Екатерина Саукова
Педсовет «Здоровье — это психофизическая гармония»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Игровое упражнение «Притча»
Если бы я была добрым волшебником, чтобы я сделала для того, чтобы все дети на земле были бы здоровыми!
«Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным», Но один из богов сказал так: «Если все это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека, его здоровье. Стали думать, решать, куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. Как вы думаете, куда боги спрятали здоровье?
Публикация «Педсовет „Здоровье — это психофизическая гармония“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Один из богов сказал: ««Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живет с давних времен человек, пытаясь найти свое здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь дар богов!»
Итак, тема нашего сегодняшнего педсовета посвящена здоровью :
О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознает важность разумного отношения к своему здоровью…
Продолжите, пожалуйста, фразу: «Путь к здоровью это…» (блиц опрос педагогов).
Мы уточнили, что путь к здоровью – это и правильное питание, систематическая двигательная активность, отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. Но самое главное то, что зависит, прежде всего, от нас самих.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предлагает понимать здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
2. Упражнение «Ассоциации» : Какие ассоциации возникают у вас, когда вы думаете о здоровье ребенка? После того, как ассоциации названы, подводится итого, обобщающие ответы. Здоровый человек – это человек, успешно адаптирующийся и имеющий гармоничные отношения с окружающими. Психически здоровые дети уверены в себе, легко общаются со сверстниками и взрослыми, принимают активное участие в познании окружающего мира.
3. Диалог «Здоровье – это психофизическая гармония»
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, педагогам, необходимо знать, прежде всего, что сам термин «здоровье» определяется неоднозначно. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья :
1. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
Необходимо разделиться на 2 команды: (кружки красного цвета на правую сторону) это команда – «родители», (кружки желтого цвета) – «воспитатели». Каждая команда участников отвечает на предложенные вопросы с точки зрения родителей и с точки зрения воспитателей.
• Что включает в себя понятие «психическое здоровье»?
• Назовите факторы риска, вызывающие нарушение психического здоровья.
• Что вы делаете для сохранения и укрепления психического здоровья ребенка?
• Каким образом у ребенка проявляется потребность в психической разрядке?
• Что входит в систему психопрофилактических мероприятий по созданию атмосферы психического комфорта? (музыка – терапия, сказка – терапия, арома – терапия и т. д.).
Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия воспитателей со специалистами: инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, учителем-логопедом.
Психологическое здоровье ребенка включает в себя следующие компоненты жизнедеятельности:
1. состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;
2. адекватное социальное поведение;
3. умение понимать себя и других;
4. более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
5. умение делать выбор и нести за него ответственность.
Иными словами, психологически здоровые дети находятся в состоянии внутреннего благополучия, которое характеризуется отсутствием каких-либо болезненных психологических проявлений и обеспечивает поведение, адекватное окружающей обстановке. Психически здоровые дети уверены в себе, легко общаются со сверстниками и взрослыми, принимают активное участие в познании окружающего мира.
Очень важно помнить, что именно взрослые несут ответственность за развитие и психологическое здоровье детей, особенно на начальных этапах их жизни. И именно заботливое отношение к ребенку, внимание к его потребностям, любовь и уважение позволят сформировать из ребенка сильную, успешную, психологически здоровую личность.
Что могут сделать педагоги для формирования психологического здоровья у своих воспитанников?
1) обучать положительному самоотношению и принятию других (т. е. формировать адекватную самооценку);
2) обучать рефлексивным умениям (навыкам понимания своих эмоциональных реакций и умению выразить их словами, навыкам понимания эмоционального состояния других людей, умению ставить себя на место другого и умению смотреть на свои поступки глазами окружающих);
3) формировать потребности в саморазвитии (создавать условия для реализации творческих потребностей ребенка).
К факторам, формирующим психологическое здоровье, относятся:
наличие трудных ситуаций, разрешаемых ребенком самостоятельно или с помощью взрослых, при том, что степень трудности ситуации соответствует возрастным и индивидуальным возможностям переживания стресса без ущерба для психологического и физического здоровья;
в целом положительный фон настроения и фиксация на успехах ребенка с анализом причин успешных форм поведения и эмоционального реагирования;
как можно более ранее формирование у ребенка установки на позитивное мировосприятие, формирование умения находить разные источники положительных эмоций, способности к самостоятельному сохранению душевного равновесия, т. е. Развитие саморегуляции ребенка;
умение взрослых пользоваться юмором, общая оптимистическая установка взрослых.
В дошкольном учреждении оно зависит от многих причин:
1. Состояние ребенка в период посещения ДОУ
2. Особенности взаимодействий ребенка со взрослыми, работающими в ДОУ
3. Особенности взаимоотношений с детьми группы
4. Эмоциональная обстановка и уклад жизни в ДОУ
5. Обстановка в семье
Признаки стрессового состояния у ребенка:
• Трудность засыпания и беспокойный сон.
• Усталость после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла.
• Беспричинная обидчивость или, наоборот, повышенная агрессивность.
• Рассеянность, невнимательность.
• Беспокойство и непоседливость.
• Отсутствие уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых.
• Проявление упрямства
• Постоянное сосание соски, пальца или жевания чего-нибудь.
• Боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников.
• Игра с половыми органами.
• Подергивание плеч, качание головой, дрожание рук.
• Снижение массы тела или начинающие проявляться симптомы ожирения.
• Повышенная тревожность.
• Дневное и ночное недержание мочи, которого раньше не наблюдалось.
Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, учитывая тот момент, что они не проявлялись ранее.