Людмила Курлова
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
Здоровьесберегающие технологии - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.
Актуальность
В действующем Законе РФ “Об образовании”(ст2; 51) первоочередной задачей является “ здоровье человека и свободное развитие личности”. Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения. Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Но в последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья детей России. По медицинским данным около 90% детей имеют отклонение в физическом и психическом здоровье; 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания; а за годы школьного обучения в пять раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в четыре раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в три раза увеличивается число детей с заболеванием органов пищеварения.
Основная задача дошкольного образования заключается в том, чтобы подготовить ребенка к школьной жизни, к успешному обучению. Поэтому фундамент благополучия будущих поколений должен основываться на охране здоровья дошкольников, на формировании и воспитании их культуры здоровья. Это может быть достигнуто путем реализации здоровьесберегающих технологий.
Теоретическое обоснование использования здоровьесберегающих технологий.
Педагогическая валеология, развиваемая учеными Г. К. Зайцевым, В. В. Колбановым, В. П. Петленко, Л. Г. Татарниковой, выдвигает в качестве основной задачи сохранение и укрепление здоровья детей.
Н. К. Смирнов сформировал понятие «валеологизация» образовательной среды и учебного процесса, в которую, по его мнению, входит «валеологизация культуры здоровья и формирование здоровье сберегающих условий в образовательном учреждении» .
Однако,Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижение уровня коммуникативных умений и навыков (А. Г. Арушанова, О. С. Ушакова, Т. А. Ткаченко, Ю. В. Филлипова, Л. М. Шипицына) - все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей.
Цель использования здоровьесберегающих технологий это -
Создание коррекционно–образовательной системы, сохраняющей здоровье ребёнка.
задачи
Создать благоприятный климат и рациональный режим для детей с нарушением речи;
Ознакомить с простыми приемами по сохранению собственного здоровья;
Способствовать повышению речевой активности;
Развивать речевые умения и навыки;
Снимать напряжение, восстанавливать работоспособность;
Активизировать познавательный интерес;
Улучшать концентрацию внимания, снижать трудности переключения с одного вида деятельности на другой.
Гипотеза
Предполагаем, что применение в дошкольном образовании здоровьесберегающих технологий будет способствовать созданию коррекционно–образовательной системы, сохраняющей здоровье ребёнка, при которой наши дети в детском саду будут более здоровы и адаптированы к тем условиям, которые будет их ожидать. И, конечно, необходимо воспитать в детях потребность к здоровому образу жизни и научить их правильно относиться к своему здоровью.
Принципы здоровьесберегающих технологий :
Принцип «не навреди!»
Принцип сознательности
Принцип непрерывности процесса
Принцип систематичности и последовательности
Принцип доступности и индивидуальности
Принцип системного чередования нагрузок и отдыха
Принцип постепенного наращивания оздоровительного воздействия
Принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса
В своей практической деятельности мы применяем следующие здоровьесберегающие компоненты :
• Дыхательная гимнастика.
• Артикуляционная гимнастика.
• Мышечная релаксация.
• Упражнения, направленные на профилактику нарушения зрения.
• Физкультминутки.
• Развитие мелкой моторики пальцев рук.
• Массаж и самомассаж.
• Логоритмика.
• Су- джок терапия.
Психогимнастика
А сейчас более подробно остановимся на каждом из компонентов
Дыхательная гимнастика пожалуй, один из основных моментов в структуре логокоррекционных занятий с детьми, имеющими дефекты звукопроизношения, она
-Корректирует нарушение речевого дыхания
- Помогает выработать диафрагмальное дыхание, продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Далее Релаксация - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности
• Используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приемов расслабления различных групп мышц.
• Помогает снять напряжение, сконцентрировать внимание, либо расслабить мышцы.
Оздоровительные паузы – физминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия и
• Направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции,
• Также развивают общую моторику.
Логоритмика Это форма активной терапии, в которой преодоление речевых нарушений идет путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой
Укрепляет костно – мышечный аппарат, развивает дыхание, координацию движения, ловкость, выносливость, силу, фонематическое восприятие, чувство ритма,
• Формирует двигательные умения и навыки, развивает переключаемость, координацию движений
• Развивает слуховое и зрительное восприятие, память, воспитывает просодические компоненты речи.
Массаж показан детям с расстройствами речи, т. к.
Улучшает функцию рецепторов проводящих путей,
усиливает рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами.
Что в свою очередь нормализует мышечный тонус органов артикуляции и способствует коррекции произносительной стороны речи.
+ Регулярное выполнение Артикуляционной гимнастики улучшает кровоснабжение органов речевого аппарата и их иннервацию, а также
- Помогает выработке полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата,
- Учит объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков,
- Является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушения звукопроизношения.
Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности
Способствуют:
умственному и речевому развитию,
выработке основных элементарных умений,
формированию графических навыков
Зрительная гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения.
Она не только
Снимают мышечное напряжение, но и
Вызывают эмоциональный подъем
В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Обладая большим количеством рецепторных полей, кисть и стопа связанна с различными частями человеческого тела. Поэтому применяя Су-Джок терапию мы
- Стимулируем высокоактивные точки, соответствующие всем органам и системам, расположенных на кистях рук.
- Параллельно развиваем мелкую моторику.
И, наконец, психогимнастика, используемая нами на коррекционных занятиях
-Развивает и корректирует познавательную и эмоционально-личностную сферу психики ребенка; память, внимание, волю, воображение, творческие способности;
-Создает положительный эмоциональный настрой, устраняет замкнутость, снимает усталость;
-Совершенствует навыки концентрации, пластику, координацию движений
В конце отметитим, что
Рассмотрев множество приёмов и методов по здоровьесбережению и примнению их в практической деятельности, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками даёт положительные результаты, такие как:
- снижение уровня заболеваемости;
- повышение работоспособности, выносливости;
- развитие психических процессов;
- улучшение зрения;
- формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;
- развитие общей и мелкой моторики,
- повышение речевой активности;
- увеличение уровня социальной адаптации.
Таким образом, применение элементов педагогики оздоровления способствуют личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка.
Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.