Ирина Вялова
«Здоровые педагоги — здоровые дети». Профилактика профессионального выгорания педагогов
▼ Скачать
МБДОУ «Добрянский детский сад №21»
Педагог-психолог Вялова И. В.
Инструктор по физической культуре Меркурьева О. Б.
Мастер-класс:
«Здоровые педагоги - здоровые дети»
Необходимые материалы и оборудование для проведения мастер-класса: проектор, ноутбук, стулья, буклеты, памятки, раздаточный материал для проведения теста,презентация, музыкальное сопровождение (релаксационные мелодии, фоновая музыка).
Публикация «„Здоровые педагоги — здоровые дети“, Профилактика профессионального выгорания педагогов» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Психолог: перед тем как мы начнем, попрошу вас обратить внимание на ваше настроение и самочувствие и отметить по 10-бальной системе в соответствующих колонках на листочках, как вы себя ощущаете в начале мероприятия. Обведите в круг ту цифру, которой соответствует ваше настроение и самочувствие на данный момент. В конце мероприятия мы вернемся к этим листочкам.
Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.
Конфуций
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в области поддержания здорового образа жизни.
Задачи:
• Информировать педагогов об особенностях здоровья связанных с профессией.
• Мотивировать педагогов на ведение здорового образа жизни.
• Снять психоэмоциональное и физическое напряжение.
Специалисты национального института здоровья утверждают : «Здоровье работников — это одна из наиболее важных проблем нашего времени».
Изобилие напряженных ситуаций в профессиональной деятельности современного человека привело к выявлению такого феномена, как профессиональный стресс.
Последствия профессиональных стрессов оказались настолько негативны для здоровья работника, что сегодня этот вид стресса выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10).
Ганс Селье, дал понятие стресса и общего адаптационного синдрома.
Стресс (от англ. stress — нагрузка, напряжение) — совокупность неспецифических адаптационных реакций организма на воздействие различных факторов–стрессоров.
Он делится на несколько фаз вкратце о них:
1) Фаза тревоги: первый контакт стрессора и организма, запуск адаптационных реакций.
2) Фаза резистентности: устанавливается равновесие между адаптационными механизмами и стрессором.
3) Фаза истощения. Если стрессоры превышают адаптационные механизмы происходит срыв адаптации и формирование дистресса. (distress (англ.) - горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда).
Инструктор по ФК: Том Кокс выделил пять категорий возможных последствий стресса:
1. субъективные — беспокойство, агрессия, депрессия, усталость, ухудшение настроения, низкая самооценка и т. д. ;
2. поведенческие — эмоциональные вспышки, избыточное потребление пищи, курение, импульсивное поведение, подверженность несчастным случаям, алкоголизм, токсикомания;
3. познавательные — нарушение функций внимания, снижение умственной деятельности и т. д. ;
4. физиологические — увеличение уровня глюкозы в крови, повышение ЧС С и АД, попеременное ощущение то жара, то холода, расширение зрачков;
5. организационные — абсентеизм (реакция человека на неудовлетворительные рабочие условия, проявляющаяся в частом отсутствии человека на работе по уважительной/неуважительной причине, низкая производительность, неудовлетворенность работой, снижение организационной исполнительности и лояльности.
Все эти признаки повышают риск развития невротических и психосоматических заболеваний, что приводит к снижению адаптации организма, ухудшая показатели физического здоровья и психологического самочувствия, попросту укорачивая срок жизни человека.
Психолог: Непроработанный стресс остается в теле и может проявиться в качестве симптома на физическом, умственном или эмоциональном уровне. Поэтому сегодня мы вам хотим предложить методы и средства для улучшения физиологического и психологического самочувствия.
Инструктор по ФК: для начала определимся с вашим биологическим возрастом.
Ведете ли вы здоровый образ жизни? Какие методы и приемы помогают вам сохранить здоровье, сохранить свои физические и духовные силы?
Сейчас мы проверим, как вы сохранили ваше здоровье.
