Миникаева Алсу Талгатовна
Конспект занятия для старшей группы «Земля — наш дом родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для старшей группы по теме :
«Земля наш дом родной»
Цель: расширять и закреплять представление детей о планете Земля, создать условия для формирования экологической культуры.
Задачи.
Образовательные:
- углублять и закреплять знания детей о планете;
- закреплять и систематизировать знания детей о Международном празднике День Земли;
- расширять знания детей о природе;
Публикация «Конспект занятия для старшей группы „Земля — наш дом родной“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
- формировать у детей основы экологического мышления, бережного отношения к природе.
Развивающие:
- развивать любознательность, расширять кругозор;
- закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
- стимулировать речевую и познавательную активность;
- развивать экологическую грамотность.
Воспитательные:
- воспитывать положительное, заботливое отношение к живой и неживой природе, к Земле путём целенаправленного общения с окружающим миром;
- воспитывать стремление беречь нашу Землю, побуждать детей к выполнению посильных «добрых дел»;
- укреплять дружеские отношения во время выполнения заданий;
- формировать навыки взаимопонимания и взаимоуважения.
Материалы и оборудование: буквы для создания слова «Земля»; слайды о празднике День Земли; телевизор; глобус; картинки с изображением дерева и его семян и плодов; аудиозапись «Сказка о нефтяной рыбке»; фишки для игры «Птицы, звери, рыбы»; запись Колокола Мира; песни о Земле; листы А4; карандаши.
Предварительная работа: беседа о Земле, о его жителях; рассматривание иллюстраций; просмотр мультфильма планета Земля; чтение стихотворений; заучивание четверостиший наизусть.
План занятия.
1. Организационный момент:
а) приветствие;
б) сообщение темы и цели занятия.
2. Основная часть:
а) теоретическая;
- составление слова;
- Дидактическая игра «Найди дерево по семенам, плодам»;
- Физминутка:
- прослушивание «Сказки о нефтяной рыбке»;
- Игра «Птицы, звери, рыбы»;
б) практическая;
- создание рисунков «Сохрани планету!».
3. Заключительная часть:
а) подведение итогов;
б) рефлексия.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята, сегодня у нас необычное занятие, я хочу предложить Вам организовать игру «Слёт юных экологов». Хотели бы Вы поиграть? (ответы детей) Кто такие экологи? Чем они занимаются? (ответы детей)
2. Основная часть.
- И сейчас я предлагаю надеть эмблемы «Юный эколог», теперь мы с Вами не просто девочки и мальчики, мы экологи. Но чтобы начать игру и узнать тему нашего слёта, необходимо разгадать слово. А помогут нам в этом загадки. Ребята нам загадают загадки, а мы по первым буквам отгадок составим слово (на доске дети вешают первые буквы).
Что за зверь лесной,
Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы,
Уши больше головы? (заяц)
Рядом с ласковой малиной
Мы недавно посадили
Ягоду чудесную,
Очень интересную!
Цветом — будто бы чернила,
Никогда «лицо» не мыла.
Только это — не черника,
Это наша. (ежевика)
Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит
Без пилы и без гвоздей.
Кто строитель?. (муравей)
Очень любят провода,
И сидят на них всегда.
Вот опять уселись в ряд,
И о чём-то говорят,
И щебечут ласково
Божьи птички - … (ласточки)
Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но - ах!
Удрала, а хвост в руках. (ящерица)
- Молодцы ребята, какое большое, красивое слово – Земля! Сегодня мы поговорим о Земле, о бережном отношении к ней. Присаживайтесь на стулья и послушайте стихотворение (читает воспитанник).
Бросаюсь на мокрые стебли
Лицом в травяные поля:
Пусть сердце простукает землю,
Прослушает душу земля.
Мне видится: звонко и чисто
Под шелест полынных порош
Кузнечики косят пшеницу
У горьких осиновых рощ.
По листьям, листву пригибая,
По травам, бредущим ко сну,
Приходит звезда голубая
Погреться к ночному окну.
И женщина, шорох заслышав,
Впускает звезду на порог,
И где-то трубит электричка
В старинный охотничий рог.
Скрипят, как обоз, коростели,
И лунные тропы пылят…
И сердце простукало землю,
И сердцу открылось земля.
- Итак, дорогие коллеги экологи, сегодня мы с Вами отмечаем Международный день Земли – праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. Планета Земля – наш дом, наша мать, поэтому раз в год 22 апреля мы отмечаем праздник, посвящённый прибежищу народа человеческого в бескрайних глубинах. Это не столько праздник, сколько повод ещё раз задуматься о проблемах хрупкой и уязвимой окружающей среды, проблемах взаимоотношений человека и окружающего мира. В России День Земли отмечают в рамках Дней защиты от экологической опасности. В этот день все население планеты должно вспомнить, что Земля это наш общий дом, который надо содержать в порядке. В этот день по традиции все желающие принимают участие в благоустройстве и озеленении своих дворов и улиц. Люди стараются сохранить и украсить свой дом – нашу планету (демонстрация слайдов).
