Приложение МААМ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по ментальной арифметике для дошкольников «Занимательный абакус»

Людмила Мамаева
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по ментальной арифметике для дошкольников «Занимательный абакус»
▼ Скачать + Заказать документы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

по ментальной арифметике для дошкольников

«Занимательный абакус»

Возраст обучающихся: 6-7 (8) лет.

Формирование математических представлений – важнейшее средство интеллектуального развития дошкольника, его познавательных и творческих способностей. Ментальная арифметика – это методика гармоничного развития интеллекта, при которой используется азиатская технология вычислений при помощи разновидности счетов – абакус (соробан). Программу занятий составляют механические упражнения пальцами на счетах, счет в уме и упражнения на концентрацию внимания и логику. Ментальная арифметика помогает не только быстрее осваивать технику и навыки счета но и значительно увеличить скорость мышления и способность к творческим дисциплинам. Результатом занятий является способность быстро вычислять в уме многозначные цифры без использования калькулятора.

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по ментальной арифметике для дошкольников „Занимательный абакус“» размещена в разделах

Новизна программы состоит в том, что она основана на применении уникальной методики – ментальной арифметики – гармоничного развития умственных и творческих способностей детей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка. Известно, что изучение нового стимулирует работу головного мозга. Чем больше мы тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные связи между правым и левым полушариями. И тогда то, что прежде казалось трудным или даже невозможным, становится простым и понятным.

Структура и содержание программы разработаны в соответствии с основными базовыми законодательными актами и нормативными документами :

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31 марта 2022г. №678-р.

Санитарно-эпидемиологические требования к организациям обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4. 3648-20 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28).

Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»

Письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)»

Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26.05.2017 года №871 «О внесении изменений в приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 04.08.2016 года №1224 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в ХМАО-Югре»

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31.03.2022г №678-р

Актуальность данной программы заключается в использовании новых форм обучения устному счету, с помощью специальных счет – Абакус.

Мы живем в век информационного цунами, когда количество информации постоянно растет. И очень важно уметь грамотно с ней работать, «пропускать» огромные ее объемы через себя. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений по ментальной арифметике, позволяет формировать, развивать, корректировать у обучающихся эти навыки. Данная программа является адаптированной для детей старшего дошкольного возраста нашего ДОУ, независимо от наличия у них специальных навыков. Ведущая идея данной программы – развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Задания построены по принципу «от простого к сложному». Каждое занятие наполнено арифметическими заданиями занимательного характера. В процессе проведения занятий у воспитанников появляется реальная возможность, работая в зоне ближайшего развития, поднять авторитет даже у самого слабо мотивированного учащегося. Отрабатывать арифметические навыки. Подготовить мозг для более серьезной работы.

Ментальная арифметика, как дополнительное образование – сравнительно молодая методика, разработанная турецким математиком Халитом Сеном, однако корни ее уходят в древность.

Ментальная арифметика является новой, стремительно развивающейся методикой в детском обучении. Благодаря ей без труда можно развить математические способности у любого ребенка.

Известно, что каждое полушарие мозга отвечает за свои направления: правое – за творчество и мышление, левое – за логику. Выполнение математических действий на абакусе позволяет равномерно развивать оба полушария.

Сначала дети овладевают техникой выполнения арифметических действий с косточками. А затем они учатся ментальному счету в уме. Дети перестают физически быть зависимыми от реального абакуса, представляя его в воображении. Левые полушария воспринимают цифры, правые образ костяшек. Мозг постепенно переключается на работу с воображаемыми счетами, а числа при этом воспринимаются в форме картинок.

Обучение ментальной арифметике на абакусе позволяет ребенку добиться потрясающих успехов в области математики. Прошедшие курс дети могут легко в уме вычислять двузначные числа и производить с ними любые действия. Однако даже не это основная цель ментальной математики. Счет – это лишь способ, при помощи которого развиваются способности человека. Освоение ментального счета способствует :

активизации памяти;

концентрации внимания;

развитию креативного мышления;

Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной программы «Занимательный абакус» обусловлена важностью создания условий для формирования у дошкольников навыков абстрактного (пространственного) мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка, а также необходимости повышения скорости мышления и умения обрабатывать большой объем информации.