Упражнение «Стойка на ноге». Чтобы узнать свой биологический возраст, можно использовать простой тест. Надо встать на одну ногу, стопу другой ноги положить на колено. Закрыть глаза (обязательно, руки развести в стороны и засечь время, в течении которого вам удастся сохранить равновесие.
36 секунд – 20 лет; 27 секунд – 30 лет; 23 секунд – 35 лет; 18 секунд – 40 лет;
15 секунд – 45 лет; 13 секунд – 50 лет; 11 секунд – 55 лет; 9 секунд – 60 лет;
7 секунд – 65 лет; 5 секунд – 70 лет.
Кто опустил ногу запомните цифру - это и есть ваш биологический возраст.
Психолог: психологический и биологический возраст тесно связаны между собой. Потому, без работы над психологическим возрастом повернуть свои биологические часы назад вряд ли удастся. Психологический возраст вычисляется с учетом значимости событий для человека в его жизни. Предлагаем вам определить собственный психологический возраст. Конечно, как и в случае с возрастом биологическим, единственной формулы определения пока нет. Специалисты в области возрастной психологии продолжают работать в этом направлении. Поэтому воспользуемся пока простой и доступной методикой.
Инструкция.
1. Представьте себе мысленно всю свою жизнь — прошлое, настоящее, потенциальное будущее. Как вы думаете, до какого возраста вы доживете.
2. В таблице обведите кружком число, соответствующее указанному вами возрасту, возрастные периоды расположены в вертикальном столбике.
3. А теперь, попытайтесь оценить каждое пятилетие вашей жизни от рождения до вашего хронологического возраста, по степени насыщенности важными для вас событиями: какими-либо изменениями в обществе, вашем внутреннем мире (мыслях, чувствах, переживаниях, состоянии вашего здоровья, в семье, на работе, в учебе, в отношениях с друзьями и т. п. Шкала насыщенности горизонтальная от 1 до 10 (10 баллов — максимальная степень насыщенности, 1 — минимальная).
Напротив каждого пятилетия поставив знак плюс (+) в соответствующей клетке таблицы.
4. Аналогичным образом оцените насыщенность остальных пятилетий (будущих, вплоть до возраста, до которого вы решили дожить.
Вы выполнили задание полностью? Теперь можете определить свой психологический возраст с помощью небольших подсчетов - понадобится калькулятор.
Ключ к тесту.
1. Подсчитайте общую сумму баллов по всем пятилетиям.
2. Подсчитайте, сколько баллов приходится на пятилетия от рождения до вашего хронологического возраста – сумму прошлого.
3. Разделите сумму баллов «прошлого» на общую сумму баллов всех пятилетий.
4. Умножьте этот показатель на возраст, до которого хотели бы прожить.
5. Полученная величина и есть ваш психологический возраст.
Ознакомьтесь теперь с интерпретацией этого теста.
• Сравните полученное значение психологического возраста с вашим реальным хронологическим возрастом.
• Если психологически вы намного старше своего возраста, значит, необходимо больше внимания уделять жизненной перспективе, задуматься о новых планах, целях.
• Если намного моложе, это свидетельствует о чрезмерном оптимизме, поскольку спланированная вами перспектива рассчитана на больший диапазон времени, чем тот, которым вы располагаете в действительности.
На вопрос, что же лучше: чувствовать себя моложе или старше своих лет, правильным будет следующий ответ:
значения психологического и хронологического возрастов не должны быть слишком далеки друг от друга (разрыв не должен превышать 3–4 лет).
И если в юности более естественно чувствовать себя немного старше, а в пожилом возрасте — моложе, то в зрелости важна гармония перспективы и опыта.
Ведь один из ключевых моментов долголетия заключается в том, что человек сам отвечает себе на вопрос: Зачем мне нужно оставаться молодым и активным как можно дольше? Зачем мне надо быть молодым и здоровым? Не «почему», а именно «зачем».
