Резеда Харина
Эмоциональное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях по изодеятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоции – особый вид психических процессов или состояний человека, которые проявляются в переживании каких-либо значимых ситуаций (радость, страх, удовольствие, явлений и событий в течение жизни. Эмоции выступают в качестве главных регуляторов психической жизни и возникают в процессе практически любой активности человека. Эмоция оценивает действительность и доводит свою оценку до сведения организма на языке переживаний. Эмоции плохо поддаются волевой регулировке, их трудно вызвать по своему желанию.
Эмоциональный процесс включает в себя три основных компонента:
Публикация «Эмоциональное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях по изодеятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
• Первый компонент – это эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизационные сдвиги в организме.
• Второй компонент – знак эмоции : положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрицательная – когда оно оценивается как негативное.
• Третий компонент – степень контроля эмоции.
Педагогическое значение правильного понимания проблемы эстетического воспитания состоит в том, что эмоции играют большую роль в формировании у ребёнка способов и приёмов овладения деятельностью. Иначе говоря, эмоции в значительной степени определяют эффективность обучения в узком смысле этого слова /как усвоения/, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребёнка, в развитии его мышления. Эту группу эмоций, сопровождающую познавательную деятельность и обеспечивающую эффективность процесса познания, называют интеллектуальными.
На НОД по рисованию в первую очередь у детей необходимо стараться вызвать эстетические эмоции, связанные с лирическими переживаниями: жажда красоты - наслаждение красотой чего-либо или кого-либо; чувство изящного, грациозного; чувство возвышенного или величественного; наслаждение звуками; чувство волнующего драматизма; чувство светлой грусти и задумчивости; поэтически-созерцательное состояние; чувство душевной мягкости, трогательности; чувство родного, милого, близкого; сладость воспоминания о давнем; горько-приятное чувство одиночества.
В практике, для того чтобы вызвать эти эмоции, в НОД использую разные способы и приемы: слушание музыки, рассматривание картин, чтение стихов, отрывки из разных художественных произведений, беседы, на которых дети могут высказать свое мнение по обсуждаемой теме. Применяя ИКТ- презентации и музыкальные клипы на проходящую с детьми тему, где музыка и творчество пересекаются делаю НОД более интересным. Впитав в себя информацию, дети излагают ее на бумаге, пытаются передать увиденное и прочувственное способом рисунка, цвета, гармонии.
Дети очень любят рисовать. Они изображают на бумаге все, что чувствуют и замечают вокруг, свои эмоции. Присмотревшись внимательнее в самый обычный детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе маленького человека, и даже то, что он не сумел объяснить взрослым в самой доверительной беседе.
Как же ребенок передает свои эмоции на бумаге? В первую очередь это цвет. Любой рисунок в той или иной мере отражает внутренний мир его автора. Один и тот же сюжет или пейзаж каждый нарисует по-своему. Любой автор выберет краски, формы и линии, созвучные его внутреннему миру, ощущению, настроению. Любое изображение сначала возникло в голове, а потом уже отразило на бумаге мысли и чувства автора.
Некоторые дети выбирают очень яркие краски ( н-р: весь рисунок рисуют ярко красной краской, или рисуют, а потом закрашивают сплошь черным цветом). При анализе цвета в рисунках нужно обращать внимание и на те цвета, присутствие которых в рисунке преувеличено или неоправданно. Например, когда весь рисунок выполнен черными контурами, и малыш отказывается его раскрашивать. Или красным нарисованы предметы, которые на самом деле совсем другого цвета. Это должно настораживать педагога, и о таких рисунках необходимо сообщать детскому психологу.
Как известно каждый цвет имеет своё значение:
Синий - цвет уверенности и спокойствия.
Зеленый – передает ощущение надежности, принятия.
Красный – эмоциональное напряжение, раздраженность, конфликт.
Желтый – активность, хорошее настроение, позитивный настрой.
Розовый – ощущение нежности, чувствительности.
Серый – состояние смутной тревоги.
Черный – указывает на подавленность и тяжелые переживания, если его слишком много в рисунках.
Необходимо обращать внимание на сюжеты детских рисунков – животные и люди, солнце и небо, дома и деревья, трава и цветы. Отсутствие людей на рисунках может указывать на трудности в общении. Большое количество зубастых, рогатых, злых и опасных животных указывает на напряженное состояние ребенка.
Если мальчик в возрасте 6-7 лет рисует войну, оружие, динозавров, скорпионов –это нормально. Таким образом он готовит себя к роли мужчины, защитника, воина, чтобы в реальной ситуации не растеряться от неожиданности и правильно среагировать в случае опасности.
Если девочка 6-8лет часто рисует принцесс, невест, бантики и розочки – это также нормально и говорит о том, что она готовит себя к роли девушки, женщины, самой обаятельной и привлекательной.
Как в рисунках мальчиков, так и в рисунках девочек нередко можно заметить символы агрессивных тенденций поведения: большие акцентированные кулаки, оружие, устрашающая поза, четко прорисованные ногти и зубы. Несмотря на кажущуюся враждебность, они могут быть выражением защитной формы поведения. Взрослым следует разобраться, что является для их ребенка источником повышенной эмоциональной опасности, и зачем ему понадобилась такая демонстрация своей силы. Некоторые психологи считают, что именно агрессивные дети тщательно выделяют руки и прорисовывают пальцы. Преувеличенный размер рук интерпретируется как склонность к агрессии и желание побеждать. Четкое выделение пальцев символизирует неконтролируемый, взрывной характер, а также объясняет склонность к воровству. Изображение зубов свидетельствует о словесной агрессии.
Как и взрослые, дошкольники нередко используют приём гиперболизации
(преувеличение каких-то признаков). Они выделяют в изображаемом предмете
или явлении то, что, на их взгляд, особенно значимо. В старшей группе многие дети рисуют важный для себя объект гораздо больше остальных, не соблюдая основных пропорций. Некоторые дети рисуют преувеличенные объекты. К примеру, в рисунке по сказке «Кот и петух» ребенок нарисовал кота в несколько раз больше, чем остальные объекты – дом, елки. Он смотрелся просто огромным. Получается, что ребенку важно выделить именно кота, как главного героя. А может это говорит о чем-то другом? В этом надо разобраться с психологом.
У детей 6-7 лет в подготовительной группе наблюдается уже сознательное использование цвета, формы, построение рисунка, выразительных средств для отображения отдельного образа или сюжетной композиции. Поэтому дети старших возрастов по сравнению с детьми младшего дошкольного возраста шире и свободнее используют найденные выразительные приёмы, распространяя их на большое количество изображаемых предметов и явлений. Иными словами, старшие дошкольники прочнее усваивают приёмы рисования, владеют цветом, умеют составлять композицию. Но пространственное соотношение так у многих детей еще не получается.
Рисунок ребенка – это большое поле для анализа: его эмоциональное состояние, душевные переживания, его проблемы и радости. Давай внимательно смотреть на рисунки детей.