Олейник Елена Николаевна
Опыт работы «Здоровьесберегающие технологии в работе педагога. Артикуляционная гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
«Здоровьесберегающие технологии в работе педагога.
Учитель-логопед:
Олейник Елена Николаевна
пгт. Войвож, 2021 г.
«Здоровье детей — здоровье нации!».
Публикация «Опыт работы „Здоровьесберегающие технологии в работе педагога, Артикуляционная гимнастика“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Темочки
Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурнооздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительноразвивающей работы :
· приобщение детей к физической культуре
· использование развивающих форм оздоровительной работы. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Работа логопеда в системе оздоровления детей занимает немаловажное место, так как от логопеда зависит своевременное выявление речевых отклонений у воспитанников, логопед ведет профилактическую работу, следит за соблюдением единого речевого режима в ДОУ и дома, планирует индивидуальную работу, обеспечивает личностно - ориентированную направленность процесса оздоровления детей.
Цель использования здоровьесберегающих технологий в работе учителя – логопеда – обеспечение комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений, выравнивание и сохранение психофизического развития детей.
Задачи:
• Развитие навыков общения, формирование фонетической стороны речи, обучение связной, грамматически правильной речи, подготовка детей к обучению в школе;
• Создание благоприятного климата и рационального режима для детей с нарушением речи;
• Ознакомление с простыми приемами по сохранению собственного здоровья;
• Коррекция недостатков моторного недоразвития;
В своей практической деятельности выделяю 3 вида современных здоровьесберегающих технологий :
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья : динамические паузы, подвижные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, расслабляющая, тонирование.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни : проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, массаж, точечный самомассаж.
3. Коррекционные технологии : кинезиология, технология воздействия цветом, технологии коррекции речи, психогимнастика, фонетическая ритмика, артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика, Су – Джок терапия, коррекция моторной неловкости, развитие графомоторных навыков.
Ни для кого не секрет, что мы - учителя-логопеды работаем в тесной взаимосвязи со всеми специалистами ДОУ. И использую те или иные коррекционные технологии, мы также делимся ими с педагогами. А они в свою очередь активно внедряют их в свою ежедневную работу.
Вот и сейчас, хотела бы поделиться опытом работы по использованию артикуляционной гимнастики как одного из видов здоровьесберегающих технологий.
Чем же так полезна артикуляционная гимнастика?
Артикуляционная гимнастика помогает нам :
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.
Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы.
Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка (группы детей, то есть воспитатель выделяет, какие звуки нарушены у детей (рекомендации логопеда).
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.
Рекомендации для проведении комплексов:
1. Занятия должны проводиться кратковременно, но многократно, чтобы ребенок не утомлялся.
2. Подходить к выполнению упражнений творчески, эмоционально, в игровой форме.
3. Проводить артикуляционную гимнастику ежедневно, следить, чтобы ребенок не уставал.
Придерживаться общепедагогических принципов - идти от простых упражнений к более сложным, выполнять упражнения сначала в медленном темпе, под счет или другие команды. Количество повторений увеличивать постепенно (именно это прослеживается в разработанных нами комплексах).
4. Выполнение упражнений по показу воспитателя.
5. Артикуляционную гимнастику проводят сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Небольшие хитрости, чтобы детский интерес к артикуляционной гимнастике не угасал :
Проводить её нужно эмоционально, в игровой форме ( придумываем сказки: «Сказка о весёлом язычке», «Сказка о комарике», «Как язычок с друзьями чай пил» и т. д.)
https://mbdou-krepysh.ru/logoped/sbornik_skazok_veselyj_jazychok.pdf Можно помочь герою, выполнив задания:
Артикуляционную гимнастику можно проводить не только традиционно, но в нетрадиционной форме: «Упражнения для пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика);
Использование дидактических кукол;
Адаптированные сказки с движениями;
Сочинение историй из жизни Язычка с использованием картинок-
Нетрадиционные упражнения с бусиной, драже и ложкой для совершенствования артикуляционной моторики.
Неделя артикуляционной гимнастики для мальчишек (девчонок)
Неделя гимнастики со Смешариками.
Ко всем артикуляционным упражнениям можно добавить движение кистью.
Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.