Психологический возраст в некоторых пределах бывает обратим, т. е. человек не только стареет в психологическом времени, но и может помолодеть в нем за счет увеличения удельного веса психологического будущего или уменьшения психологического прошлого.
Инструктор по ФК: Предлагаем вам упражнения для гармонизации биологического, психологического и хронологического возраста, то есть для устранения и профилактики одной из причин увеличения этих характеристик - стресса. И первое задание на снятие психофизического напряжения: это показать пантомиму, изображающую какой-либо вид спорта, например – бокс, фигурное катание, стрельба из лука, зрители должны угадать.
Психолог: Как мы упоминали выше, непроработанный стресс остается в теле и может проявиться в качестве симптома на физическом, умственном или эмоциональном уровне. Но о психосоматической причине заболевания мы можем говорить только тогда, когда пройдены все медицинские обследования и получены рекомендации врача. Чаще всего у педагогов страдает голос, головные боли, боли в плечах. Я хочу предложить некоторые упражнения, это визуализации и установки на улучшение самочувствия.
Предлагаю упражнение - визуализацию для снятия головной боли (Головная боль, вызванная мышечным напряжением).
Встаньте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуйте тяжесть.
Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем сбросьте руки вниз, окончательно избавляясь от головной боли.
Сокращенный вариант: потяните голову вправо, затем влево, назад и вперед; поднимите брови как можно выше, а затем зажмурьтесь; стисните зубы, а потом как можно шире откройте рот; потяните плечи вверх и затем «бессильно» свесьте руки.
Украшение боли.
Вы сами творец своей боли и можете сделать её покрасивее. Если она жгучево цвета, сделайте её прохладной – салатной, голубой. Если она скрипит или скрежещет, превратите её в щебет птиц, шелест листвы. Если она резко, дурно пахнет, пусть пахнет розами или фиалками. Если она тяжелая и плотная, сделайте её легкой и воздушной.
Психосаморегуляция «Настрой на здоровье» под расслабляющую музыку.
(Можно записать себе на диктофон)
Поза кучера, либо лежа.
«Я успокаиваюсь и расслабляюсь… Посторонние звуки становятся всё безразличнее, тише… Дыхание всё спокойнее и равномернее… Я чувствую тяжесть в шее, плечах, в руках, ногах, во всем теле… Тепло расходится по всему телу…Сердце бьется спокойно, ритмично. Приятная истома разливается по шее, спускается на плечи, руки, ноги…
Мой лоб овевает свежий ветерок. Лоб становиться приятно прохладным. Голова свежеет, проясняется. Она отдыхает, успокаивается. Освобождается от всего, что мешает. Голова становиться свободной и легкой. Она чистая, ясная, как хрусталь. Свежая, как вода в роднике.
Мысли спокойные, уверенные. Я спокойна…Дыхание ровное, спокойное, сердце бьется ритмично… Я легко владею собой, своими мыслями, чувствами и поступками. Большой запас сил и уверенности во мне, выдержки и самообладания…
Мой голос звучит легко, свободно и звучно…Дыхание плавное и свободное…Грудное звучание бесконечно…Тембр мягкий, объёмный и уверенный.
Я излучаю спокойную энергию, здоровье и радость. Я добра к своему телу и оно отвечает мне тем же. Я чувствую себя в гармонии с самим собой и с окружающими меня людьми. Я благодарна за здоровье, красоту и жизненные силы, которыми наделена.
Сейчас мои веки становятся легче. На счет три я открою глаза и вновь окажусь в зале»
Позитивные установки через движение под музыку, которые способствуют повышению энергетического потенциала и являются профилактикой абсентеизма. И мы сейчас потренируемся.
Позитивные установки через движение под музыку, которые способствуют повышению энергетического потенциала и являются профилактикой сниженной работоспособности.
1. Поставьте ноги на ширину плеч, согните колени и медленно опуститесь, повторяя: "Вот это я!".
2. Сжав кисти в кулак, колотите по воздуху, повторяя: "Я полна сил!".
