Вера Клементьева
Программа работы кружка «Маленькие пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
(развитие мелкой моторики различными способами)
Программа рассчитана на один год,
возраст воспитанников 3-4 лет.
Руководитель – Клементьева В. А.
2014-2015 г.
Пояснительная записка
С целью развития ручной умелости и умственных способностей детей младшего дошкольного возраста в ДОУ организован кружок «Маленькие пальчики».
Давно известно, что от развития мелкой моторики пальцев рук напрямую зависит успешность речи, внимания, памяти, творческих способностей; восприятия, пространственной ориентации, сенсорной координации.
Темочки:
Для детей 2-3 лет подобраны посильные и интересные для их возраста виды деятельности:
- пальчиковые игры и разминки;
- пластилинография;
-работа с бельевыми прищепками;
- пальчиковая живопись.
В основу работы положен принцип интеграции образовательных областей, что даёт воспитанникам возможность реализовывать познавательную активность. Материал имеет практическую направленность, активизирует образы и представления малышей.
Цель этой программы – создание условий для развития мелкой моторики рук дошкольников в целом самыми разными способами.
Для достижения цель поставлены педагогические задачи:
Обогащение словарного запаса. В процессе обыгрывания сюжета. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином, прищепками, гуашью с детьми ведётся непрерывный разговор. Такая организация речевой деятельности стимулирует речевую активность воспитанников, речевое подражание, понимание речи окружающих.
Развитие сенсорных эталонов. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в учебно-воспитательной работе с младшими дошкольниками.
Обучение нетрадиционным техникам рисования пластилином, пальчиковой живописи, которые воспитывают тактильные и термические свойства кончиков пальцев. Участки на поверхности кожи на пальцах соответствуют определённым очагам коры головного мозга. Обучение переводить впечатления, знания, эмоциональные состояния в изобразительное творчество.
Воспитание усидчивости, интереса к художественному творчеству, развитию моторики рук.
Движения рук воспитанников становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Дети учатся самостоятельно осуществлять движения, контролируя их силу, длительность, направленность. Рисуя пальчиками, работая с прищепками и пинцетом, ребёнок постепенно готовит руку к письму, детальному рисованию.
Каждое занятие сопровождается художественным словом, музыкой или драматизацией.
Программа рассчитана на один учебный год по одному занятию в неделю, что составит 36 занятий в год.
Содержание занятий
Сентябрь.
1. Знакомство с кружком. «Наша мамочка устала»
Цель. Учить тремя пальцами закреплять прищепки по краю коробочки. По цвету прищепки подбирать карточки с изображением вещей.
2. Знакомство с восковым пластилином «Дождик из тучки»
Цель. Учить отщипывать небольшой кусочек пластилина от целого куска и придавливать (размазывать) к картонной основе с изображением тучки.
3. «Золотые листочки» - пальчиковая живопись.
Цель. Учить пальчиками аккуратно делать отпечатки листьев, учить пользоваться салфетками.
4. «Волк и лиса» - игры с прищепками.
Цель. Учить ритмично «открывать и закрывать ротик» прищепки, сопровождать действия проговариванием стихотворных текстов.
Октябрь
1. «Шубка для зайчика» - пластилинография.
Цель. Учить растирать пластилин от контура к центру; развивать аккуратность; воспитывать любовь к живой природе.
2. «Фрукты на тарелочке» - пальчиковая живопись.
Цель: учить рисовать пальчиком по кругу и спирали; закрепить навык пользования салфеткой, ватной палочкой, воспитывать положительные эмоции.
3. «Птичка» - прищепковые игры.
Цель: развивать координацию кисти руки и глаз; сопровождать движение текстом; подобрать прищепки по цвету для хвоста и крыльев птички (картонный трафарет).
4. «Мячики для малышей» («Наша Таня громко плачет») – пластилинография.
Цель: закрепить навык размазывания пластилина от контура к центру круга; учить не выходить за контур изображения; произносить текст стишка о мячике.
Ноябрь
1. «Огурцы и помидорки в банке» - пальчиковая живопись.
Цель: учить делать пальчиками круговые движения (помидорки) и продольные (огурцы); развивать речевые навыки; воспитывать аккуратность.
2. «Черепашка» - игра с прищепками.
Цель: учить ритмично открывать-закрывать прищепки по ходу проговаривания текста; укреплять мышцы пальцев; воспитывать терпение, волевые качества. Подобрать прищепки по цвету в тон к рыбкам или по контрасту.
3. «Наш друг – светофор» - пластилинография.
Цель: закрепить знания основных цветов, продолжить аккуратно «закрашивать» пластилином круг от контура к центру; развивать интерес к ПДД.
4. «Лиственные деревья и ёлочки в осеннем лесу»- пальчиковая живопись.
Цель: закреплять умения аккуратно рисовать гуашью; ритмично проводить диагональные, вертикальные и горизонтальные линии; развивать чувство цвета, моторику рук.
Декабрь
1. «Жучка» - игра с прищепками.
