евгения горшкова
Программа дополнительного образования духовно-нравственного воспитания детей «Добрые сердечки»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа дополнительного образования Духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
«Добрые сердечки»
Программа рассчитана на детей 5-6 лет.
Срок реализации 2014-2015 г.
Программу разработал педагог Горшкова Евгения Сергеевна.
Программа разработана в 2014 году.
Пояснительная записка.
Публикация «Программа дополнительного образования духовно-нравственного воспитания детей „Добрые сердечки“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- День Святого Валентина. День всех влюбленных, 14 февраля
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Данная программа направлена на духово- нравственное воспитание детей. Издавна в отечественной педагогике воспитание тесным образом связывалось с развитием духовно-нравственной сферы сознания человека и имело основную цель - воспитание человека мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, честным, трудолюбивым, скромным, а значит ответственным.
Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к вышнему и Горнему миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели.
Актуальность. Общественные ценности в современной России стали прямо противоположны церковным. Материальные ценности стала доминировать над духовными. Поэтому в большинстве семей у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии. Для них далеки такие понятия, как честность, справедливость, патриотизм. Дети постоянно видят нарастающую страсть наживы. Культивируемую как добродетель, и как следствие возросшая агрессивность, повышенная настороженность, недоверие и жестокость в отношении друг к другу, семья отодвигается на задний план.
Задача взрослого – помогать ребенку гармонизировать его картину мира. Чтобы противостоять злу в сердце своем и выстраивать основные понятия добра.
Социальная значимость. Освоение основ духовной нравственности дает возможность приобщиться к общепризнанным нормам общения в христианском мире. Является средством общения, важнейшим источником информации о современном христианском мире и происходящих в нем процессах, обогащением своего коммуникативного опыта, общей и речевой культуры. Обучение по данной программе призвано реализовать основную стратегию образования - формирование всесторонне развитой личности.
Цели программы
1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение к нравственным и духовным ценностям Православной культуры.
2. Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия Дновского района, России.
3. Стремление возродить традиции семейного воспитания.
4. Формирование готовности к общению, позитивного настроя на общение в группе.
Задачи программы.
1. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить детей различать добро и зло, любить добро, иметь желание творить добро.
2. Создать условия для воспитания детьми целостной картины мира.
3. Через изучение национальных культурных традиций, традиций православной церкви воспитывать у детей любовь к Родине - России Православной.
4. Обогащать словарный запас детей путём чтения, обсуждения и анализа прочитанных произведений.
5. Учить детей культуре поведения (за столом - православной трапезой, в церкви, при взаимодействии со сверстниками и взрослыми).
6. Способствовать налаживанию добрых семейных отношений, укреплению традиций православной семьи.
7. Прививать трудовые навыки, нацеленные на помощь семье.
8. Познакомить детей и родителей с основами православной культуры.
9. Развивать память, внимание, мышление.
10. Ознакомить родителей с основами православной педагогики и психологии, ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.
11. Приближать родителей к пониманию активной позиции при воспитании.
Сроки реализации программы
Программа «Духовное поколение» рассчитана на 1 год обучения для детей 5-6 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня. Основные этапы занятия:
1) Основная часть - раскрытие темы
2) Развивающий тренинг (направлен на развитие межличностных отношений, тренировки психических процессов - памяти, внимания, мышления)
3) Практические занятия (рисование, аппликация, конструирование, изучение молитв, церковных песнопений)
4) Обсуждением сегодняшнего занятия
Формы реализации программы :
1) Беседы, игры нравственно-духовного содержания
2) Рукоделие и все виды творческой деятельности
3) Экскурсии, целевые прогулки
4) Использование аудио и видео записей, репродукций картин, икон
5) Организация выставок (совместная деятельность родителей и детей)
6) Постановка спектаклей духовно- нравственного содержания.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Для изучения результатов использовались следующие методики:
-педагогическое наблюдение;
-беседа;
-анкетирование;
-рисунок.
Педагогическое наблюдение направлено на изучение межличностных отношений в коллективе, отношений с родителями.
Позволяет отслеживать рост в формировании умений и навыков, понимании и принятии церковных ценностей.
Беседа, опрос проводятся в ходе всего занятия для выявления первоначального уровня знаний на духовно- нравственную тематику, отношения к изучаемому материалу, уровня полученных знаний.
Используемые методики:
1) Анкета «Что я знаю» - проводится в начале и конце учебного года.
2) «Мое настроение» - отношение к занятию с помощью цвета
3) Опрос, с целью выявить отношения к занятию:
– тебе нравится ходить на занятия
- чем тебе больше всего нравиться здесь заниматься
- с каким настроением ты пришел
- если бы ты выбирал, ты пришел бы на занятие, или пропустил
4) рисунок семьи
5) рисунок, сочинение на тему «Что такое добро и кто такие добрые люди»
Предполагаемые результаты и социальный эффект от программы
Дети должны уметь:
-слушать других, вести диалог;
-помогать родителям по хозяйству;
-анализировать свои поступки по отношению к другим;
-различать добро и зло;
-выражать свои мысли и чувства позитивно.