Обучение математики в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, развитие системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.

Занятия по программе «Занимательный абакус» также способствуют развитию таких навыков как:

ловкость (развитие мелкой моторики играет большое значение для поддержания работоспособности коры головного мозга и как следствие развитие речи, психического и физического развития);

логика (счет на абакусе является сложной логической операцией, которая стимулирует активную работу левого полушария мозга);

память (выполнение упражнений в течение 15 минут достаточно для того, чтобы концентрация внимания повысилась, а процессы запоминания улучшились);

воображение (счет на воображаемом абакусе стимулирует правое полушарие мозга, что способствует развитию творческого мышления, фантазии и креативности);

внимание (для того, чтобы выполнить счет большого количества чисел, необходимо полностью сконцентрироваться – так развивается внимание).

Цели программы : Сформировать вычислительные навыки детей старшего дошкольного возраста посредством обучения счету на абакусе.

Задачи:

Развитие интеллектуальных и познавательных способностей, вычислительных навыков детей, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счету на абакусе.

Обучение техникам устного счета.

Воспитание чувства ответственности и уверенности в своих силах.

Отличительная особенность программы : ключевыми преимуществами занятий по ментальной арифметике является комплексное развитие ребенка. Чтобы развить математические способности, используются задания на логику и пространственное мышление. С помощью развивающих игр тренируется смекалка, внимание и наблюдательность. Работа в группе помогает детям улучшить навыки коммуникации и взаимодействия. Занятия способствуют внутренней мотивации обучения. Сама методика построена таким образом, что делает весь процесс обучения интересным, поскольку кроме необычных заданий в ней существует множество занимательных упражнений, которые дети выполняют с радостью. Вся программа по освоению устного счета построена на последовательном прохождении двух этапов. На первом из них происходит ознакомление и овладение техникой выполнения арифметических действий с использованием костяшек, во время которых задействованы одновременно две руки. Благодаря этому в процессе, участвует как левое, так и правое полушарие. Это позволяет достигнуть максимально быстрого усвоения и выполнения арифметических действий, что в итоге позволит ребенку совершенно свободно вычитать и складывать. Во время прохождения второго этапа дети обучаются ментальному счету, который производится в уме. Ребенку уже не требуется постоянная визуальная и кинестетическая привязка к абакусу, что не только повышает скорость его умственных математических операций, но также стимулирует и его воображение. Левое полушарие ребенка будет воспринимать цифры, а правое – образ костяшек. На этом и основана методика ментального счета : мозг начинает работать с воображаемым абакусом, воспринимая при этом числа в форме картинок. Выполнение же математического счета ассоциируется с движение косточек. Только после того, как операции на абакусе не будут вызывать затруднений, можно приступить к устному счету в ментальной арифметике.

Ожидаемые результаты:

Воспитанники должны знать: понятия: цифра, число, разряд, сложение, вычитание; прием ментального счета; арифметические знаки (числа от 1 до 100, знак «+», «-», состав числа 5, 10.

Воспитанники должны уметь: правильно работать с абакусом считая двумя руками одновременно; держать в уме цепочку из 5 чисел, совершать действия с ними по очереди; совершать арифметические действия на абакусе ментально.

Механизм реализации программы :

Данная программа рассчитана на детей 6-7 лет.

К занятиям допускаются дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет, посещающие детский сад. Состав постоянный, набор обучающихся – по письменному заявлению родителя (законного представителя).

Наполняемость группы 10 человек.

Срок реализации программы 1 год.

Реализуется следующая схема проведения занятия:

1. Занятие всегда начинается с разминки и приветствия.

2. Тренировка пальцев (упражнения на абакусе по теме урока).

3. Новая тема или закрепление.

4. Решение примеров, работа с тренажером.

