Людмила Мамаева
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по ментальной арифметике для дошкольников «Занимательный абакус»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
по ментальной арифметике для дошкольников
«Занимательный абакус»
Возраст обучающихся: 6-7 (8) лет.
Формирование математических представлений – важнейшее средство интеллектуального развития дошкольника, его познавательных и творческих способностей. Ментальная арифметика – это методика гармоничного развития интеллекта, при которой используется азиатская технология вычислений при помощи разновидности счетов – абакус (соробан). Программу занятий составляют механические упражнения пальцами на счетах, счет в уме и упражнения на концентрацию внимания и логику. Ментальная арифметика помогает не только быстрее осваивать технику и навыки счета но и значительно увеличить скорость мышления и способность к творческим дисциплинам. Результатом занятий является способность быстро вычислять в уме многозначные цифры без использования калькулятора.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по ментальной арифметике для дошкольников „Занимательный абакус“» размещена в разделах
- Ментальная арифметика
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2024
Новизна программы состоит в том, что она основана на применении уникальной методики – ментальной арифметики – гармоничного развития умственных и творческих способностей детей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка. Известно, что изучение нового стимулирует работу головного мозга. Чем больше мы тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные связи между правым и левым полушариями. И тогда то, что прежде казалось трудным или даже невозможным, становится простым и понятным.
Структура и содержание программы разработаны в соответствии с основными базовыми законодательными актами и нормативными документами :
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31 марта 2022г. №678-р.
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4. 3648-20 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28).
Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»
Письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)»
Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26.05.2017 года №871 «О внесении изменений в приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 04.08.2016 года №1224 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в ХМАО-Югре»
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31.03.2022г №678-р
Актуальность данной программы заключается в использовании новых форм обучения устному счету, с помощью специальных счет – Абакус.
Мы живем в век информационного цунами, когда количество информации постоянно растет. И очень важно уметь грамотно с ней работать, «пропускать» огромные ее объемы через себя. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений по ментальной арифметике, позволяет формировать, развивать, корректировать у обучающихся эти навыки. Данная программа является адаптированной для детей старшего дошкольного возраста нашего ДОУ, независимо от наличия у них специальных навыков. Ведущая идея данной программы – развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Задания построены по принципу «от простого к сложному». Каждое занятие наполнено арифметическими заданиями занимательного характера. В процессе проведения занятий у воспитанников появляется реальная возможность, работая в зоне ближайшего развития, поднять авторитет даже у самого слабо мотивированного учащегося. Отрабатывать арифметические навыки. Подготовить мозг для более серьезной работы.
Ментальная арифметика, как дополнительное образование – сравнительно молодая методика, разработанная турецким математиком Халитом Сеном, однако корни ее уходят в древность.
Ментальная арифметика является новой, стремительно развивающейся методикой в детском обучении. Благодаря ей без труда можно развить математические способности у любого ребенка.
Известно, что каждое полушарие мозга отвечает за свои направления: правое – за творчество и мышление, левое – за логику. Выполнение математических действий на абакусе позволяет равномерно развивать оба полушария.
Сначала дети овладевают техникой выполнения арифметических действий с косточками. А затем они учатся ментальному счету в уме. Дети перестают физически быть зависимыми от реального абакуса, представляя его в воображении. Левые полушария воспринимают цифры, правые образ костяшек. Мозг постепенно переключается на работу с воображаемыми счетами, а числа при этом воспринимаются в форме картинок.
Обучение ментальной арифметике на абакусе позволяет ребенку добиться потрясающих успехов в области математики. Прошедшие курс дети могут легко в уме вычислять двузначные числа и производить с ними любые действия. Однако даже не это основная цель ментальной математики. Счет – это лишь способ, при помощи которого развиваются способности человека. Освоение ментального счета способствует :
активизации памяти;
концентрации внимания;
развитию креативного мышления;
Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной программы «Занимательный абакус» обусловлена важностью создания условий для формирования у дошкольников навыков абстрактного (пространственного) мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка, а также необходимости повышения скорости мышления и умения обрабатывать большой объем информации.
Обучение математики в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, развитие системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.
Занятия по программе «Занимательный абакус» также способствуют развитию таких навыков как:
ловкость (развитие мелкой моторики играет большое значение для поддержания работоспособности коры головного мозга и как следствие развитие речи, психического и физического развития);
логика (счет на абакусе является сложной логической операцией, которая стимулирует активную работу левого полушария мозга);
память (выполнение упражнений в течение 15 минут достаточно для того, чтобы концентрация внимания повысилась, а процессы запоминания улучшились);
воображение (счет на воображаемом абакусе стимулирует правое полушарие мозга, что способствует развитию творческого мышления, фантазии и креативности);
внимание (для того, чтобы выполнить счет большого количества чисел, необходимо полностью сконцентрироваться – так развивается внимание).
Цели программы : Сформировать вычислительные навыки детей старшего дошкольного возраста посредством обучения счету на абакусе.
Задачи:
Развитие интеллектуальных и познавательных способностей, вычислительных навыков детей, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счету на абакусе.
Обучение техникам устного счета.
Воспитание чувства ответственности и уверенности в своих силах.
Отличительная особенность программы : ключевыми преимуществами занятий по ментальной арифметике является комплексное развитие ребенка. Чтобы развить математические способности, используются задания на логику и пространственное мышление. С помощью развивающих игр тренируется смекалка, внимание и наблюдательность. Работа в группе помогает детям улучшить навыки коммуникации и взаимодействия. Занятия способствуют внутренней мотивации обучения. Сама методика построена таким образом, что делает весь процесс обучения интересным, поскольку кроме необычных заданий в ней существует множество занимательных упражнений, которые дети выполняют с радостью. Вся программа по освоению устного счета построена на последовательном прохождении двух этапов. На первом из них происходит ознакомление и овладение техникой выполнения арифметических действий с использованием костяшек, во время которых задействованы одновременно две руки. Благодаря этому в процессе, участвует как левое, так и правое полушарие. Это позволяет достигнуть максимально быстрого усвоения и выполнения арифметических действий, что в итоге позволит ребенку совершенно свободно вычитать и складывать. Во время прохождения второго этапа дети обучаются ментальному счету, который производится в уме. Ребенку уже не требуется постоянная визуальная и кинестетическая привязка к абакусу, что не только повышает скорость его умственных математических операций, но также стимулирует и его воображение. Левое полушарие ребенка будет воспринимать цифры, а правое – образ костяшек. На этом и основана методика ментального счета : мозг начинает работать с воображаемым абакусом, воспринимая при этом числа в форме картинок. Выполнение же математического счета ассоциируется с движение косточек. Только после того, как операции на абакусе не будут вызывать затруднений, можно приступить к устному счету в ментальной арифметике.
Ожидаемые результаты:
Воспитанники должны знать: понятия: цифра, число, разряд, сложение, вычитание; прием ментального счета; арифметические знаки (числа от 1 до 100, знак «+», «-», состав числа 5, 10.
Воспитанники должны уметь: правильно работать с абакусом считая двумя руками одновременно; держать в уме цепочку из 5 чисел, совершать действия с ними по очереди; совершать арифметические действия на абакусе ментально.
Механизм реализации программы :
Данная программа рассчитана на детей 6-7 лет.
К занятиям допускаются дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет, посещающие детский сад. Состав постоянный, набор обучающихся – по письменному заявлению родителя (законного представителя).
Наполняемость группы 10 человек.
Срок реализации программы 1 год.
Реализуется следующая схема проведения занятия:
1. Занятие всегда начинается с разминки и приветствия.
2. Тренировка пальцев (упражнения на абакусе по теме урока).
3. Новая тема или закрепление.
4. Решение примеров, работа с тренажером.
5. Работа с карточками.
6. Дополнительные задания и игры.
7. Ментальный счет.
В течение занятия предусмотрена постоянная смена деятельности детей: совместная работа с педагогом, самостоятельная деятельность, разминка, пальчиковые игры, логические игры и задания, активные игры и игры малой подвижности, беседы, работа в тетрадях, работа у доски, математические игры, работа по развитию мелкой моторики.
Основные методы обучения:
словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);
метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти);
практический (складывают и вычитают числа с помощью счета);
наглядный ( с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков).
Отслеживание результативности освоения программы :
Освоение обучающимися программы проверяются педагогом в процессе наблюдения за коллективной и индивидуальной деятельностью детей на занятиях, анализа самостоятельных работ. Для проверки освоения детьми каждой темы программы разработаны проверочные работы.
Мониторинг освоения детьми программы дополнительного образования по ментальной арифметике «Занимательный абакус».
В начале обучения проводится первичная фиксация уровня знаний, где предлагаются задания с арифметическими действиями. Педагог фиксирует индивидуальные особенности ребенка по основным навыкам выполнения задания.
Учебно-тематический план
№ п/п Дата план Дата факт Тема Теория Практика
1. Сентябрь
1 занятие Вводное занятие. Диагностика познавательной сферы дошкольников. Обучить детей технике безопасности при работе с абакусом, нахождения в кабинете на занятиях. Входная диагностика познавательной сферы деятельности.
2. Сентябрь
2 занятие Вводное занятие «Знакомство с ментальной арифметикой (счет в воображении)» «Знакомство с абакусом» Знакомство с ментальной арифметикой. Абакус и его конструкция (братья и друзья) Правила передвижения бусинок.
3. Сентябрь
3 занятие Набор чисел, использование пальцев, пятерка, «птичка». Что такое пятерка на счетах. Как складывать пальцы при передвижении косточек. Термин «птичка». Выполнение заданий на абакусе.
4. Сентябрь
4 занятие Использование «старших» разрядов для отображения чисел. Что такое «старший» разряд для отображения чисел. Ряд десятков на абакусе. Набор чисел на абакусе. Набор чисел на абакусе.
5. Октябрь
1 занятие Пятерка – старший брат, другой разряд – друзья. Что такое старший брат, друзья. Пятерка на счетах. Как складывать пальцы при передвижении косточек. Термин «птичка»
6. Октябрь
2 занятие Знакомство с флеш-картами, набор чисел на абакусе.
7. Октябрь
3 занятие Знакомство с флеш-картами, набор чисел на абакусе.
8. Октябрь
4 занятие Простые операции: сложение и вычитание (+/-1, +/-5, когда не требуются правила)
9. Октябрь
5 занятие Ментальная карта и как с ней работать.
10. Октябрь
6 занятие Простые операции: сложение и вычитание (+/-1, +/-5, когда не требуются правила).
11. Октябрь
7 занятие Простые операции: сложение и вычитание
12. Октябрь
8 занятие Простые операции: сложение и вычитание (+/-1, +/-5, когда не требуются правила).
13. Ноябрь
1 занятие Простые операции: сложение и вычитание (+/-1, +/-5, когда не требуются правила, выполнение заданий на абакусе.
14. Ноябрь
2 занятие Повторение: отображение чисел, набор чисел на счетах.
15. Ноябрь
3 занятие Повторение: счет, отображение и набор, сложение и вычитание без правил.
16. Ноябрь
4 занятие Состав числа 5
17. Ноябрь
5 занятие Правило: +4=-1+5
18. Ноябрь
6 занятие Правило:+3=-2+5
19. Ноябрь
7 занятие Правило: +2=-3+5
20. Ноябрь
8 занятие Правило:+1=-4+5
21. Декабрь
1 занятие Повторение.
22. Декабрь
2 занятие Повторение.
23. Декабрь
3 занятие Правило: -4=-5+1
24. Декабрь
4 занятие Правило:-3=-5+2
25. Декабрь
5 занятие Правило:-2=-5+3
26. Декабрь
6 занятие Правило:-1=-5+4
27. Декабрь
7 занятие Повторение.
28. Декабрь
8 занятие Повторение.
29. Январь
1 занятие Повторение.
30. Январь
2 занятие Набор чисел, использование пальцев, пятерка, «птичка». Повторение набора чисел на абакусе.
31. Январь
3 занятие Работа с флеш-картами. Повторение отображения чисел. Повторение набора чисел на абакусе. Числа на флеш-картах.
32. Январь
4 занятие Простые операции сложение и вычитание (+/-1,2 +/-5, когда не требуются правила)
33. Январь
5 занятие Сложение с 5 методом «Помощь брата»
(+4=-1+5, +3=-2+5, +2=-3+5, +1=-4+5).
34. Январь
6 занятие Вычитание методом «Помощь брата» (-4=-5+1, -3=-5+2, -2=-5+3, -1=-5+4)
35. Январь
7 занятие Решение примеров с применением известных правил.
36. Январь
8 занятие Работа на абакусе «птичкой». Состав числа 10.
37. Февраль
1 занятие Правило:+1=-9+10
38. Февраль
2 занятие Правило:+2=-8+10
39. Февраль
3 занятие Правило:+3=-7+10
40. Февраль
4 занятие Правило:+4=-6+10
41. Февраль
5 занятие Правило:+5=-5+10
42. Февраль
6 занятие Правило:+6=-4+10
43. Февраль
7 занятие Правило:+7=-3+10
44. Февраль
8 занятие Правило:+8=-2+10
45. Март
1 занятие Правило: +9=-1+10
46. Март
2 занятие Повторение.
47. Март
3 занятие Комбинированный метод +6(-5,+11)
48. Март
4 занятие Комбинированный метод +7(-5,+12)
49. Март
5 занятие Комбинированный метод +8(-5,+13)
50. Март
6 занятие Комбинированный метод +9(-5,+14)
51. Март
7 занятие Повторение.
52. Март
8 занятие Правило:-1=-10+9
53. Апрель
1 занятие Правило:-2=-10+8
54. Апрель
2 занятие Правило:-3=-10+7
55. Апрель
3 занятие Правило:-4=-10+6
56. Апрель
4 занятие Правило:-5=-10+5
57. Апрель
5 занятие Правило:-6=-10+4
58. Апрель
6 занятие Правило:-7=-10+3
59. Апрель
7 занятие Правило:-8=-10+2
60. Апрель
8 занятие Правило:-9=-10+1
61. Май
1 занятие Повторение правил.
62. Май
2 занятие Повторение правил.
63. Май
3 занятие Комбинированный метод -6=-11+5
64. Май
4 занятие Комбинированный метод -7=-12+5
65. Май
5 занятие Комбинированный метод -8=-13+5
66. Май
6 занятие Комбинированный метод -9=-14+5
67. Май
7 занятие Отработка правил комбинированного метода.
68. Май
8 занятие Итоговое занятие.
Список литературы:
Филлипс Ч. Ф 53 Левое и правое полушарие. 25+25 задач для всесторонней тренировки мозга / Чарльз Филлипс ; [пер. с англ. Э. И. Мельник]. — М. : Эксмо, 2011. — 160 с. : ил. — (Мозговой штурм).
Женя Кац. Необычная математика.
Технологии Бураков. Экспресс курсы по обучению счету.