Егорова Светлана
Занимательные игры и упражнения как эффективное средство развития речи и мышления детей в подготовительной группе
▼ Скачать
Мастер-класс «Занимательные игры и упражнения как эффективное средство развития речи и мышления детей в подготовительной группе»
Публикация «Занимательные игры и упражнения как эффективное средство развития речи и мышления детей в подготовительной группе» размещена в разделах
- Игры для детей
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» июль 2021
Цель: демонстрация опыта работы по развитию речи и мышления через занимательные игры и упражнения детей в подготовительной группе.
Задачи:
1. Повышение профессионального уровня педагогов.
2. Формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности.
3. Активизация познавательной деятельности участников мастер-класса через практическую деятельность.
Материалы и оборудование: картинки с изображением различных предметов, цифры от 1 до 10, десять букв алфавита, листы бумаги, ручки.
Составил: воспитатель Егорова Светлана Павловна.
Ход:
Добрый день уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Занимательные игры и упражнения как эффективное средство развития речи и мышления детей в подготовительной группе». Сегодня я хочу предоставить вам игры и упражнения, которые можно использовать в своей работе с детьми в подготовительной группе для развития речи и мышления.
Большое влияние на развитие связной речи дошкольников оказывают словесные игры. Как известно, мышление неотделимо от речи, поэтому развитию речи детей должно постоянно сопутствовать овладение мыслительными операциями. Ведь связная речь – это показатель мышления. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли.
Ведущей деятельностью дошкольников является игра, значит мы с вами сейчас тоже поиграем.
1. Игровое упражнение «Волшебные слова».
Цель: научить детей делать логические умозаключения ставить простейшие эксперименты над словами.
Ход: воспитатель объясняет, что есть обычные слова, а есть еще и волшебные: если их часто повторять, то они обязательно превратятся в другие слова. А сейчас давайте узнаем во что превратиться каждое из волшебных слов:
«Кто» – в «Ток»
«Мышка» – в «Камыш»
«Банка» - в «Кабан»
«Сплю» - в «Плюс»
«Чайка» - в «Качай»
«Моя» - в «Яма»
2. Игра «Паровозик».
Цель: помочь детям понять связь между словами, научить детей делить слова на звуки.
Ход: воспитатель объясняет, что слова состоят из звуков и что разные слова могут начинаться и заканчиваться на одинаковые звуки. Педагог предлагает поиграть детям в паровозик, но не в обычный, а словесный, где у паровоза вместо вагонов будут стоять слова. Воспитатель становиться в начало «состава» и называет первое слово, затем за ним встает ребенок и называет слово, начинающееся на ту букву, которой заканчивалось предыдущее слово. Педагог объясняет, что слова должны «цепляться» друг за друга, как вагончики у паровозика. Все дети по очереди называют слова и встают друг за другом, пока «состав» паровозика не станет полным.
3. Упражнение «Подбери подходящие слова».
Цель: развитие логического мышление, активизация словарного запаса.
Ход: воспитатель предлагает детям разные слова (можно показывать картинки с изображением данного предмета). Играющим необходимо подобрать несколько слов, подходящих по логическому смыслу к данному слову. Например:
Морковь – огород, урожай, кролик.
Яблоня – дерево, сад, яблоко.
Птица – гнездо, птенцы, перо.
Медведь – берлога, лес, хищник.
Автобус – пассажир, билет, остановка.
Цветок – лето, сад, бабочка.
4. Игра «Укрась слово».
Цель: развитие логического мышления, активизация словарного запаса.
Ход: воспитатель раздает детям картинки с разными предметами, нужно подобрать к своей картинке как можно больше прилагательных. Например: снежинка, елка, кошка, солнце и т. д.
5. Игра «Подбери нужное слово по смыслу».
Цель: развитие логического мышления, пополнение и активизация словарного запаса.
Ход: педагог предлагает детям подобрать нужные по смыслу слова.
Завязать (что)
Застегнуть (что)
Гулять (где)
Петь (как)
Сварить (что)
Посадить (что)
Бежать (как)
6. Упражнение «Что бывает одновременно?»
Цель: развитие воображения, логического мышления, умения рассуждать, делать умозаключения, развитие речи, активизация словарного запаса.
Ход: воспитатель предлагает детям дать объяснения что бывает одновременно:
Темным и белым
Горячим и холодным
Тяжелым и легким
Быстрым и медленным
Большим и маленьким.
7. Игра «Зашифрованная азбука».
Цель: закреплять знания алфавита и его практического применения.
Ход: педагог вывешивает на доску некоторые буквы алфавита и каждой из букв присваивает номерной знак:
А О К Т С И Н Л Д М
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Воспитатель предлагает детям поиграть в разведчиков, которым нужно расшифровать и зашифровать кодовые слова донисения.
Детей делят на две подгруппы : одни зашифровывают, другие расшифровывают слова.
Дом (9. 2. 10.) 10. 1. 10. 1. (Мама)
Сила (5. 6. 8. 1.) 4. 2. 3. (Ток)
Слон (5. 8. 2. 7.) 3. 6. 4. (Кит)
Кот (3. 2. 4.) 2.5.1. (Оса).
Игры на развитие речи и мышления можно проводить во все режимные моменты: утром, на прогулке, в организационной образовательной деятельности, в вечернее время. игры проводятся как индивидуально, так и фронтально или по подгруппам.
Как говорил А. С. Макаренко: «Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности».
Большое спасибо за участие. Благодарю всех за внимание.