5. Работа с карточками.

6. Дополнительные задания и игры.

7. Ментальный счет.

В течение занятия предусмотрена постоянная смена деятельности детей: совместная работа с педагогом, самостоятельная деятельность, разминка, пальчиковые игры, логические игры и задания, активные игры и игры малой подвижности, беседы, работа в тетрадях, работа у доски, математические игры, работа по развитию мелкой моторики.

Основные методы обучения:

словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);

метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти);

практический (складывают и вычитают числа с помощью счета);

наглядный ( с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков).

Отслеживание результативности освоения программы :

Освоение обучающимися программы проверяются педагогом в процессе наблюдения за коллективной и индивидуальной деятельностью детей на занятиях, анализа самостоятельных работ. Для проверки освоения детьми каждой темы программы разработаны проверочные работы.

Мониторинг освоения детьми программы дополнительного образования по ментальной арифметике «Занимательный абакус».

В начале обучения проводится первичная фиксация уровня знаний, где предлагаются задания с арифметическими действиями. Педагог фиксирует индивидуальные особенности ребенка по основным навыкам выполнения задания.

Учебно-тематический план

№ п/п Дата план Дата факт Тема Теория Практика

1. Сентябрь

1 занятие Вводное занятие. Диагностика познавательной сферы дошкольников. Обучить детей технике безопасности при работе с абакусом, нахождения в кабинете на занятиях. Входная диагностика познавательной сферы деятельности.

2. Сентябрь

2 занятие Вводное занятие «Знакомство с ментальной арифметикой (счет в воображении)» «Знакомство с абакусом» Знакомство с ментальной арифметикой. Абакус и его конструкция (братья и друзья) Правила передвижения бусинок.

3. Сентябрь

3 занятие Набор чисел, использование пальцев, пятерка, «птичка». Что такое пятерка на счетах. Как складывать пальцы при передвижении косточек. Термин «птичка». Выполнение заданий на абакусе.

4. Сентябрь

4 занятие Использование «старших» разрядов для отображения чисел. Что такое «старший» разряд для отображения чисел. Ряд десятков на абакусе. Набор чисел на абакусе. Набор чисел на абакусе.

5. Октябрь

1 занятие Пятерка – старший брат, другой разряд – друзья. Что такое старший брат, друзья. Пятерка на счетах. Как складывать пальцы при передвижении косточек. Термин «птичка»

6. Октябрь

2 занятие Знакомство с флеш-картами, набор чисел на абакусе.

7. Октябрь

3 занятие Знакомство с флеш-картами, набор чисел на абакусе.

8. Октябрь

4 занятие Простые операции: сложение и вычитание (+/-1, +/-5, когда не требуются правила)

9. Октябрь

5 занятие Ментальная карта и как с ней работать.

10. Октябрь

6 занятие Простые операции: сложение и вычитание (+/-1, +/-5, когда не требуются правила).

11. Октябрь

7 занятие Простые операции: сложение и вычитание

12. Октябрь

8 занятие Простые операции: сложение и вычитание (+/-1, +/-5, когда не требуются правила).

13. Ноябрь

1 занятие Простые операции: сложение и вычитание (+/-1, +/-5, когда не требуются правила, выполнение заданий на абакусе.

14. Ноябрь

2 занятие Повторение: отображение чисел, набор чисел на счетах.

15. Ноябрь

3 занятие Повторение: счет, отображение и набор, сложение и вычитание без правил.

16. Ноябрь

4 занятие Состав числа 5

17. Ноябрь

5 занятие Правило: +4=-1+5

18. Ноябрь

6 занятие Правило:+3=-2+5

19. Ноябрь

7 занятие Правило: +2=-3+5

20. Ноябрь

8 занятие Правило:+1=-4+5

21. Декабрь

1 занятие Повторение.

22. Декабрь

2 занятие Повторение.

