Тюрина Екатерина
Эстетика быта детского сада — роскошь или необходимость
▼ Скачать + Заказать документы
(Сообщение на педсовете)
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник - исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно нам с Вами не дать этому стремлению угаснуть, а наоборот, способствовать его дальнейшему развитию. Детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Среда, в которой ребенок живет и развивается, оказывает воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравнится с другими. Если обстановка эстетична, красива (совсем необязательно - богата, если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т. п., есть основания надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие.
Публикация «Эстетика быта детского сада — роскошь или необходимость» размещена в разделах
Во все времена на протяжении всей жизни люди облагораживают свой быт, делают его рациональнее, удобнее. Для достижения этой цели создаются предметы быта, обстановка, интерьер. Эстетика быта включает в себя множество деталей. Это эстетика обстановки : вещей, которые окружают ребенка и которыми он пользуется, игрушек, одежды и малыша и окружающих его людей, дизайн помещений и т. д. Красивые вещи 'радуют глаз', вызывают положительные эмоции, желание их сохранять. С первых лет жизни ребенка важно и дома и в дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта. Красивая салфетка, посуда, цветы на столе - все это создает эмоциональное настроение, приучает к красивому. Дети чутко реагируют на красивые предметы, хотят их иметь. Так в дошкольном учреждении, если среди чашек (другой посуды) появляется не такая, как все, а лучше, дети сразу замечают ее и стремятся поставить себя или в крайнем случаи другу, выражая тем самым ему свою любовь.
Эстетика обстановки - это, что, должно быть постоянно, а не от случая к случаю (по поводу прихода гостей). Понятие 'эстетика быта' включает в себя красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации. И дело не в том, что бы речь была правильной, необходимо, чтобы она была образной, интонационно богатой и доброжелательной (и здесь обнаруживается тесная связь эстетического с эстетическим).
Эстетика быта - это и внешний вид человека. Небрежность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цветовой гаммы, неумение найти свой стиль - все это противоречие законом красоты. Эстетика быта становится средством эстетического воспитания, если взрослые обращают внимание ребенка на эстетическую строну быта. Недостаточно, чтобы дети видели красоту вокруг себя в разных в разных ее проявлениях (хотя это и чрезвычайно важно, как было сказано выше). Нужно привлекать внимание детей к красоте: 'Мы с тобой закончили уборку. Как стало красиво'. Подобные реплики могут звучать постоянно. И постепенно они формируют эстетическое сознание.
Так, три правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя - делают эстетику быта средством эстетического воспитания ребенка.
Подбирая оборудование и элементы оформления необходимо помнить, что:
o Эстетически продуманное предметно-пространственное окружение улучшает педагогический процесс.
o Целенаправленное и систематическое ознакомление детей с эстетическими качествами предметной среды обогащает их знаниями, формирует художественный вкус.
o Эффективность работы по эстетическому воспитанию во многом определяется участием детей в создании красивого окружения.
o Художественное оформление детского сада, групповых комнат должно решаться в комплексе, в полном соответствии с требованиями концепции дошкольного воспитания.
o Важные качества обстановки детского сада - это привлекательность, информативность, доступность всех ее компонентов для каждого ребенка и для всего коллектива в целом.
o Эстетическое оформление детского сада предполагает эмоционально- образную основу обстановки, ее местный колорит.
Эстетический аспект детского сада создается комплексным использованием выразительных средств и эстетических качеств окружающей действительности, природы, произведений искусства.
Основные её компоненты:
o Освещение и цветовая отделка помещений.
o Комплексность и внешний вид мебели, учебно-наглядных пособий, технических устройств.
o Природа (живая и неживая).
o Творческие работы воспитателей и детей.
Основная задача воспитателя - создать такую предметно-развивающую среду, чтобы наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включать каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуациях. Исходя из этого нашему коллективу необходимо создать в дошкольном учреждении такие условия, где эстетическое, художественное воспитание являлось бы фоном воспитательной работы, чтобы ребенок, переступая порог детского сада попадал в обстановку, способствующую развитию эстетического вкуса и мог бы заниматься художественной деятельностью не только в групповой комнате.