Елена Дюдяева
«Здоровьесберегающие технологии в системе деятельности педагога ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье – то бесценный дар природы, оно дается увы не навечно, его нужно беречь. И во многом, оно зависит от самого человека, от его образа жизни, условий труда, питания и привычек.
Сегодня здоровье сберегающие технологии, здоровье сбережение стали активно внедряться в научно-исследовательский оборот. Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как определяет будущее страны, научный и экономический потенциал общества.
Публикация «„Здоровьесберегающие технологии в системе деятельности педагога ДОУ“» размещена в разделах
В любом возрасте человек должен заботиться о своём здоровье, но особенно это важно в детстве.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей РАМН, «… Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество здоровых детей снизилось с 23 до до 15 %., увеличилось количество детей с хроническими заболеваниями; почти 90 % детей имеют стандартные отклонения в опорно-двигательного аппарата, нарушения осанки, плоскостопия. Около 50 % детей нуждаются в психокорррекции.
Согласно формулировке Всемирной организации Здравохранения –
Здоровье – то состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических деффектов.
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка –это основа формировния личности. Физическое здоровье неразрывно связано с психологическим здоровьем, эмоциональным благополучием.
Именно Дошкольное образовательное учреждение имеет потенциальные возможности для формирования у детей здоровье сберегающей культуры, навков ЗОЖ.
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10 2013 № 1155
«Об утверждении ФГОС» Дошкольного образования представлена система необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.
Учебная нагрузка, режим занятий воспитанников определяется санитарно-эпидемиологискими правилами и нормативами.
Таким образом. Задача педагога создать условия для правильного физического здоровья ребенка, обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий современному развитию моторных функций, правильному формированию важнейших органов и систем в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.
В ФГОС огромное внимание уделяется вопросам здоровье сбережение и здоровье сохранение детей. Одна из приоритетных задач ФГОС – «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия».
Поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск технологий повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольном образовании.
Технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, получили название «здоровье сберегающие технологии».
Актуальнее, становится интегрированное включение здоровье сберегающих технологий в образовательное пространство ДОУ.
Назначение таких технологий – объединить педагогов, медиков, родителей – и самое главное детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.
«Здоровье сберегательные технологии» - по определению Смирнова Н. К - технологии, методы,которые направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ЗОЖ
Здоровье сберегающая технология – это система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и медицинского здоровья.
В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья дошкольников.
Технология – техно – мастерство, умение, логос – методика, инструмент профессиональной деятельности педагога.
Модель использования здоровье сберегающих технологий в ДОУ
Тесное сотрудничество и взаимодействие всех участников процесса:
Совместная работа по использованию здоровье сберегающих
технологий всех педагогов ДОУ.
Практика использования «здоровье сберегающих технологий в ДОУ»
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Закаливание, игры на воздухе.
Ходьба по «дорожке здоровья» (использование играет важную роль в формировании стопы ног, наряду с совершенствованием координации, профилактикой и коррекцией плоскостопия эти упражнения способствуют развитию внимания.
Подвижные, спортивные игры (Самолеты,Цветные автомобили, Лиса и в курятнике, Найди себе пару, Мышеловка)
(проводятся ежедневно, как часть физ. занятия, на прогулке. Также В группе со средней подвижностью)
Технологии эстетической направленности (выполнение работ из разных материалов, разными способами, создает у детей бодрое приподнятое настроение, создается эмоционально-положительный настрой.
Гимнастика пробуждения (или бодрящая гимнастика проводиться ежедневно после дневного сна5-10 мин. В её комплекс входят упражнения
В её комплекс входят упражнения на пробуждение, коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, умывание).
Динамические паузы (проводятся во время непосредственно- образовательной деятельности, по 5 мин. По мере утомляемости, элементы гимнастики, игр забав)
Ритмопластика (во время занятий развивается музыкальный слух, чувство ритма. Гибкость, формируется правильная осанка)
Технологии обучения ЗОЖ.
Игровые тренинги (при проведении игр, дети ведут себя непосредственно, двигаются свободно, проявляются двигательные навыки, которыми они овладели.)
Точечный массаж. Су-джок терапия, оздоровительная игра. Рефлекторное стимулирование работы систем и внутренних органов. Веселые стихи. Яркие образы, обыгрывающие массажные движения. Их простота, доступность возможность использовать в различной обстановке делают для ребенка его доступным и интересным.
Коррекционные технологии.
Данный вид деятельности используется в моей практике, и с детьми, не имеющие ОВЗ.
Сказкотерапия (. Сказку рассказывает и взрослый. И дети, групповое рассказывание. Дети могут сами сочинять сказки. Через сказку можно узнать о переживаниях детей)
Технологии музыкального воздействия - способ оздоровления детей посредством искусства. Оказывает благотворное психологическое воздействие, поддерживает и восстанавливает душевный баланс.
Арт-терапия. Комплекс психотерапевтических приемов, воздействия искусством.
Технологии эстетической направленности (выполнение работ из разных материалов, разными способами, создает у детей бодрое приподнятое настроение, создается эмоционально-положительный настрой.
Спортивные развлечения с участием родителей
В заключении, отметим, использование здоровье сберегающих технологий в системе деятельности педагога, создают адекватные условия для развития и оздоровления детей, повышения их двигательной активности, умственной работоспособности, создается положительный эмоциональный настрой и происходит снятие психоэмоционального напряжения.