23. Декабрь

3 занятие Правило: -4=-5+1

24. Декабрь

4 занятие Правило:-3=-5+2

25. Декабрь

5 занятие Правило:-2=-5+3

26. Декабрь

6 занятие Правило:-1=-5+4

27. Декабрь

7 занятие Повторение.

28. Декабрь

8 занятие Повторение.

29. Январь

1 занятие Повторение.

30. Январь

2 занятие Набор чисел, использование пальцев, пятерка, «птичка». Повторение набора чисел на абакусе.

31. Январь

3 занятие Работа с флеш-картами. Повторение отображения чисел. Повторение набора чисел на абакусе. Числа на флеш-картах.

32. Январь

4 занятие Простые операции сложение и вычитание (+/-1,2 +/-5, когда не требуются правила)

33. Январь

5 занятие Сложение с 5 методом «Помощь брата»

(+4=-1+5, +3=-2+5, +2=-3+5, +1=-4+5).

34. Январь

6 занятие Вычитание методом «Помощь брата» (-4=-5+1, -3=-5+2, -2=-5+3, -1=-5+4)

35. Январь

7 занятие Решение примеров с применением известных правил.

36. Январь

8 занятие Работа на абакусе «птичкой». Состав числа 10.

37. Февраль

1 занятие Правило:+1=-9+10

38. Февраль

2 занятие Правило:+2=-8+10

39. Февраль

3 занятие Правило:+3=-7+10

40. Февраль

4 занятие Правило:+4=-6+10

41. Февраль

5 занятие Правило:+5=-5+10

42. Февраль

6 занятие Правило:+6=-4+10

43. Февраль

7 занятие Правило:+7=-3+10

44. Февраль

8 занятие Правило:+8=-2+10

45. Март

1 занятие Правило: +9=-1+10

46. Март

2 занятие Повторение.

47. Март

3 занятие Комбинированный метод +6(-5,+11)

48. Март

4 занятие Комбинированный метод +7(-5,+12)

49. Март

5 занятие Комбинированный метод +8(-5,+13)

50. Март

6 занятие Комбинированный метод +9(-5,+14)

51. Март

7 занятие Повторение.

52. Март

8 занятие Правило:-1=-10+9

53. Апрель

1 занятие Правило:-2=-10+8

54. Апрель

2 занятие Правило:-3=-10+7

55. Апрель

3 занятие Правило:-4=-10+6

56. Апрель

4 занятие Правило:-5=-10+5

57. Апрель

5 занятие Правило:-6=-10+4

58. Апрель

6 занятие Правило:-7=-10+3

59. Апрель

7 занятие Правило:-8=-10+2

60. Апрель

8 занятие Правило:-9=-10+1

61. Май

1 занятие Повторение правил.

62. Май

2 занятие Повторение правил.

63. Май

3 занятие Комбинированный метод -6=-11+5

64. Май

4 занятие Комбинированный метод -7=-12+5

65. Май

5 занятие Комбинированный метод -8=-13+5

66. Май

6 занятие Комбинированный метод -9=-14+5

67. Май

7 занятие Отработка правил комбинированного метода.

68. Май

8 занятие Итоговое занятие.

Список литературы:

Филлипс Ч. Ф 53 Левое и правое полушарие. 25+25 задач для всесторонней тренировки мозга / Чарльз Филлипс ; [пер. с англ. Э. И. Мельник]. — М. : Эксмо, 2011. — 160 с. : ил. — (Мозговой штурм).

Женя Кац. Необычная математика.

Технологии Бураков. Экспресс курсы по обучению счету.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа «Творческий микс»Дополнительная общеобразовательная программа «Творческий микс» Дополнительная общеобразовательная программа «Творческий микс» Пояснительная записка. Направленность образовательной программы. Программа.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт» Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Автор: воспитатель А. А. Голудина Руководитель: старший воспитатель Е. А. Земляк.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по ментальной арифметике для дошкольников «Занимательный абакус»
Опубликовано: 16 апреля 2024 в 20:41
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по ментальной арифметике для дошкольников «Занимательный абакус»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Мамаева (УИ 1449204) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД