Получи документы

Эмоциональное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях по изодеятельности

Резеда Харина
Эмоциональное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях по изодеятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Эмоции – особый вид психических процессов или состояний человека, которые проявляются в переживании каких-либо значимых ситуаций (радость, страх, удовольствие, явлений и событий в течение жизни. Эмоции выступают в качестве главных регуляторов психической жизни и возникают в процессе практически любой активности человека. Эмоция оценивает действительность и доводит свою оценку до сведения организма на языке переживаний. Эмоции плохо поддаются волевой регулировке, их трудно вызвать по своему желанию.

Эмоциональный процесс включает в себя три основных компонента:

Публикация «Эмоциональное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях по изодеятельности» размещена в разделах

• Первый компонент – это эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизационные сдвиги в организме.

• Второй компонент – знак эмоции : положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрицательная – когда оно оценивается как негативное.

• Третий компонент – степень контроля эмоции.

Педагогическое значение правильного понимания проблемы эстетического воспитания состоит в том, что эмоции играют большую роль в формировании у ребёнка способов и приёмов овладения деятельностью. Иначе говоря, эмоции в значительной степени определяют эффективность обучения в узком смысле этого слова /как усвоения/, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребёнка, в развитии его мышления. Эту группу эмоций, сопровождающую познавательную деятельность и обеспечивающую эффективность процесса познания, называют интеллектуальными.

На НОД по рисованию в первую очередь у детей необходимо стараться вызвать эстетические эмоции, связанные с лирическими переживаниями: жажда красоты - наслаждение красотой чего-либо или кого-либо; чувство изящного, грациозного; чувство возвышенного или величественного; наслаждение звуками; чувство волнующего драматизма; чувство светлой грусти и задумчивости; поэтически-созерцательное состояние; чувство душевной мягкости, трогательности; чувство родного, милого, близкого; сладость воспоминания о давнем; горько-приятное чувство одиночества.

В практике, для того чтобы вызвать эти эмоции, в НОД использую разные способы и приемы: слушание музыки, рассматривание картин, чтение стихов, отрывки из разных художественных произведений, беседы, на которых дети могут высказать свое мнение по обсуждаемой теме. Применяя ИКТ- презентации и музыкальные клипы на проходящую с детьми тему, где музыка и творчество пересекаются делаю НОД более интересным. Впитав в себя информацию, дети излагают ее на бумаге, пытаются передать увиденное и прочувственное способом рисунка, цвета, гармонии.

Дети очень любят рисовать. Они изображают на бумаге все, что чувствуют и замечают вокруг, свои эмоции. Присмотревшись внимательнее в самый обычный детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе маленького человека, и даже то, что он не сумел объяснить взрослым в самой доверительной беседе.

Как же ребенок передает свои эмоции на бумаге? В первую очередь это цвет. Любой рисунок в той или иной мере отражает внутренний мир его автора. Один и тот же сюжет или пейзаж каждый нарисует по-своему. Любой автор выберет краски, формы и линии, созвучные его внутреннему миру, ощущению, настроению. Любое изображение сначала возникло в голове, а потом уже отразило на бумаге мысли и чувства автора.

Некоторые дети выбирают очень яркие краски ( н-р: весь рисунок рисуют ярко красной краской, или рисуют, а потом закрашивают сплошь черным цветом). При анализе цвета в рисунках нужно обращать внимание и на те цвета, присутствие которых в рисунке преувеличено или неоправданно. Например, когда весь рисунок выполнен черными контурами, и малыш отказывается его раскрашивать. Или красным нарисованы предметы, которые на самом деле совсем другого цвета. Это должно настораживать педагога, и о таких рисунках необходимо сообщать детскому психологу.

Как известно каждый цвет имеет своё значение:

Синий - цвет уверенности и спокойствия.

Зеленый – передает ощущение надежности, принятия.

Красный – эмоциональное напряжение, раздраженность, конфликт.

Желтый – активность, хорошее настроение, позитивный настрой.

Розовый – ощущение нежности, чувствительности.

Серый – состояние смутной тревоги.

Черный – указывает на подавленность и тяжелые переживания, если его слишком много в рисунках.

