Елена Кунгурцева
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в детском саду
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии, применяемые в детском саду» размещена в разделах
Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых детей, все возрастающий поток детей, страдающих хронической патологией и инвалидов, рассматривается многими исследователями сегодня как национальная трагедия России. В последнее десятилетие педиатры, гигиенисты, антропологи с большой тревогой отмечают особенно резкое ухудшение физического развития и других критериев здоровья, двигательной подготовленности. Мониторинг состояния здоровья детей свидетельствует, что уже на дошкольном этапе численность практически здоровых детей не превышает 10%, у значительной части обследованных детей (70%) имеются множественные функциональные нарушения. При этом первое место занимают отклонения со стороны костно-мышечной системы (нарушения осанки, уплощение стопы, последствия перенесенного рахита). На втором ранговом месте находятся нарушения со стороны органов пищеварения (кариес, дискинезии желчевыводящих путей, диагностирующиеся более чем у половины детей. У многих дошкольников регистрируются отклонения со стороны системы кровообращения (систолический шум, нарушение сердечного ритма, тенденция к гипотонии, заболевания Лор-органов. Отмечены негативные тенденции роста распространенности нарушений нервно-психического здоровья, а также значительное возрастание аллергопатологии.
В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Эти результаты указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольного учреждения.
Таким образом, в детском саду может использоваться технология здоровьесбережения.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий:
• обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья,
• сформировать у него необходимые знания, умения и навыки о здоровом образе жизни,
• научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачами которой являются:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и систематического использования доступных для дошкольников средств физического воспитания.
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни. (развивать умения действовать в соответствии с усвоенными правилами)
3. Партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении здоровья.
Что такое здоровьесберегающие технологии?
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития
Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Физическое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется в разнообразных формах организации двигательной активности детей: на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, в самостоятельной двигательной деятельности, в игровой деятельности, подвижных играх и прочих….
Форма оздоровительной работы:
1. Подвижная игра. Способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений. Развивает ловкость, координацию и положительно влияет на эмоциональное состояние. При выборе игр необходимо соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулировать нагрузку, изменяя игровую ситуацию, уменьшая или увеличивая количество повторений.
2. Физкультурные занятия. Особое значение в воспитании здорового ребенка придается развитию движений на физкультурных занятиях. При чем, в каждом возрастном периоде, физкультурные занятия имеют разную направленность:
• Младшим детям они доставляют удовольствия, учат их ориентироваться в пространстве.
• Старшим детям развивают физические качества (выносливость, силу). Формируют потребность в движении, развивают двигательные способности и самостоятельность. С помощью эстафет и соревнований развиваются волевые и командные качества.
3. Спортивные праздники, дни здоровья, досуги. Дети знакомятся со строением своего тела, функционированием систем и органов, узнают, что полезно и вредно для человеческого организма, прививаются навыки по уходу за собой.
4. Утренняя гимнастика.
Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Кроме того, она обеспечивает организованное начало дня в детском саду, дает возможность переключить внимание воспитанников на совместные формы деятельности.
5. Динамическая пауза. Проводится в перерывах между занятиями и на занятиях с целью предотвращения утомляемости и снятия эмоционального напряжения.
6. Гимнастика пробуждения. Проводится после тихого часа. Комплекс гимнастики состоит из нескольких частей:
• Гимнастика в постели
• Упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия
• Дыхательная гимнастика
• Индивидуальные задания
• Водные процедуры
данная форма двигательной активности помогает ребенку быстрее войти в активное состояние, вызывает у него положительные эмоции, укрепляет мышечный тонус.
Дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Увеличивается вентиляция легких, ускоряется лимфо и кровообращение, снижается спазм бронхов и улучшается их проходимость.
Занятия дыхательной гимнастикой с детьми проводят 2 раза в день по 5 минут, не раньше чем через 1 час после приема пищи. Дыхательные упражнения можно выполнять вместе с утренней гимнастикой или отдельным комплексом.
Очень полезно в теплое время года выполнять упражнения на улице, на свежем воздухе. Если занятия проводятся в помещении, то предварительно нужно проветрить комнату.
Занятия дыхательной гимнастикой с ребенком нужно проводить постоянно, потому что результаты ее применения в плане укрепления иммунитета будут видны после длительного курса.
Занятия для детей проводят в игровой форме. Во время проведения игр необходимо постоянно контролировать правильность дыхания.
Пример Имитация через дыхание урагана, легкого ветерка, пылесоса, надувание шариков, произнесение гласных звуков,
7. Пальчиковая гимнастика повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Проводится перед и во время ООД
8. Гимнастика для глаз. Снимает зрительную нагрузку мышц глазодвигательного аппарата, развивает остроту зрения. Проводится Во время Организации Образоват. Деятельности.
9. Артикуляционная гимнастика. Способствует формированию артикуляционного аппарата у детей, проводится для стимуляции речевых зон.
10. Точечный массаж – прием самопомощи своему организму. Упражнения учат детей заботиться о своем здоровье. Служит профилактикой простудных заболеваний. Во время проведения пальцевого массажа происходит раздражение рецепторов кожи, импульсы от которых проходят в центры головного мозга, а оттуда уже поступает команда включиться в работу различным органам. Под действием массажа организм начинает вырабатывать собственные лекарства (интерферон, что способствует улучшению иммунитета.
11. Профилактика плоскостопия. В дошкольном возрасте идет формирование стопы, где находятся 70 000 активных точек – «представителей» всех внутренних органов. Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но и, что особенно важно, изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно влияет на функции позвоночника - на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта. Таким образом, укрепление опорно-двигательного аппарата, и в частности стопы, имеет большое значение. Следовательно, воздействуя на стопу, мы воздействуем на весь организм.
12. Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Это эффективное средство укрепления здоровья, снижения заболеваемости и повышения уровня работоспособности детей. При систематическом воздействии солнца и воздуха повышается устойчивость организма к меняющимся погодным условиям (холод, дождь, жара и др.).
Свежий воздух в сочетании с активными физическими упражнениями и играми влияет на организм особенно благотворно. Организуя прогулку на свежем воздухе, мы создаём условия для активной деятельности детей. Активные движения повышают устойчивость организма человека к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма. Формируя положительное отношение к физическим упражнениям, мы помогаем детям увереннее их выполнять, развиваем способность преодолевать возникающие препятствия, прикладывая для этого необходимые волевые усилия.
Таким образом, одним из аспектов укрепления здоровья детей выступает создание здоровьесберегающей среды и решения поставленных задач.
Заключение
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.