Улеватая Олеся Александровна
Самообразование «Интегрированные занятия, как средство познавательного развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 114»
Самообразование
Тема «Интегрированные занятия как средство познавательного развития дошкольников»
Выполнила:
воспитатель Улеватая О. А.
2019
Введение
Требования времени обязывают работников дошкольных учреждений искать новые методы обучения и подачи информации. Это обусловлено необходимостью индивидуального подхода к каждому ребенку, который позволяет выявить его интересы, способности, творческие задатки. Одним из способов реализовать это требование является внедрение интегрированных занятий в детском саду.
Публикация «Самообразование „Интегрированные занятия, как средство познавательного развития дошкольников“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Интегрированные занятия как средство познавательного развития дошкольников
Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые являются взаимопроникающими и взаимодополняющими.
Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии имеется возможность решить несколько задач из различных областей развития; дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно. Это позволяет детям увидеть целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщенные умения.
Актуальность данного подхода объясняется целым рядом причин:
1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
2. Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
3. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Занятия с использованием интегрированного подхода раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.
5. За счет усиления межпредметных связей высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, для занятий физическими упражнениями.
6. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
Структура интегрированных занятий требует особенной четкости, продуманной и логической взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех этапах изучения темы.
Технология интегрированного занятия в ДОУ позволяет выполнить основную задачу дошкольного обучения в принципе – раскрыть тему полно и глубоко, но при этом сделать занятие минимально продолжительным. Это позволяет не перегружать детей.
Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
- сенсорное развитие;
-развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Познавательное развитие предполагает
• Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
• Формирование познавательных действий, становление сознания
• Развитие воображения и творческой активности
• Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, тепе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
• Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
Таким образом, интегративный подход, основанный на целостности восприятия ребенком окружающего мира, выступает как ведущий принцип проектирования содержания дошкольного образования и позволяет обеспечить условия для организации познания в рамках целостного процесса, где ребенок осваивает базовые категории с различных точек зрения в разных образовательных сферах.
Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.
Интегрированные занятия снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышают познавательный интерес и мотивацию к обучению, развивают воображение, внимание, память. Интегрированное занятие также предполагает обязательное развитие творческой активности воспитанников.
Один из важных принципов проектирования интегрированного занятия – определение соотношения знакомого и нового материала. Последний обязательно должен основываться на имеющихся и хорошо усвоенных знаниях, что способствует быстрому построению ассоциаций, привлечению ребенка к решению проблемной ситуации из собственного опыта.
Интегративный подход к педагогическому процессу позволяет в процессе обучения сформировать у дошкольников целостную картину мира и создать предпосылки для их всестороннего развития.
Цели и задачи интегрированных занятий в ДОУ
Целью интегрированного занятия является разностороннее, осознанное изучение понятия, предмета или явления с помощью комбинации видов деятельности – творческой, художественной, игровой, доступной детям этого возраста.
К задачам интегрированных занятий для дошкольников относят :
• формирование целостного восприятия окружающего мира;
• развитие навыков самостоятельного освоение и применения новой информации;
• развитие познавательных способностей детей
Я использовала следующие методы и приемы используемые на занятиях познавательного цикла :
• Словесные (проблемные вопросы, художественное слово, загадки, словесные игры и др.)
• Наглядные (сравнительный анализ, сопоставление, наблюдение, демонстрация и др.)
• Практические (поиск, опыт, продуктивная деятельность и др.)
• Проблемные (ситуации, игровая мотивация к деятельности, проекты и др.)
Примерная структура интегрированной деятельности на занятиях познавательного цикла выглядела следующим образом:
1. Вводная часть. Мотивация – постановка проблемы. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения. Эта часть должна нацеливать детей на содержание, вызывать у них желание взаимодействовать с воспитателем в процессе занятия. Определяя мотивацию, воспитатель должен руководствоваться интересами, желаниями детей группы.
2. Основная часть. Содержание – доступным пониманию детей. Детям даются или новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса, или закрепляются уже имеющиеся из разных образовательных областей с обязательной опорой на наглядность.
3. Заключительная часть. Анализ и оценка. Детям предлагается практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализация ранее усвоенной. Дети должны понять, с какой целью они занимались этой деятельностью, чему научились, что почерпнули для себя, для других.
План работы воспитателя по самообразованию
Этапы Содержание работы Сроки
1.
Диагностический Постановка проблемы. Изучение ситуации по выбранной проблеме.
Изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме.
Мониторинг познавательных способностей детей группы Сентябрь - октябрь 2018
2.
Прогностический Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. Ноябрь 2018
3.
Практический Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих промежуточных, результатов. Корректировка работы. Определение и апробирование наиболее эффективных путей и средств развития познавательных способностей детей через интегрированные занятия. Декабрь 2018 – апрель 2019
4.
Обобщающий Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов. Проведение мониторинга с целью отслеживания результатов работы. Май 2019.
5.
Внедренческий Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение опыта. В ходе дальнейшей педагогической деятельности
Работа с детьми 1. Интегрированное занятие по познавательному развитию «Путешествие с солнышком»
2. Интегрированное занятия по познавательному развитию «Удивительное путешествие»
3. Интегрированное занятие по познавательному развитию «Путешествие с ежиком»
4. Интегрированное занятие по познавательному «Для чего, и кому нужна вода».
5. Интегрированное по познавательному развитию «Водичка, водичка…»
6. Интегрированное занятие по познавательному развитию «Путешествие с капелькой»
7. Интегрированное занятие по познавательному развитию по теме : «Путешествие в страну Профессий».
8. Интегрированное занятие по познавательному развитию «Путешествие в деревню»
9. Интегрированное занятие по познавательному развитию «Путешествие в страну сказок»
10. Интегрированное занятие по познавательному развитию
«Помощники Айболита» Сентябрь 2018-
май 2019 г.
Работа с родителями 1. Консультация «Возрастные особенности детей 3–4 лет»;
2. Консультация «Мотивирующее начало занятия»;
3. Консультация «Виды занятий в рамках познавательного развития детей».
4. Мастер-класс «Познавательное развитие детей через интегрированные занятия» Сентябрь 2018-
май 2019 г.
Участие родителей в изготовлении экспериментальных игр и демонстрационного материала.
Вывод
Преимущества интегрированных занятий познавательного цикла я считаю, являются то, что они:
• способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
• в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку;
• эмоционально развивают детей, т. к. основаны на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.
Список использованной литературы:
1. Акимова Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М. :Творческий Центр Сфера, 2007
2. Дыбина О. В. Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005.
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М. :АРКТИ, 2004.
4. Журналы «Дошкольное воспитание», «Воспитатель».
5. И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».