Елена Сергеевна Берстенева
«Зачем нужны музыкальные занятия?». Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Многие родители задаются вопросом: «А зачем учить моего ребенка музыке? Ведь он не станет музыкантом?».
Музыкантами становятся не все. Нет, их, конечно, очень много, но это лишь небольшая часть из всех, кто обучался в детстве. Способности к музыке есть у каждого ребенка.
Публикация «„Зачем нужны музыкальные занятия?“, Консультация для родителей» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
Музыкальные занятия - не просто учебная деятельность. Это удовлетворение живых, естественных потребностей ребенка. Потребности в музыке, в звуках, в самовыражении с помощью ее средств.
Музыкальное воспитание – основа художественно-эстетического развития личности. Это важная составляющая в полноценном всестороннем развитии ребенка – гармоничного, счастливого и любящего весь мир. Музыка – постоянный спутник человека во всей его жизни. Она - по выражению Стендаля, – является единственным искусством, проникающим в сердце человеческое так глубоко, что может изображать даже переживания его дум. Многие писатели, композиторы, музыковеды неоднократно подчеркивали, что работу по музыкально-эстетическому воспитанию надо вести систематически, что оно должно входить составной частью в ту деятельность, которую ведут педагоги по воспитанию гармонически развитого человека. В этом процессе особенно большое значение имеет музыкальная работа с детьми. Это – фундамент, без которого музыкальная пропаганда в массах никогда не будет давать полноценных результатов.
Уровень музыкальной культуры подрастающего поколения в настоящее время во многом зависит от решения проблем эстетического и нравственного воспитания и образования.
Музыка - величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, она способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти.
Радостная, бодрая, героическая музыка поднимает настроение, возбуждает, повышает работоспособность. Спокойная, лирическая – снимает напряжение, успокаивает, устраняет гнетущую эмоциональный отклик, взволнованность, стремление усталость.
Музыкальное искусство – яркое и незаменимое средство формирования целостной личности ребенка. Путь воздействия музыки своеобразен. Музыка обладает своим «языком», своей «речью». Важно не просто научить ребенка выразительно, чисто петь, двигаться под музыку. Музыка и связанная с нею деятельность могут вызвать в ребенке особую потребность, желание общаться с нею, а по мере возможности и «рассуждать» в ней (термин Д. Б. Кабалевского). В этом эстетический аспект музыкального воспитания и лишь в условиях создания эстетической атмосферы успешно осуществляется всестороннее развитие личности ребенка.
Таким образом, музыкально-эстетическое воспитание есть не самоцель, а средство всестороннего, гармонического развития личности.
Музыка - не математика и не физика. Музыка должна радовать детей. Детям такие занятия должны приносить удовольствие. Поэтому основной деятельностью музыкального воспитания остается игра. В процессе музыкального воспитания особенно успешно формируется нравственный облик ребенка.
Пение отлично стимулирует развитие речи. В результате устраняются даже самые сложные дефекты речи. Пропевание мелодии от лица различных героев (зайчик, кошечка, птичка и т. д) развивает творческие способности и театральные навыки.
Ритмические упражнения развивают математические способности.
Когда ребенок танцует, он учится слышать и чувствовать ритм, настроение в музыке. Результат – это радость, расслабление. При соединении пения с танцевальными движениями, развивается художественно-эстетический вкус, речь, чувство ритма и память.
Отлично формирует музыкальный вкус слушание музыки. Знакомства с музыкальными произведениями помогают научить детей слышать, эмоционально откликаться и анализировать музыку.
Музыкальные произведения разнообразны по своему социально-образному содержанию. Трудно передать словами всю гамму переживаний человека, выраженных в различных музыкальных произведениях. Уже в дошкольном возрасте дети чувствуют выразительность мелодических интонаций, насыщенность музыкальной фактуры в произведениях героического склада, передающих чувство любви к Родине.
Дети отзываются и на лирический характер музыки, проникаясь им, они сопереживают тем событиям, чувствам, которые переданы в музыке. В старшем возрасте они способны различить оттенки лирической музыки, отчетливо воспринимают разнообразие танцевального жанра, чувствуют и узнают плавный характер вальса и оживленный – польки. В репертуаре детского сада есть народная, классическая и современная музыка, различная по своему стилю и эмоциональному содержанию.
Воспитание детей средствами музыки, созданной на народной основе, развивает в них интересы к песням, играм, хороводам других народов. Достаточно вспомнить, как дети с удовольствием водят русские хороводы вокруг березки, пляшут задорный украинский гопак, поют белорусские или литовские песни. Хороводы, игры, песни, пляски, а также яркие национальные костюмы вызывают интерес к творчеству своего народа и других народов.
Особенность детской исполнительской деятельности заключается в том, что занятия музыкой проходят в коллективе детей. К. Д. Ушинский отмечал, что хоровое пение особо сближает всех поющих и объединяет их общим переживанием в «одно сильно чувствующее сердце». В условиях совместного пения, движения под музыку хорошо чувствуют себя и неуверенные дети. Они воодушевлены общим примером. В условиях коллективного исполнения всегда можно предложить детям задания, разные по степени сложности. Этим создаются оптимальные условия для развития каждого.
Музыкальные занятия хорошо влияют на общую культуру поведения ребенка. Исполняются произведения различного настроения, меняются виды деятельности, чередуются учебные задания. При движении детского коллектива во время игры или других занятий каждый ребенок должен соблюдать определенный порядок, организованность, быстроту реакции, кому-то уступить, кому-то помочь. Все это воспитывает культуру общения, поведения, коллективизм, то есть создает условия для формирования нравственных качеств личности ребенка.
Деятельность детей, связанная с музыкой, всегда эмоциональна, каждое музыкальное занятие дарит детям море позитивной энергии, снимает стресс. Вместе с тем она активизирует умственное развитие ребенка. В музыковедческой литературе можно встретить термин «музыкальное мышление». Этот термин подчеркивает осознанный характер музыкального переживания и специфику умственных процессов.
В современной психологии дошкольника отмечены три формы мышления: наглядно-действенная, наглядно-образная и понятийная. Эти формы мышления проявляются в любой практической деятельности ребенка, в том числе и музыкальной. Обогащают детей представлениями об обществе, о природе, быте и традициях. Устанавливаются также взаимосвязи между музыкально-эстетическим и физическим воспитанием. Музыка оказывает влияние на процесс физического совершенствования ребенка.
Музыкальное воспитание – один из путей нравственно-эстетического, умственного и физического совершенствования. Музыка помогает нам раскрыться. Помогает тоньше чувствовать этот мир, стать добрее, лучше. Музыкальное воспитание – основа художественно-эстетического развития личности. Это важная составляющая в полноценном всестороннем развитии ребенка – гармоничного, счастливого и любящего весь мир.