Получи документы

Консультация «Жизнь, семья и дети с ограниченными возможностями здоровья после развода»

Татьяна Межина
Консультация «Жизнь, семья и дети с ограниченными возможностями здоровья после развода»
▼ Скачать + Заказать документы

Многие семьи сейчас сталкиваются с ситуацией развода. По статистике, в России распадается около половины зарегистрированных браков. При этом до сих пор бытует мнение, что семья, пережившая развод, «неполная» и «неправильная», вызывает у окружающих людей, в зависимости от ситуации, то сожаление, то порицание. Есть идея, что у трети родителей произошел развод по причине рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, мать не имеет перспективы повторного замужества и вынуждена всю жизнь воспитывать ребенка в одиночку (иногда с помощью близких родственников). Поэтому к проблемам семьи ребенка с ОВЗ прибавляются и проблемы неполной семьи.

Публикация «Консультация „Жизнь, семья и дети с ограниченными возможностями здоровья после развода“» размещена в разделах

Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. Дети с ОВЗ не всегда имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Имеющаяся социальная изоляция может привести к личностным расстройствам (например, эмоционально-волевой сферы, к задержке интеллекта, особенно если ребенок не адаптирован к жизненным трудностям, еще большей изоляции, недостаткам развития, в том числе нарушениям коммуникационных возможностей, что формирует у него неадекватное представление об окружающем мире.

Таким образом, многие родители, имеющие детей с ОВЗ склонны связывать свои жизненные неудачи с заболеваниями их ребенка. Такая позиция часто отрицательно сказывается на самооценке их детей.

Психологи утверждают, что самый неблагоприятный возраст развода это от трёх и до девяти лет. Особенно болезненно реагируют на развод от 5 и до 7 лет. Это связано с тем, что в это время у ребенка так называемое логическое мышление, то есть его стадия развития интеллекта находится на точке развития. Логическое мышление характеризуется тем, что ребенок ставит себя в центр всех событий и считает, что он причина происходящего. И у него помимо того, что разрушилась привычная жизнь его, и устройство этой жизни у него еще есть такое подозрение, что он был такой плохой, что он плохо себя вел, что он плохо учился и т. д.

Как правильно сказать ребенку с ОВЗ про развод?

Делать обоим родителям одновременно и сказать ребенку: «Мы решили, что мы больше вместе жить не будем, нам так лучше, мы сами приняли это решение, с тобой действительно не посоветовались, потому, что это наша взрослая жизнь, а во взрослой жизни это случается…». Дальше должно быть объяснение как дальше жизнь будет устроена (ты будешь жить с мамой, папа будет жить в другом месте, ты будешь приходить к папе в гости и папа к тебе). Если родители договорились уже о порядке общения, ребенку с ОВЗ надо сказать, как это будет происходить. Если у папы есть какое – то жилье, он должен показать это жилье и желательно, чтобы у ребенка там было его место, его какие-то вещи, его кровать, игрушки. Этот разговор должен происходить непосредственно, перед тем как родители разъезжаются. Нельзя вот это всё сказать и остаться жить, как жили. Данный разговор должен состояться, когда, уже, условно говоря, папа покидает дом. И вот эти договоренности о порядке общения должны свято соблюдаться в идеале.

Для ребенка с ОВЗ лучше, если мама помогает ребенку общаться с отцом. Бывает так, если папа был инициатором развода, мама его не хотела, ей так больно, она обижена, так что ей очень трудно ставить во главу угла интересы ребенка. И ребенок с ОВЗ тоже попадает в конфликт лояльности внутри себя, потому, что он естественно привязан к маме и папе, любит и маму и папу. Если он считает, что мама, с которой он остался жить, что она страдает в тот момент, когда он общается с папой (после встречи мама расспрашивает его, мама заплаканная, нервничает и др.). Ребенку с ОВЗ тоже тяжело и он начинает избегать общение с папой не потому, что он не хочет общаться с ним, а потому что он не хочет тех последствий, которые он имеет в общении с мамой после этого свидания. А мама говорит, он сам не хочет с тобой общаться. Это очень сложный процесс.

