Елена Копылова
Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей.»
Подготовила: музыкальный руководитель
МБДОУ д/с №31 г. о. Кинешма – Копылова Елена Ивановна
Музыка не только фактор облагораживающий,
воспитательный.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Музыка - целитель здоровья…
Владимир Михайлович Бехтерев
От здоровья детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и именно музыка, как могучее средство из всех видов искусства, является самым сильным средством воздействия на человека.
Цель: развитие музыкально - творческих способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровье- сберегающие технологии.
Система музыкально – оздоровительной работы : …. (смотреть по картинке «цветок»)
Оздоровительные, валеологические песенки-распевки.
Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Например: «Доброе утро!»
Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)
Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)
Будет веселее. (хлопают в ладоши)
Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)
Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, "фонарики")
Как в саду цветочки!
Разотрем ладошки (движения по тексту)
Сильнее, сильнее! А теперь похлопаем смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)
И здоровье сбережем. (разводят руки в стороны)
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы!
Дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика оказывает лечебное воздействие на детей. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани. Способствует восстановлению центральной нервной системы, улучшает функцию бронхов, восстанавливает носовое дыхание. В своей работе использую методику Стрельниковой : короткий вдох и длинный выдох.
Упражнение «Ладошки»
Ладушки- ладошки, звонкие хлопошки! (хлопают)
Мы ладошки все сжимаем, носиком вдыхаем.
Ладошки разжимаем, носиком выдыхаем.
«Свечка»
-палец перед ртом;
-легко дуть, не затушить "пламя"
«Собачка» (закаливание зева)
И. П. - стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева. (как это делает собачка)
На музыкальном занятии при путешествии в лес «дышим чистым воздухом» :
Какой свежий воздух! Пахнет весной!
вдох через нос (раз, два); выдыхаем через рот (три, четыре).
Дыхательная гимнастика развивает творческие способности детей. Пение занимает важное место в жизни ребенка. Совершенствуется голосовой аппарат, артикуляция и дикция. Голосовой аппарат – это инструмент нежный и хрупкий. Дети поют за счет тонких и слабых голосовых связок, которые легко «перенапрячь» и «сорвать».
Обращаю внимание на певческую установку:
«Если хочешь правильно петь,
Не сиди ты,как медведь!
Руки, плечи, всё свободно,
Петь приятно и удобно!
При пении важно петь естественным голосом, без крика, в удобном диапазоне:
мл. гр. (ми-ля, ср. гр. (ре-си, старш. ,подг. гр. (до1-ре2).
Артикуляционная гимнастика.
Основная часть артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции. Это - контроль за положением рта, тренировка мышц речевого аппарата. В результате этой работы улучшается память, внимание, развивается речь детей.
Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, проводятся в игровой форме.
Так, «путешествуя» вместе с языком, дети знакомятся совсем частями речевого аппарата:
Зубами, губами, уздечкой.
Упражнения
"Поймаем мышку"
- губы в улыбке;
- приоткрыть рот;
- произнести "а-а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)
"Лошадка"
- вытянуть губы;
- приоткрыть рот;
- поцокать "узким" языком (как цокают лошадки)
"Часики"
-улыбнуться;
-приоткрыть рот;
-кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой. (как часовую стрелку).
На музыкальных занятиях использую также игровой массаж. Он повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается. Комплексы массажа и самомассажа провожу под музыку. Она звучит либо фоном, либо текст пропевается.
Например: .
1 точка: «В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли.»
2 точка: «Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок- поскок.»
3 точка: «Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим.»
4 точка: «Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись!»
5 точка: «Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть.»
6 точка: «Руки надо растереть, чтобы больше не болеть.»
7 точка: «И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть.»
Картинка.
В своей работе использую речевые игры. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Речевые игры позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевые игры – это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова.
Речевая игра «Дождь».
Дождь, дождь, дождь с утра, (хлопки в ладоши)
Веселится детвора. (прыжки)
Шлёп по лужам, шлёп, шлёп (притопы)
Хлоп в ладоши, хлоп, хлоп. (хлопки)
Дождик, нас не поливай (грозят пальцем)
А скорее догоняй (убегают от дождя)
Музыкотерапия.
Музыкотерапия – важная составляющая оздоровительной работы в ДОУ, укрепляет здоровье, доставляет детям удовольствие.
Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снижает напряжение и раздражительность, гнев, головную боль. Восстанавливает спокойное дыхание.
Восприятие музыки- это лекарство для детей. С каким вниманием и удовольствием они слушают музыку леса, скрип снега, пение птиц, журчание ручейка.
Дети успокаиваются и расслабляются.
Музыка действует избирательно : в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором исполняется. Настоящая звукотерапия! Игра на кларнете влияет на кровообращение, аккордеон бодрит. Скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему. Флейта оказывает расслабляющее действие.
Музыка лечит. Ученые, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению : некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. От неврозов, от раздражительности избавляет музыка П. И. Чайковского, А. Пахмутовой, М. Таривердиева. Для профилактики утомляемости необходимо слушать «Утро» Грига, «Времена года» Чайковского. Поднимают настроение все произведения в мажоре, они бодрят. Нормализуют сон и работу мозга «Пер Гюнт» Грига. Головную боль снизит прослушивание полонеза Огинского. От гастрита излечит музыка Бетховена.
Картинка «Музыка лечит. Воздействие муз. инструментов на органы человека»
Ритмопластика.
Много радости и восторга приносят детям ритмичные движения и танцы. Музыкально- ритмичные движения вырабатывают грацию, развивают музыкальный слух, двигательную способность, чувство ритма. С помощью ритмопластики дети раскрепощаются. Танец вырабатывает грацию. Координацию движений, укрепляет различные группы мышц и осанку. Движения под музыку укрепляют сон лучше, чем любое снотворное.
Пифагор писал: «Музыка много дает для здоровья, если ею пользоваться надлежащим образом. Где бы вы ни жили. Где бы вы не были. Постарайтесь всегда и во всем слышать музыку, звенящую жизнью. И пусть это будет живая музыка дождевой капли, торжественная песнь океана, тихий шелест травинки или гул могучих сосен! Пусть этот шум природы сольется с музыкой, сотворенной человеком. Ведь музыка успокаивает и красит человека.»
В результате использования на своих музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий я отметила снижение частоты заболеваний и повышение интереса детей к музыке.