Ираида Иванова
Проект «Зимующие птицы нашего края» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : познавательно-исследовательский, творческий.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, музыкальный
руководитель, родители воспитанников.
Срок реализации: ноябрь 2017 – март 2018 г.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие,
социально-эстетическое развитие, социально-коммуникативное
развитие, физическое развитие.
Актуальность:
«Так живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая
внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь
Публикация «Проект „Зимующие птицы нашего края“ в средней группе» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы нашего края, области
- Птицы нашего края. Проекты
- Птицы. Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Средняя группа
- Темочки
друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них
кому больше нужен – человек птицам или птицы
человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не
останется птиц?.»
Э. Н. Голованова
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры, поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Зимнее время – это не только весёлые праздники, катание с горок, игра в снежки, катание на санках, лыжах и коньках, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. Тема проекта выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. Зима – тяжёлое время года для всех птиц, но не из-за холода и морозов, а из-за того, что с наступлением холодов исчезает или значительно сокращается их кормовая база. Для того, чтобы не замерзнуть, им требуется много энергии для согревания, а для этого нужно постоянно пополнять её – питаться, причём чаще и больше, чем в летний период времени. «Сытому морозы не страшны» - так можно сказать о птицах. Зимний день
короток и время на поиск пищи у птиц немного. Поэтому птицы стремятся туда, где проще найти корм и можно спрятаться от зимней стужи – ближе к людям.
В ходе образовательно-воспитательного процесса было выявлено, что у детей недостаточно знаний о зимующих птицах родного края, недостаточно развито чувство заботы о птицах. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны воспитывать у детей интерес к братьям нашим меньшим – птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели.
Цель проекта : расширять и обогащать знания детей о зимующих птицах нашего края; воспитывать бережное отношение к ним.
Задачи проекта :
уточнить и закрепить знания детей о зимующих птицах нашего края;
расширять знания детей о зимующих птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц;
расширять и активизировать словарный запас детей по теме: снегирь, синица, воробей, галка, ворона, сорока, клест, голубь, корм, кормушка;
развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности;
поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний;
развивать коммуникативные навыки, познавательную активность, мышление, воображение;
развивать художественно-творческие способности в продуктивных видах деятельности (лепка, аппликация, рисование);
закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям и желание помогать им в трудное для птиц время;
привлечь родителей воспитанников к изготовлению кормушек для птиц, их подкормке;
пополнить предметно-развивающую среду материалами по теме.
Предполагаемый результат:
расширение знаний детей о зимующих птицах нашего края, условиях их обитания, внешнего вида, питания, роли человека в жизни пернатых;
развитие у детей связной речи, творческих способностей, коммуникативных навыков, познавательной активности;
активное участие детей в различных видах деятельности;
проявление эмоциональной отзывчивости;
умение самостоятельно наблюдать за поведением птиц в разное время дня;
сформированы навыки культурного поведения в природе, умение бережно относиться к птицам в холодное время года и заботиться о них;
повышение компетентности родителей в экологическом образовании детей;
увеличится количество родителей, участвующих в совместных мероприятиях;
совместная работа будет способствовать развитию положительных детско-родительским отношениям.
Роль родителей в реализации проекта :
изготовление совместно с детьми кормушек для птиц;
подборка рисунков, иллюстраций, картинок для оформления альбома «Зимующие птицы нашего края»;
оказание помощи в подборе видеоматериалов о зимующих птицах;
изготовление атрибутов для театрализованной деятельности (маски зимующих птиц);
прогулки с ребёнком по зимнему парку, лесу, участку ДОУ;
совместные рисунки, поделки на тему «Зимующие птицы».
Продукт проектной деятельности :
участие в конкурсе «Лучшая кормушка для птиц»;
участие в акции «Покормите птиц зимой»;
выставка творческих работ «Зимующие птицы нашего края»;
оформление альбома «Зимующие птицы нашего края»;
презентация проекта «Зимующие птицы нашего края».
Этапы проведения и реализации проекта :
I. Подготовительный:
изучение методической, научно-популярной литературы;
изучение и анализ психолого-педагогической литературы по развитию наблюдательности у детей среднего дошкольного возраста;
изучение интереса детей для определения целей проекта;
постановка цели и задач проекта;
определение необходимых средств реализации проекта;
подбор наглядного материала (картинки, рисунки, иллюстрации, фотографии) о зимующих птицах;
подбор видеоматериалов о зимующих птицах («Зимующие птицы нашего края», «Покормите птиц зимой», «Птицы, которые остаются с нами зимовать»);
подбор стихов, песен, загадок, рассказов, сказок о зимующих птицах;
подбор дидактических, подвижных игр по теме проекта;
пополнение развивающей предметно-пространственной среды новыми материалами, атрибутами.