Ситуация развода, наносит большой вред ребенку с ОВЗ. Последствия развода могут сказаться на всей последующей жизни ребенка. Это приводит к тому, что у ребенка с ОВЗ снижается познавательная активность, страдает эмоционально-волевая сфера, испытывает конфликты со сверстниками др. Большинство детей с ОВЗ испытывают страх в ситуациях, не представляющих реальной опасности. Темнота, в частности, может вызывать страх перед воображаемыми грабителями или чудовищами, тревогу в связи с возможными физическими увечьями. «Страшные» детские сны. Развод в детстве накладывает отпечаток, как любое событие. Во-первых, он легче будет сам разводиться, потому что он видел, как это делается, и пережил это. Во вторых у него будет снижена ценность браков, потому что будет воспринимать как хрупкий, так как он видел, как союз разрушался.

Как помочь ребенку с ОВЗ?

В своей работе я использую терапевтические методы помощи детям с ОВЗ в ситуации развода, такие как сказкотерапия, игровая терапия, арттерапия, песочная игротерапия.

Сказкотерапевтическая работа с ребенком с ОВЗ может быть проведена различными способами: может использоваться существующая авторская или народная сказка. Воспитатель и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.

Игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Арттерапия - этот термин использовался по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья. Основная цель арттерапии состоит в гармонизации личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Песочная игротерапия. Песок и вода – естественные символы, относящиеся к двум первоэлементам, из которых, как верили древние философы, состоит мир. Подобно душе они текут и перемещаются, изменяясь постоянно. Для детей песочная терапия – естественная форма экспрессии, обладающая мощным ресурсом для коррекционной работы.

Как помочь родителям?

Для обеспечения конструктивного взаимодействия с родителями детей с ОВЗ в своей работе я использую различные формы работы — групповые (родительские собрания, плановые консультации, проведение детских праздников и развлечений с привлечением родителей); индивидуальные (беседы, консультации, анкетирование и опросы); наглядно информационное обеспечение (информационные стенды, тематические выставки, выставки детских работ, открытые занятия).

Список используемых источников:

1. Варга А. Я., Драбкина Т. С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб. : Речь, 2001. - 144 с.

2. Жизнь с диагнозом? : Сборник статей. Сост. О. Н. Ертанова. – М. : МГППУ, 2005. – 300с.

3. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб., 2003.

4. Огарков, М. Д. Дети-инвалиды : проблемы и пути решения / М. Д. Огарков // Отечественный журнал социальной работы. - 2001.- №11.

Публикации по теме:

Аннотация к проекту по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья Аннотация Подготовка детей к школе — одна из актуальных проблем российского образования, а особенно детей с ограниченными возможностями.

Инклюзивное образование в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья Инклюзивное образование – прогрессивный шаг в развитии образования детей с ограниченными возможностями здоровья и становится широко распространенной.

Методическое пособие для физического развития детей с ограниченными возможностями здоровьяМетодическое пособие для физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья Методическое пособие для физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Данное пособие сможет вам облегчить работу,.

Описание опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровьяОписание опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Описание опыта работы Мальцевой Галины Викторовны по теме: «Система игр и упражнений по коррекции психомоторных нарушений у детей с нарушением.

Проект по самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья «Рука в руке» Главное управление образования администрации города Красноярска Территориальный отдел по Ленинскому району муниципальное бюджетное дошкольное.

Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья Из опыта работы Козиковой Елены Васильевны, воспитателя I категории СП «Детский сад Солнышко «ГБОУ СОШ им. А. М. Шулайкина с Старый Аманак.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в детском саду: опыт работы Андреева Наталья Ивановна Воспитатель первой квалификационной категории Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в детском саду:.

Роль игры в жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Из опыта работы Гудковой Юлии Александровны, воспитателя I категории СП «Детский сад Солнышко» ГБОУ СОШ им. А. М. Шулайкина с. Старый Аманак.

Специфика психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Под термином «задержка психоречевого развития» понимаются синдромы временного отставания развития моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых.

Взаимодействие специалистов и воспитателей в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Мир, в котором живёт современный ребёнок, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Жизнь, семья и дети с ограниченными возможностями здоровья после развода»
Опубликовано: 10 ноября 2016 в 09:10
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Жизнь, семья и дети с ограниченными возможностями здоровья после развода»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Межина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД