татьяна курило
Занимательные занятия аппликацией из нетрадиционных материалов как средство развития творчества дошкольников
▼ Скачать
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. Работая воспитателем много лет, обратила внимание на то, что дети испытывают:
-растерянность при использовании способов нестандартного творчества и экспериментирования с материалами;
-затруднения в проявлении творчества;
-у них не хватает уверенности в себе и самостоятельности.
Публикация «Занимательные занятия аппликацией из нетрадиционных материалов как средство развития творчества дошкольников» размещена в разделах
И у меня возникло желание разнообразить запланированную программой практическую деятельность детей по нетрадиционной аппликации, используя активные методы и приемы для того, чтобы привести моих воспитанников в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств — радость созидания и творчества.
Задачи, которые я решала в процессе работы с нетрадиционными материалами :
• развивать художественное воображение и эстетический вкус.
• развивать конструктивное мышление – зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое.
• развивать мелкую моторику и тактильные ощущения, особенно, если помимо бумаги используются другие материалы : ткань, крупа, сухоцветы, соломка.
Нетрадиционные техники аппликации помогали моим воспитанникам почувствовать себя свободными, помогали раскрепоститься, увидеть и передать то, что обычным способом сделать намного труднее, а главное дать возможность удивиться и порадоваться миру.
И сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом и рассказать,как я использую нетрадиционные техники на занятиях по аппликации.
Работу я начинала с воспитанниками младшей группы. Перед собой ставила следующие задачи:
- познакомить детей с нетрадиционными видами аппликации.
- развивать практические умения при работе с разными материалами
Детям младшего возраста очень нравилось создавать аппликацию из салфеток. Учила их отрывать маленькие кусочки салфетки, скручивая пальчиками в маленький шарик и наклеивать на поверхность. Это техника – объ ёмная аппликация. Старалась планировать занимательные занятия, такие как: «Золотая рыбка», «Весёлый ёжик», «Солнышко», «Вкусное яблочко», «Осеннее дерево».
Замечательные поделки получались у детей из ваты и ватных дисков. Сам материал доставлял малышам большую радость, когда они с ними работали. Из ваты скатывали шарики и создавался эффект пушистости. Так у зайчика шубка стала пушистой и тёплой. Занятие «Шубка для зайчика», «Снеговик».
Работа с крупой тоже была интересна малышам. Проводила увлекательные занятия по аппликации : «Рукавичка», «На полянке вырос грибок». Для детей эти занятия были очень забавными и весёлыми.
В группе среднего возраста я продолжала использовать нетрадиционные материалы на занятиях по аппликации. Сначала знакомила с новой нетрадиционной техникой аппликации, а затем, усложняя знакомые техники, планировала занятия на развитие творчества.
Учила детей выполнять мозаику из рваной бумаги. При такой технике образ получается путём наклеивания множество одинаковых форм. Обратите внимания, каким ярким и выразительным получился образ русской берёзы «Белоствольная красавица».
Выполнялись аппликации из конффети. После экскурсии в парк провела занятие по теме «Осень в парке». Когда дети выполняли работу у них поднималось настроение и желание показать всю красоту осеннего парка, используя яркое конффети.» На занятии по теме «Бабочка» дети оживляли насекомое, проявляя свою фантазию. Они сами придумывали, какого цвета будут у неё крылья, и все бабочки получились разные.
Увлекло ребят и использование макарон. Дети представляли их только, как продукт питания. Но когда они сделали картину из макарон, их восторгу не было предела. Тема занятия «Ландыш». Цветок получился как живой и очень оригинально.
И вот мы уже в старшей группе. В старшей группе я познакомила детей с техникой оригами (сложенная бумага). Занятия для детей были занимательными и интересными. Используя этот вид нетрадиционной техники ребята изготавливали не просто поделку, а игрушку, которую использовали в игровой деятельности. Весной делали кораблики и ходили пускать по ручейкам, а зимой украшения на ёлку.
Работали с природным материалом. Дети на этих занятиях погружались в сказку, которую создавали своими руками. Засушенные цветы, листья, в руках ребят просто оживали и превращались в красивых бабочек, любимых животных. «Шалунишка воробей», «Совушка сова», «Бабочка красавица», «Ёжик».
С помощью техники торцевания мы с детьми создавали удивительные объёмные картинки, открытки для пап к 23 февраля, ко Дню Матери и 8 марта, при изготовлении которых дети вкладывали свою душу и всю любовь к своим близким.
В подготовительной группе на занятиях я продолжала использовать все виды нетрадиционных техник, с которыми познакомила детей в предыдущих группах и знакомила с новыми техниками. Для детей 6-7 лет задачи усложняла, предлагала самим выбирать материал, с которым они будут работать, а на некоторых занятиях использовали несколько материалов одновременно. Занимательные занятия проводила, используя технику обрывной аппликации с усложнением : дети не просто рвали бумагу как получится, а выщипывали или обрывали контурный рисунок: «Сказочное дерево», «Колобок- румяный бок». Из ниток дети создавали «Пушистые картинки». Картинки получались красивыми и необычными. В подготовительной группе на занятиях по аппликации я стала использовать новый метод сказкотерапию. Этот метод доступен всем и педагогом и родителям. Сказка – это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребёнок.
-сказку используют для преодоления детских страхов.
- сказкотерапия даёт возможность детям почувствовать себя в любимой или просто интересной сказке
- сказка –это простор для творчества и детской фантазии
- сказкотерапия является укреплением связи и взаимоотношений между детьми и родителями.
Про сказкотерапию можно сказать так:
Сказка лечит, сказка греет,сказка учит жить. Как я использую сказкотерапию на занятиях я вам сейчас расскажу.
Рассказываю сказку. Затем обращаю
внимание детей на материалы, которые лежат перед ними на столе. Как Вы считаете, они помогут создать картину по этой сказке. А какие именно? (перечисляют)
Начинаю рассказывать сказку. Жила на свете капелька, маленькая и легкая. Звали ее Капитоша. Подумайте, из какого материала и как можно сделать капельку, сделайте её
Продолжаю читать сказку. Её дом было облако, высокое мягкое, недосягаемое. Выберите материал для облака и разместите капельку и её домик на листе бумаги. Продолжаю читать дальше. На этом облаке жили её подружки - капельки. Предлагаю сделать подружек.
Читаю сказку по частям и дети воплощают её в аппликацию, проявляя каждый свое творчество в выборе нестандартного материала и форм выполнения. В заключение – рефлексия «Дерево творчества».