Необходимо обращать внимание на сюжеты детских рисунков – животные и люди, солнце и небо, дома и деревья, трава и цветы. Отсутствие людей на рисунках может указывать на трудности в общении. Большое количество зубастых, рогатых, злых и опасных животных указывает на напряженное состояние ребенка.

Если мальчик в возрасте 6-7 лет рисует войну, оружие, динозавров, скорпионов –это нормально. Таким образом он готовит себя к роли мужчины, защитника, воина, чтобы в реальной ситуации не растеряться от неожиданности и правильно среагировать в случае опасности.

Если девочка 6-8лет часто рисует принцесс, невест, бантики и розочки – это также нормально и говорит о том, что она готовит себя к роли девушки, женщины, самой обаятельной и привлекательной.

Как в рисунках мальчиков, так и в рисунках девочек нередко можно заметить символы агрессивных тенденций поведения: большие акцентированные кулаки, оружие, устрашающая поза, четко прорисованные ногти и зубы. Несмотря на кажущуюся враждебность, они могут быть выражением защитной формы поведения. Взрослым следует разобраться, что является для их ребенка источником повышенной эмоциональной опасности, и зачем ему понадобилась такая демонстрация своей силы. Некоторые психологи считают, что именно агрессивные дети тщательно выделяют руки и прорисовывают пальцы. Преувеличенный размер рук интерпретируется как склонность к агрессии и желание побеждать. Четкое выделение пальцев символизирует неконтролируемый, взрывной характер, а также объясняет склонность к воровству. Изображение зубов свидетельствует о словесной агрессии.

Как и взрослые, дошкольники нередко используют приём гиперболизации

(преувеличение каких-то признаков). Они выделяют в изображаемом предмете

или явлении то, что, на их взгляд, особенно значимо. В старшей группе многие дети рисуют важный для себя объект гораздо больше остальных, не соблюдая основных пропорций. Некоторые дети рисуют преувеличенные объекты. К примеру, в рисунке по сказке «Кот и петух» ребенок нарисовал кота в несколько раз больше, чем остальные объекты – дом, елки. Он смотрелся просто огромным. Получается, что ребенку важно выделить именно кота, как главного героя. А может это говорит о чем-то другом? В этом надо разобраться с психологом.

У детей 6-7 лет в подготовительной группе наблюдается уже сознательное использование цвета, формы, построение рисунка, выразительных средств для отображения отдельного образа или сюжетной композиции. Поэтому дети старших возрастов по сравнению с детьми младшего дошкольного возраста шире и свободнее используют найденные выразительные приёмы, распространяя их на большое количество изображаемых предметов и явлений. Иными словами, старшие дошкольники прочнее усваивают приёмы рисования, владеют цветом, умеют составлять композицию. Но пространственное соотношение так у многих детей еще не получается.

Рисунок ребенка – это большое поле для анализа: его эмоциональное состояние, душевные переживания, его проблемы и радости. Давай внимательно смотреть на рисунки детей.

Публикации по теме:

Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста в семье и детском саду посредством взаимодействия со взрослыми Актуальность темы: семейное воспитание, как всякий организованный процесс предусматривает определенную целеустремленность, постановку конкретных.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной в связи с заметным ухудшением нравственного.

План самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности» .Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Малышевский детский сад комбинированного вида № 51 «Родничок" ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ.

Инновационный опыт работы «Эмоциональное воспитание дошкольников в процессе театрализованной деятельности» «Эмоциональное воспитание детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности» Опыт работы Слугиной Ольги Ивановны.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха,.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности детей и родителей Существенное значение для социального становления человека имеет воспитание. Воспитание - одна из основных категорий педагогики. Развитие.

Умственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности Умственное воспитание ребенка происходит как в повседневной жизни, в ходе общения со сверстниками, взрослыми, так и в процессе ООД. Наша.

«Лесная прогулка». Эмоциональное развитее детей раннего возраста в совместной игровой деятельности Программное содержание: Цель: эмоциональное развитее детей раннего возраста в совместной игровой деятельности. Задачи: Образовательные:.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. В 2015 – 2016 учебном году я работала на средней разновозрастной группе – дети от 3 до 5 лет. Большое внимание я уделяла развитию эмоциональной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эмоциональное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях по изодеятельности
Опубликовано: 21 октября 2016 в 18:58
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эмоциональное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях по изодеятельности» (включая файлы) размещена пользователем Резеда Харина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД