ФАЙЗУЛЛИНА ГУЛЬНАРА
Конспект занятия «Жить по закону»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для формирования у детей антикоррупционного
мировоззрения
Задачи:
-дать понятие коррупции
-уточнить знания детей о честности, порядочности
-учить правильно оценивать положительные и негативные поступки людей и литературных героев
-воспитывать честность, правдивость
Словарная работа: коррупция, вымогательство, подкуп, взятка.
Оборудование: мяч, бумага, карандаши, ножницы, воздушные шары, ребус.
Ход ЗАНЯТИЯ
I Орг. Момент
- Повторяйте за мной (психологический настрой) :
Каждый день, всегда, везде -
На занятиях, в игре
Темочки:
Смело чётко говорим
И тихонечко сидим.
- Присаживайтесь.
II Введение в тему
Тема сегодняшнего занятия «Жить по закону». Сегодня на воспитательском часе мы поговорим о коррупции, тема, которая сейчас вновь актуальна, часто обсуждается и информируется по телевидению. Иначе и быть не может, потому что она затрагивает интересы каждого человека. Но очень важно, чтобы каждый понимал, что такое коррупция (слайд, какой вред она приносит и как с ней можно бороться.
Коррупция означает использование должностным лицом своих властных полномочий в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.
«Коррупция - это очень плохо!» «Коррупция – это болезнь времени». За это наказывают. Это противозаконно.
(Слайд 3) Я расскажу вам сказку, и вам все станет ясно….
III Работа по теме
Чтение сказки, рассматривание ситуаций.
Жили-были Дед и Баба. И была у них Коза - такая добрая, ласковая. Паслась она на лугу и приносила молоко для стариков. Однажды Коза гуляла на лугу и забрела в лес. Кустик за кустик, шла, шла и заблудилась… День, второй проходит, - не найдет Коза дороги домой. Бродит по лесу - устала, вдруг видит на поляне Теремок. «Как хорошо, в теремке можно отдохнуть», - подумала Коза и постучала. Выглянула мышка в окошко. Коза попросила у нее разрешения отдохнуть в теремке, набраться сил. А мышка отвечает: «Заплати мне 100 рублей, тогда пущу!» А Коза говорит: «Мышка, откуда у меня деньги, я заблудилась, устала, не могу найти дорогу домой…. Да и в сказке все звери жили в теремке бесплатно!» Мышка отвечает: «Это раньше так было… а теперь я здесь начальник! Плати или уходи!» Заплакала Коза и пошла дальше….
- ребята, вам понравился ответ Мышки?
Дети объясняют
- а Козу вам жалко? (ответы детей)
- Мышка пользуется тем, что первая нашла теремок, стала начальником и стала брать деньги за проживание. Она воспользовалась своим положением и совершает поступок, противоречащий моральным установкам, т. е. нарушает лесной сказочный закон! Не хочет пускать Козу в теремок, пока та не заплатит деньги…. Это и есть коррупция. (Слайд 4)
- Коррупция – это использование должностным лицом своих властных полномочий и прав в целях личной выгоды, которое противоречит законодательству, т. е. ЗАКОНУ. Мышка поступает противозаконно.
- а теперь слушайте сказку дальше….
Идет Коза по лесу, плачет, тропинки не видит. И зацепилась за колючий куст, ножку поранила…. больно ножке. Вдруг видит – домик…. «Лесная больница» написано. А работала там Лисичка – медсестричка. Зашла Коза в больницу, попросила помощи у Лисы. А Лиса говорит: «Принеси мне двух курочек, да пожирней! Тогда помогу, вылечу!» А Коза говорит: «Да где же я возьму тебе курочек, я дороги в деревню не знаю, ножка сильно боли, ходить не могу…». «Уходи тогда!», -закричала Лиса и прогнала Козу. Опять заплакала Коза и пошла дальше… .
- ребята, в этом эпизоде мы тоже столкнулись с коррупцией. Вам понравилось поведение Лисы? (ответы детей) .
- Лиса не хочет лечить Козу, пока та не принесет ей курочек. Это тоже – коррупция, взятка. (Слайд 5) Это противозаконно!
- что же случилось дальше в сказке….
Идет Коза дальше и видит большую двухэтажную берлогу. На вывеске написано «Хозяин леса – Медведь». «Вот кто мне поможет – Медведь! Он ведь хозяин леса, всех главней, он следит за порядком в лесу.». Зашла Коза к Медведю, поведала о своем горе…. Пожаловалась… А Медведь говорит : «Не печалься, Коза! Я тебе помогу…. Только у нас скоро лесные выборы, ты проголосуй за меня на выборах нового хозяина леса - тогда сразу помогу. «Эх, -подумала Коза, - и ты ищешь выгоду! Не помощник мне Медведь!» и тихонько ушла … .