Дети должны приобрести навыки:
- молитвы, знания церковных песнопений, праздников.
Дети должны получить знания о :
- православных праздниках,
0традициях православной семьи,
-церковной истории,
-духовных ценностях,
- православном этикете.
Социальный эффект имеет культурологическую направленность. Реализация программы способствует формирования у ребенка готовности к дальнейшему развитию - социальному, личностному, познавательному, появлению у него первичной адаптации к культурной и духовной ситуации в современном мире.
Учебно-тематический план занятий
№ п /п Тема занятий
1
Вводное занятие. Анкета «что я знаю»
Творческое задание – создание радужного букета.
2 Наш храм. Экскурсия в городской храм.
Рисование храма.
3
Детям о Божией Матери.
Рисование «Орнамент на покров»
4
Прощение. Молитва.
Рисование «Кленовый листок». Подготовка к празднику Покров
5
Осенний праздник Покров Божией Матери.
6
Нравственность. Плоды растений и плоды человека.
Рисование – натюрморт.
7
Добрые дела.
Путешествие по дороге добра
8
Сотворение невидимого мира.
Рисование-аппликация «Шестикрылый Серафим».
9
Сотворение видимого мира.
Коллективная работа «Шесть дней творения».
10
Жизнь первых людей в раю.
Рисунок «Райские птицы»
11
Александр Невский и другие защитники земли Русской. Рисование защитников
12
Введение во храм Богородицы.
Рисование зимнего пейзажа.
13
Рождество Христово. Знакомство с праздником.
Рисование «Рождественская ночь». Подготовка к празднику Рождества
14
Явление ангела пастухам. Роспись силуэта из бумаги «Ангел».
15
Поклонение волхвов.
Раскраска «Волхвы».
16
Репетиция к празднику Рождество Христово
Праздник Рождества Христова в храме и дет саду. Изготовление подарков и сувениров.
17
Святки.
Разукрашивание по шаблонам «Катание на санях».
18
Крещение. Таинство Крещения. Крещение Ольги. Раскраска «Святая Ольга».
Рисование снежинки.
19
Крещение. Презентация «Вода имеет память. Святая вода».
21
Семья. Что такое забота. Заповедь «Чти отца и мать …» Рисование своей семьи.
22
Сретение. Рисунок –аппликация «Птенцы голубиные»
23
Мудрые люди. Кто такие пророки.
Рисунок кита.
24
Великий пост. Что такое совесть.
Хохломская роспись.
25
Великий пост - время покаяния. Что такое исповедь. Хохломская роспись - роспись тарелки.
26
Мой пост. Чудеса Христовы.
Рисование сосудов водоносов.
27
Крестопоклонная. Аппликация «Подснежники для украшения креста»
28
Радость. Благовещение.
Конструирование» Благовещенский голубок»
29
На страстной седмице. Что такое предательство.
Рисунок «Солнце померкло».
30
Пасха. Рассказ о празднике.
Рисование пасхального яйца.
31
Репетиция к празднику пасхи. Пасхальный праздник
32
Православный женский день.
Рисунок мамы.
33
Душа человека.
Рисование своего корабля.
34 Итоговое занятие. Анкета «Что я знаю»
Список литературы:
1. О семье и воспитании. Жена и дети. Состав. Ведяничев В. П.
«Общество свят. Василия Великого.»
2. Основы православной культуры. Для детей дошкольного возраста (книга для учителя). Состав. Харитонова О. Л. М., издат. Дом «Покров» 2002
3. Сурова Л. В. Открытый урок (книга для педагогов и родителей).
Клин, «Христианская жизнь», 2006
4. Султанова Н. Н., Цилько Н. В. Программа духовно –нравственного воспитания дошкольников, Печеры, 2003
5. Свечечка/детская православная газета2005 №1,№2,№4,№5,№6, №11,№12.
6. Свечечка/детская православная газета2006 №1,№3,№4,№5,№7, №10,№12.
7. Свечечка/детская православная газета2007 №1,№2,№3,№5,№8, №9,№11.
8. Свечечка/детская православная газета2008 №1,№3.
9. Зернышки. Добрые истории для малых ребят. Вып. 1,2,3,4,6,7, 9 - Рязань:Зёрна-слово, 2013
10. Наша жизнь с Богом/ пособие по катехизации для младшего школьного возраста, часть 1,2, С-Пб «Кредо», 2000
11. Наша жизнь с Богом/ пособие по катехизации для детей среднего школьного возраста, часть 1,2, С-Пб «Кредо», 2000
12. Куломзина С. С. семья - малая церковь. «Паломник». 1997
13. Библия для детей. Сост. протоирей А. Соколов М, «Столица», 1991
14. Шишова Т. Л. Чтобы ребенок к был трудным/ воспитание дете1 от4до 14. М., «Лепта», 2004
15. Абраменкова В. В. Представление о добре и зле в картинах современного ребенка.
16. Немов Р. С. Общие основы психологии Кн. 1,3 М. «Владос», 1995
17. Кузьмина И. А. Истоковедение, издат дом «Истоки», 2007