:
-коллективная аппликация «Зимний гость» (снегирь)
-рисование: «Воробей и мышка»
-лепка «Учимся лепить птиц»;
Рисование: Раскраски
«Снегири на ветке рябины»;
-слушание аудиозаписи «Голоса зимнего леса».
Социально-коммуникативное развитие:
-«Четвертый лишний», «Какой птицы не стало», «Разрезные картинки»;
-кормление птиц.
Консультация для родителей: «Зимующие птицы нашего края». Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
Индивидуальные беседы: «Развитие познавательной деятельности у детей?»
Итоговый:
Закрепить знания о зимующих птицах. -Викторина «Зимующие птицы – наши друзья»
-организовать для родителей выставку детских работ.
Используемая литература: детская художественная литература, картотека подвижных игр, картотека пальчиковых игр; Интернет-ресурсы.
Приложение:
Пальчиковые игры:
Птичья кормушка
Мы повесили кормушки,
(движения рук, имитирующие «вешание» кормушки)
В них насыпали зерно.
(«насыпаем» зерно щепотками)
Для голодных птиц зимою
Очень вкусное оно.
Прилетайте к нам, синицы,
Голубь, клест и воробей!
(на каждую птицу загибаем палец)
И, конечно, ждем мы в гости
Красногрудых снегирей.
Сколько птиц
Сколько птиц в кормушке нашей
(сжимать и разжимать кулачки)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
(на каждое название птицы загибать пальцы)
Всем хватило зернышек.
(сжимать и разжимать кулачки)
Я зимой кормлю всех птиц
Я зимой кормлю всех птиц –
Голубей, ворон, синиц,
Воробьев и снегирей –
Вот кормушка у дверей.
Дам им булки, пшенной каши,
Дам им зерна, семена.
А синице дам я сало,
Пусть клюет его она.
ЗАУЧИВАНИЕ:
«Снегири»
Стынут лапы на морозе
У сосны и ели.
Что за чудо? На березе
Яблоки поспели.
Подойду поближе к ней,
И глазам не верится
Стайка алых снегирей
Облепила деревце.
ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ:
«Покормите птиц зимой».
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
ЗАГАДКИ О ЗИМУЮЩИХ ПТИЦАХ :
Спинкой зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
(Клёст)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут!
(Снегирь)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это.
(Снегири)
Птичка-невеличка
Ножки имеет
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок
- Получается прыжок.
(Воробей)
Найдешь её в своём дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать её не смей!
Эта птичка -.
(Воробей)
Маленький мальчишка
В сером армячке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По ночам кочует
- Коноплю ворует.
(Воробей)
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
(Воробей)
Трещала с самого утра:
"Пор-р-ра! Пор-р-ра!"
А что пора?
Какая с ней морока,
Когда трещит.
(Сорока)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её.
(Сорока)
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её.
(Сорока)
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет.
(Сорока)
Днём спит, ночью летает.
(Сова)
Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло.
(Сова)
В лесу, под щебет,
Звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд, приятель!"
И ставит подпись.
(Дятел)
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)
Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном.
(Дятел)
Что за кузнецы в лесу куют?
(Дятлы)
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой
- Все равно он будет мой!
(Дятел)
Очень странный почтальон:
Не маг и не волшебник он.
Доставит письма и газеты,
Несёт посылку на край света,
Хранить умеет все секреты.
Крылат и смел, и зорок он.
Кто же этот почтальон?
(Сова)
Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком?
(Сова)
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.
(Дятел)
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
(Дятел)
Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
(Дятел)
БЕСЕДЫ О ПТИЦАХ
«ЗНАКОМСТВО С ВОРОБЬЕМ»
Цель: закрепить знания о птицах, их строении, образе жизни.
Наглядный материал: картинка, модель воробья, игровой персонаж Мишка.
Воспитатель: Послушайте, дети, о ком я вам хочу рассказать: прыгает, летает, крошки собирает. Мишка говорит, что это кошка. Вы согласны с ним?
Дети: нет.
Воспитатель: А кошка умеет прыгать?
Дети: Да.
Воспитатель: А летать?
Дети: Нет.
Воспитатель: Так про кого я рассказала?
Дети: Про воробья.
Воспитатель: Докажите, что это птица, а не кошка. Воробей – это животное такое, воробей - птица?
Воспитатель:
• Почему воробей – птица?
• Что есть у птицы? (показать модель)
• какого цвета грудка?
• Чем покрыто тело?
• Какого цвета перышки?
• Какого цвета шапочка?
• Что это? (показать клюв)
• Какой клюв?
• Зачем он нужен?
• Что воробей клюет?
• Зачем нужен хвост?
• Зачем воробью глазки?
• Кто у него враги?
• Могут ли птицы прожить без еды?
Становится холодно. Улетают птицы, которые едят только мошек, мух и гусениц. А воробей клюет зерна и крошки, летит к домам, где живут люди, чтобы найти там какой-нибудь корм. Так кто же такой воробей?
Дети отвечают.
Беседа «ПОЧЕМУ ПТИЦ СТАЛО МЕНЬШЕ?»
Цель: Выяснить причину отлета птиц, подвести к установлению причинно-следственной связи - пищи стало меньше, поэтому улетают туда, где ее много.
Наглядный материал: картинки с изображением птиц, насекомых.
Воспитатель:
• Кто это?
• Какие они?
• Они живые?
• Что они едят?
• А как зовут эту птицу? (Показать картинку с изображением синицы).
• Что она ест?
• Много ли сейчас насекомых?
• Зачем надо подкармливать птиц? (Стало холодно, насекомых нет, будем подкармливать птиц крошками).
• Какие птицы улетают?
• Как их называют?
• Почему они улетают? (Ласточки, жаворонки и соловьи улетели туда, где много тепла и насекомых).
• Почему синички, голубь, воробей, ворона остаются зимовать с нами?
• Так какие же птицы бывают?
Дети отвечают.
Беседа «КОРМУШКА. НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ»
Цель: подвести к понятию о том, что зимой птицам не хватает корма, их нужно подкармливать.
Наглядный материал: кормушки для птиц.
Воспитатель задает детям вопросы.
• Что это?
• Зачем нужна кормушка?
• Для кого они нужны?
Ребята, давайте помогать птицам, которые остались зимовать. Повесим кормушку, посыплем туда крошек, зерен, положим каши, кусочек сала, зерен и посмотрим, кто прилетит полакомиться.
• Что ест голубь, воробей, синичка?
• Так зачем подкармливать птиц зимой?
Дети отвечают.
Беседа «ПОМОЩЬ ПЕРНАТЫМ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ ГОДА»
Цель: уточнить знания о птицах и изменениях в их жизни зимой.
Воспитатель читает детям рассказ Л. Воронковой «Помощь птицам», задает вопросы:
• Куда вышли дети?
• Для кого они несли зерно?
• Куда они насыпали зерно? Зачем?
• Почему прилетели птицы?
• Кому насыпали семечки?
• Птицы были рады?
• Так почему же надо подкармливать птиц?
Дети отвечают