II. Практический:
чтение художественных произведений: И. Тургенев «Воробей»; М. Горький «Воробьишко»; Н. Рубцов «Воробей», «Ворона»; Л. Воронкова «Птичьи кормушки»; В. Сухомлинский «Как синичка меня будит»; А. Яшин «Покормите птиц зимой»; В. Бианки «Новая столовая»; З. Александрова «В птичьей столовой»; В. Даль «Ворона» (сказка); Г. Скребицкий «Воробей», «Ворона»; В. Зотов «Ворона», «Снегирь», «Воробей», «Сорока»; В. Степанов «Синицы», «О чем поют воробушки», «Мой приятель воробей»…;
разучивание стихов и песен о зимующих птицах;
отгадывание загадок о зимующих птицах;
рассматривание иллюстраций, фотографий, картинок с изображением зимующих птиц;
просмотр видеофильмов, мультипликационных фильмов о зимующих птицах («Зимующие птицы нашего края», «Покормите птиц зимой», «Птицы, которые остаются с нами зимовать», «Воробьишко», «Растрёпанный воробей», «Жизнь птиц зимой»);
беседы: «Что ты знаешь о зимующих птицах?», «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Как человек заботится о птицах зимой?», «Меню зимующих птиц», «Как ты заботишься о птицах?», «Что ты сделал доброго для птиц?», «Трудно птицам зимовать»;
дидактические игры: «Четвертый лишний», «Один – много», «Назови ласково», «Счёт птиц», «Угадай птицу (загадки)», «Угадай птицу по описанию», «Кто что ест?», «Что едят птицы?», «Птички на кормушках», «Каких птиц не увидишь зимой?»; «Чей след?»; настольные игры «Домино» «Птицы», лото «Зимующие птицы», разрезные картинки;
подвижные игры «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль», «Совушка», «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках»;
пальчиковые игры: «Воробьи», «Птички», «Птенчики в гнезде», «Весёлое путешествие»;
рисование: «Снегири на ветках», «Воробей», «Синичка»;
аппликация: «Вороны», «Снегирь, синичка на рябине», «Птицы на кормушке» (коллективная работа);
лепка: «Птички», «Воробушки на кормушке»;
конструирование из бумаги: «Снегирь», «Синички», «Воробьи», «Кормушка», «Птицы на кормушке»;
самостоятельная деятельность по рисованию: обводки и раскраски «Зимующие птицы»;
цикл наблюдений: за птицами на кормушке, за воробьями, сорокой, голубями, синичками, клестами на рябине, снегирём, наблюдение за следами на снегу;
трудовая деятельность: изготовление кормушек (совместно с родителями, развешивание кормушек (совместно с воспитателем и родителями, чистка кормушек от снега, подкормка птиц (насыпать в кормушки корм, подвесить сало);
ОД: «Птицы – наши друзья», «Зимующие птицы», «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?», «Стайка снегирей», «Птицы, которые остаются с нами зимовать».
III. Заключительный:
оформление альбома «Зимующие птицы нашего края»;
участие в конкурсе «Лучшая кормушка для птиц»;
участие в акции «Покормите птиц зимой»;
выставка творческих работ «Зимующие птицы»;
презентация проекта «Зимующие птицы нашего края».
Формы и методы работы с детьми:
беседы;
наблюдения;
наглядная информация;
игровая деятельность;
трудовая деятельность;
наглядная информация;
самостоятельная деятельность детей;
индивидуальная работа с использованием дидактического материала;
консультативная работа с родителями;
чтение стихов, сказок, рассказов о зимующих птицах;
выставка рисунков и поделок;
игры: дидактические, словесные, подвижные, музыкальные, настольные, пальчиковые, игры-имитации;
ОД: «Зимующие птицы» (ФЦКМ, «Необычное письмо» (ФЦКМ, «Птичка» (лепка, «Снегирь» (ИЗО, «Птичка – синичка» (ФЦКМ).
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :
телевизор;
научные, мультипликационные фильмы, презентации о зимующих птицах;
создание картотеки стихов, загадок о зимующих птицах;
наглядный материал (иллюстрации, картинки, фотографии) о зимующих птицах;
изобразительный материал для продуктивной деятельности;
художественные произведения о зимующих птицах;
дидактические, словесные, подвижные, музыкальные, настольные, пальчиковые игры, игры-имитации.
Постановка новой проблемы:
продолжить работу по теме «Птицы нашего края»;
разработка проекта «Перелётные птицы нашего края»;
продолжить пополнение развивающей предметно-пространственной среды.
Литература:
• Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» - СПб. : Детство-Пресс, 2007.
• Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду» - М. : Просвещение, 1991.
• Гладышева Н. Н., Сержантова Ю. Б. «Рабочая программа воспитателя по программе «Детство». Средняя группа» - Волгоград: Учитель, 20016.
• Гризик Г. И. «Познаю мир» - М. : Просвещение, 2000.
• Ефанова З. А., Елоева А. В., Богданова О. В. «Комплексные занятия по программе «Детство». Средняя группа» - Волгоград: Учитель, 20016.
• Ёлкина Н. В. «Учим детей наблюдать и рассказывать» - Ярославль: Академия развития, 1997.
• Кобзева Т. Г. «Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа» - Волгоград: Учитель, 2011.
• Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» - М. : Гном и Д, 2005.
• Николаева С. Н. «Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников» - М. : Гном и Д, 2005.
• Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М. : Цветной мир, 2010.
• Соломенникова О. А. «Сценарии занятий по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада» - М. : Мозаика-Синтез, 2009.
• Уланова А. А. «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3 – 7 лет» - СПб. : Детство-Пресс, 2008.
• Шорыгина Т. А. «Птицы. Какие они?» - М. : 2000.