- ребята, оцените поступок медведя. Дети свое отношение к поведению медведя.
- поступок медведя - это тоже коррупция. (Слайд 6) Он использует свою власть и положение ради своей выгоды, подкупает голоса избирателей на выборах
- А что надо делать медведю, чтобы за него голосовали с желанием лесные жители? (быть честным, добрым, справедливым, помогать добрыми делами и т. д.)
- а скоро и конец нашей сказочке…
Идет Коза дальше, а навстречу ей Заяц, узнал о беде Козы, нашел листик подорожника, приложил к ранке на ножке Козы, обвязал осиновой веточкой. Стало Козе получше. Пошли вместе. Навстречу Ежик. Узнал о беде Козы, угостил ее лесным яблочком. А тут Сорока пролетала мимо, рассказали друзья ей о Козе. А Сорока говорит: «Я в лесу все дороги знаю, идите за мной…» Сорока полетела, а друзья поспешили за ней…. Так она указала путь Козе в деревню к Деду и Бабе. Обрадовались они, увидев свою любимицу, а помощников – добрых лесных зверей отблагодарили подарками. Тут и сказочке конец… .
- ребята, покажите свое отношение к поступкам зайца, ежика и сороки. Дети объясняют свой выбор, высказывают свое мнение
- а как бы вы поступали на месте героев сказки? Мышки, лисы, медведя и т. д. Ответы детей.
- Скажите, подарки Деда и Бабы для друзей Козы, это коррупция, подкуп. взятка или подарок от души? Как вы думаете? (ответы детей, с помощью воспитателя)
- Ребята, коррупция может процветать в различных организациях, учреждениях и службах. Посмотрите и прочтите. (Слайд 7)
Физминутка Игра «Хорошо – плохо»
Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч и говорит разные ситуации. Дети ловят мяч и дают ответ с объяснением.
-соблюдать законы
-соблюдать права и обязанности
-нарушать законы
-говорить правду
-быть всегда честным
-брать взятки
-обманывать людей
-подкупать избирателей
-совершать добрые поступки, дела
-требовать или вымогать деньги
-добросовестно выполнять свою работу
-воровать
-честно зарабатывать деньги и др.
- с детства люди должны быть всегда справедливыми, честными. порядочными. законопослушными, милосердными. честно работать…. Это нормы и правила поведения. Кто нарушает эти правила (законы, тех наказывают специальные органы. Ребята, помните - всегда надо быть честным, не нарушать законы и быть против такой «болезни» времени, как коррупция.
Ситуационная игра (рассматривание ситуаций)
1. Николай устроил в кафе драку. Полиция задержала хулигана на 15 суток. Родственники Николая заплатили за освобождение от наказания.
- Расцените поступок родственников. Правильно поступили родственники Николая? Почему?
2. В благодарность за то, что врач вылечил её тяжело больного ребёнка, Ирина подарила врачу букет из цветов своего сада.
- Можно ли поступок Ирины рассматривать как подкуп или дача взятки? Нет. Она не преследовала корыстных целей, и от чистого сердца отблагодарила врача, который вылечил её тяжело больного ребёнка.
3. Студент вручает экзаменатору коробку конфет для получения хорошей оценки.
- Является ли коробка конфет взяткой в данном случае? Да. Она имеет материальную ценность.
4. Чтобы получить путёвку в санаторий для больного ребёнка, родители вручили социальному работнику конверт с деньгами.
- Вручая конверт с деньгами, родители заботились о своём больном ребёнке. А социальный работник преследовал личную выгоду. Это взятка.
- К сожалению, коррупция существует почти во всех сферах жизни нашего общества. С коррупцией у нас боролись всегда. Коррупции могут и должны противодействовать государство, бизнес, СМИ, международные и иностранные организации. Но важно понимать, что противостояние коррупции - дело всего общества, каждого из нас.
Рефлексия
Упражнение «Незаконченное предложение»
- Перед вами на столах лежат листочки. Прочтите, что на них написано?
Коррупция - это…
Жить по закону, значит…
Продолжите предложения.
Итог занятия :
-Ребята что вы поняли из нашего занятия?
-Что такое Коррупция? О коррупции сейчас знают все. Подавляющее большинство граждан знает, что коррупция — это плохо и страдает от неё. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий какой-либо властью: чиновники, судьи, администраторы, депутаты, экзаменаторы, врачи и т. д. Всех их движет один стимул - получить экономическую прибыль. Хотя при этом они испытывают риск разоблачения и наказания.
Как необходимо бороться с мошенничеством, подкупом, вымогательством, взятками в современном обществе? Прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений. Ребята, помните - всегда надо быть честным, не нарушать законы и быть против такой «болезни» времени – коррупции, жить по закону.
Спасибо ребята за вашу активность и внимание на занятии.