- Ребята скажите, а что это такое - Земля? (ответы детей)
- Правильно, Земля – это вся наша планета.
- А какой формы Земля? На что она похожа? Как называется модель Земли? (ответы детей)
- Правильно ребята, уменьшенной моделью нашей Земли является глобус. Сейчас я предлагаю Вам вспомнить всё, что мы знаем о Земле, и поиграть в игру «Вопросы от глобуса».
- Я предлагаю Вам встать в круг и, передавая друг другу наш замечательный, глобус отвечать на вопросы. Итак, начинаем.
· Какая наша Земля? (большая, красивая, твёрдая)
· Какого цвета больше на глобусе? (голубого, синего)
· Что означает это цвет? (вода – океаны, моря, реки, озёра, ручьи)
· Кто живёт в водоёмах? (рыбы, млекопитающие)
· Какие цвета ещё есть на глобусе? (разные)
· Что означают разные цвета? (суша – леса, поля, горы, пустыни)
· Кто живёт на суши Земле? (люди, животные, птицы)
· Как Вы думаете, что изображено зелёным цветом? (лес)
- Ребята, давайте вспомним, что такое лес? (ответы детей)
- Конечно, это деревья, трава, цветы, животные, птицы, насекомые. Так же мы с Вами знаем, что всё живое дышит. И нашей планете – Земля помогают дышать зелёные леса. Их так и называют – лёгкие планеты, потому что они очищают воздух, которым дышим мы – все жители планеты.
- Молодцы, какие Вы внимательные и сколько всего знаете про Землю. Я Вам предлагаю соотнести картинки с изображением дерева и его семян и плодов. Дидактическая игра «Найди дерево по семенам, плодам» (индивидуальная работа).
- А сейчас мы отдохнём и проведём физкультминутку (ребята проходят на ковёр и воспитанник проводит физкультминутку).
А теперь мы отдохнём и немножко поиграем. Физкультминутка:
Руки подняли и помахали-
это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем-
Крылья мы сложим назад.
- А теперь, ребята, я Вам предлагаю послушать «Сказку о нефтяной рыбке».
«Жили – были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед невод в море и вытащил - нет, не одну тину морскую, а ещё ржавые банки и бутылки, рваные пластиковые пакеты.
Закинул дед невод во второй раз – выловил рваный башмак и изношенную шину.
В третий раз, как и полагается, попалась старику рыбка. Да не простая, а известное дело, золотая.
Заговорила она человечьим голосом. Но вот чудо: не стала просить золотая рыбка, мол, отпусти меня, старче, в море. А наоборот, взмолилась: «Только не отпускай меня обратно в морские воды! Лучше кинь в аквариум с чистою водою – отслужу тебе за это любую службу. Не хочу превратиться в рыбку нефтяную, а хочу остаться рыбкой золотою!»
- А теперь вопрос: Откуда в моря попадает нефть? Какой вред она наносит морским обитателям? (ответы детей)
- Молодцы ребята, мы продолжаем наш слёт юных экологов. Давайте вспомним, кто ещё кроме людей живёт на нашей Земле? (ответы детей) Правильно, это животные, птицы.
Игра «Птицы, звери, рыбы».
- Сейчас мы с Вами будем работать в трёх группах. Первая команда вспоминает ЗВЕРЕЙ, вторая - РЫБ, третья - ПТИЦ. Нужно за короткое время вспомнить как можно больше. За правильный ответ каждая команда крепит фишку на свою доску, у кого окажется больше фишек, та команда и победила.
- Подведём итоги, в этой игре победила команда….
- Ребята, ещё в день Земли в разных странах звучит Колокол Мира, призывающий людей беречь мир и жизнь на Планете (звучит запись). Слышите, как тревожно он звучит, как будто просит нас задуматься о важном для всех на планете.
«Опомнитесь, люди! Не делайте зала. Эта планета хрупка и мала!»
- Коллеги, как Вы думаете, что угрожает нашей Земле? (ответы детей)
- Правильно, загрязнение нашей планеты, воды, воздуха.
- Скажите, почему так происходит, что будет с Землёй? (ответы детей)
- Чтобы наша планета не погибла, мы - люди должны её беречь. И именно поэтому на всём земном шаре 22 апреля отмечается День Земли. В этот день все стараются сделать, что-то полезное для нашей Земли. Сейчас я Вам предлагаю присесть за столы и нарисовать рисунок на выставку «Сохрани планету!».
Продуктивная деятельность детей. Звучат песни о Земле.