Цель: тренировать движения пальцев, пользоваться прищепкой как пинцетом, произносить текст стихотворения.
2. «В гости к ёлочке»- пластилинография.
Цель: учить аккуратно заполнять контур ёлочки и размазывать пластилин максимально тонким слоем; дополнить деревце игрушками (по желанию).
3. «Дед Мороз»- пальчиковая живопись.
Цель: учить смело наносить краску на всю ладонь, делать чёткий отпечаток, отмывать руку начисто; круговыми движениями нарисовать лицо, точками – колпак, бороду, части лица; воспитывать терпение.
4. «Новогодние шары» - пластилинография.
Цель: создать новогоднее настроение, сделать разноцветные шары; развивать чувство цвета; воспитывать аккуратность, желание довести начатое дело до конца.
Январь
1. «Снеговик» - пластилинография.
Цель: учить выкладывать тонкую нить из пластилина по спирали; дополнить снеговика деталями (нос, рот, глаза, ведро, метла).
2. «Коробочка с подарками» - игры с прищепками.
Цель: учить соотносить предметы по цвету; развивать моторику руки; воспитывать уважительное отношение к товарищам.
3. «Снежинка» - пластилинография.
Цель: закрепить навык раскатывания тонких колбасок, аккуратно растирать их по прямой в разных направлениях в форме снежинки.
4. «Вьюга» - пальчиковая живопись.
Цель: учить рисовать пальчиком по спирали, изображать вьюгу; развивать речь и интерес к природе; воспитывать чувство прекрасного.
Февраль
1. «Валентинка»- пластилинография.
Цель: воспитывать любовь и уважение к родителям; учить выкладывать цветы по фону сердца; развивать глазомер, чувство ритма и цвета.
2. «Глупенькая ворона» - игра с прищепками.
Цель: отрабатывать движение «пинцет», делать движения в соответствии с текстом; учить проговаривать все слова со звуком «Р»; развивать коммуникативные навыки.
3. «Машина»- пластилинография.
Цель: учить сочетать в работе несколько цветов, закрепить знания о ПДД, воспитывать терпение.
4. «Погремушка» - пальчиковая живопись.
Цель: 2-3 цветами передавать форму игрушки, учить работать аккуратно, чтобы цвета не перемешивались; развивать умение подбирать красивые сочетания цвета; воспитывать умение радоваться успехам других детей.
Март
1. «Цветок для мамы»- пластилинография.
Цель: учить самостоятельно подбирать цвета для работы; воспитывать усидчивость; развивать умение описывать словесно свои действия.
2. «Мимоза» - пальчиковая живопись.
Цель: закрепить приём «тычок» указательным пальцем, учить рисовать мимозу; развивать мелкую моторику; воспитывать любовь к миру растений.
3. «Куклы-неваляшки»- пластилинография.
Цель: создать коллективную работу из подружек-неваляшек; учить работать слаженно с коллективом; развивать коммуникативные навыки; воспитывать интерес народному творчеству.
4. «Солнышко»- игры с прищепками.
Цель: закрепить по кругу лучи, подобрать эпитеты к слову «солнце», поиграть в игру «Солнце и тучки»; развивать интерес к природным явлениям.
Апрель
1. «Распустились первые листочки» - пластилинография.
Цель: учить на готовые веточки прикрепить листья из пластилина разной формы и размера; воспитывать терпение в кропотливой работе; развивать интерес к природе.
2. «Подснежник»- пальчиковая живопись.
Цель: сделать полный отпечаток ладони, дополнить цветок стеблем и листьями, оформить работу рамочкой из точек-тычков; воспитывать самостоятельность в работе; развивать чувство цвета, гармонии.
3. «Золотая рыбка»- пластилинография.
Цель: расширить кругозор дошкольников, дополнить композицию с рыбкой элементами подводного царства; описать жизнь рыбки под водой; учить подбирать цвета по своему вкусу; развивать моторику; воспитывать умение радоваться успехам товарищей.
4. «Грачата»- игра с прищепками.
Цель: учить проговаривать стихи и работать одновременно с прищепками; используя разную интонацию и тембр голоса развивать способности озвучивать персонажей стихотворения; воспитывать умение выслушать товарищей.
Май
1. «Гусеница на листочке»- пластилинография.
Цель: закрепить навык выкладывания ниточки из пластилина по спирали; развивать интерес окружающему миру, мелкую моторику; воспитывать желание довести работу до конца.
2. «Зубастики»- игра с прищепками.
Цель: учить соотносить предметы по цвету, называть цвета; развивать моторику руки; воспитывать терпение и аккуратность в работе.
3. «Божья коровка»- пластилинография.
Цель: учить без пробела «закрашивать» большую площадь пластилином, не смешивать красный и чёрный цвет в работе; развивать интерес к насекомым.
4. Итоговое занятие «Наши пальчики чему-то научились?»
Цель: предложить детям самостоятельно выбрать тему и материал для работы.