3. Выполняйте круговые вращения бёдрами, как при верчении обруча, при каждом вращении повторяя: "Мне легко".
4. Соединив локти, массируя мочки ушей, подмигивайте попеременно левым и правым глазом, повторяя: "Радость во мне".
5. Левую ладонь (тыльной стороной) положите под подбородок, правую на макушку, кивайте головой, повторяя: "Я настроена на успех".
6. Руки за спиной сцеплены в замок, подтягивать попеременно левое и правое колено как можно выше/либо выпад вперед левой ногой, затем правой, повторяя: "Я верю в себя".
7. Положить ладони на плечи, поднимать руки над головой, повторяя: "Я всегда защищена".
8. Ноги на ширине плеч, ладони на бёдрах, выпад правой ногой назад, руки в стороны, затем левой ногой, повторяя: "Я счастлива на своём рабочем месте".
9. Ладони на висках головы, наклон головы вперед, удерживая руками, повторяя: "Я говорю и думаю позитивно".
10. Ладони на коленях, слегка наклонившись, развернуть ступни внутрь, медленно возвращать их в исходное положение, выпрямиться, изображая большим пальцем вверх, что все хорошо, повторяя: "У каждой проблемы есть решение".
Инструктор по ФК: Упражнение «Посещение зоопарка».
Встаньте, пожалуйста, друг за другом (паровозиком по кругу). Педагог становится позади последнего из участников и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди. Остальные повторяют за педагогом, по кругу делают массаж друг другу.
В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).
• Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).
• Приходят в зоопарк первые посетители (при помощи кончиков пальцев "сбегать" вниз по спине).
• Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).
• Рядом находится загон со львами. Сейчас им раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).
• Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику).
• Слышатся сильные прыжки кенгуру ("топать" кончиками пальцев по спине).
• Рядом находится вольер со слонами. Они медленно ходят по вольеру (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).
• А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).
• Вот крокодил открывает свою пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать руки и ноги).
• А вот и колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подергать их).
Вот прогулка подошла к концу. Посетители зоопарка идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи; почувствовать дыхание партнера).
Упражнение "Общее дыхание" Послушайте и понаблюдайте за дыханием партнера впереди и постарайтесь достичь синхронности дыхания с дыханием партнера. (Вся группа начинает дышать на одном ритме).
Психолог: Здоровье - ценность! Улыбка, чувство юмора – факторы хорошего настроения. Сохраняйте свое здоровье! Умейте дарить себе и другим радость!
Желаем вам правильно реагировать на стрессовые ситуации, которые часто случаются в нашей профессии и беречь своё здоровье. Не даром наш мастер-класс имеет такое название «Здоровые педагоги - здоровые дети». Ваше состояние физиологическое и эмоциональное влияет на детей - чем лучше вы себя чувствуйте, тем больше сможете дать вашим воспитанникам. Будьте здоровы!
Инструктор: мы хотим поделиться с вами буклетами с полезной информацией. Просим вас вернутся к листочкам и оценить ваше настроение, самочувствие на данный момент. Благодарим вас за сотрудничество!
Источники информации:
• Научно-популярный психологический портал - https://5psy.ru/karera-i-uspeh/stress-v-professionalnoi-deyatelnosti.html
• Википедия — свободная энциклопедия
• Вики Чтение - Измени свой биологический возраст. Back to 25. Пономаренко Анастасия Александровна, Лавриненко Семен Валерьевич Авторы книги, квалифицированные психолог и врач - https://psy.wikireading.ru/96300
• Вики Чтение - Психология личности в трудах отечественных психологов. Куликов Лев. Психологический возраст личности. А. А. Кроник, Е. И. Головаха.
• Вики Чтение - Психология взрослости, Ильин Евгений Павлович.
• https://webkonspect.com/?room=profile&id=7371&labelid=91635
Книга Г. В. Старшенбаумена Как починить душу, чтобы тело работало как часы. -
Москва: Издательство АСТ, 2021. – 320с.
Рефлексия.