Светлана Морозова
Организация и методика руководства играми с водой и песком в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Строительные игры требуют развития конструктивных умений, которые формируются только на основе специального обучения. Без последовательного формирования конструктивных умений игры остаются на уровне манипуляций, что, к сожалению, можно видеть во многих детских садах.
Публикация «Организация и методика руководства играми с водой и песком в раннем возрасте» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с водой для дошкольников
- Игры с песком
- Младшая группа
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
В связи с этим необходимо охарактеризовать методические приемы, используемые в процессе обучения конструктивным умениям.
В раннем возрасте широко используются демонстрация образца и показ способов постройки с объяснением приемов конструирования. Малышам 2-3 лет педагог показывает образец (дворик для цыплят, а потом дети выполняют постройку вместе с ним. По мере накопления детьми опыта конструктивной деятельности и усложнения ее задач меняется мето-дика использования образца.
Эффективность любого обучения, в том числе и конструктивным умениям, зависит от того, насколько оно интересно ребенку, насколько вызывает его активность. Для того чтобы формировать у детей интерес к играм со строительным материалом, педагог использует различные приемы. Строит сам в присутствии детей младшего дошкольного возраста, вовлекает малышей в обыгрывание постройки (в зоопарке поселяются в клетках разные животные, туда приходят дети со своими родителями). Использует прием сотворчества: предлагает детям (в разных возрастных группах) достроить, перестроить, преобразовать постройку, которую он соорудил (пристроить крыльцо, балкон; возвести высокий или низкий забор вокруг дома; изменить высоту горки; сделать из горки трамплин для лыж-ников; удлинить мост; расширить дорожку).
Игры с песком и водой предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с этапами развития ребё нка:
• совместные действия малыша и взрослого;
• действия по подражанию и по образцу, предложенному взрослым;
• самостоятельные действия, которые отражают собственный замысел ребенка.
В совместной игре с взрослым ребенок знакомится со свойствами природных материалов, последовательностью действий с игрушками. По ходу игры педагог называет состояние материалов и их свойства, показывает действий с разными игрушками. Совместная игра со взрослым, попутные его замечания и разъяснения постепенно сказываются на детском развитии. Как показывает исследование А. А. Венгер, наиболее высокие результаты в развитии умственной активности у маленьких детей достигаются также тогда, когда «не только демонстрируются соответствующие явления, но и дается словесное их объяснение».
Воспитатель подходит к детям, берет формочки, лопатку и спрашивает: «Хотите делать пирожки?» Дети отвечают положительно, некоторые тут же пытаются действовать, но у них ничего не получается. Педагог говорит, что песок сухой, его можно набирать в стаканчики, в формочки, пересыпать, сыпать через воронку, ситечко, а вот пирожок не сделаешь. Воспитатель берет лейку с водой и на глазах у ребят поливает и перемешивает песок, затем предлагает детям попробовать пересыпать его. Малыши пробуют пересыпать песок из стаканчиков в другую ёмкость (через воронку, но их попытки оканчиваются неудачей.
В играх с водой необходимо сначала приучить к ней ребенка: предложить опустить в нее руки, ощутить, какая она приятная. В процессе, игры воспитатель предлагает всем посмотреть на свои ладошки в воде. Многократно вынимая руки из воды и вновь их опуская, дети замечают, что водичка теплая. Затем педагог переливает воду из одной баночки в другую, а дети наблюдают за его действиями и слушают, как она шумит. Далее воспитатель учит малышей купать кукол. [9].
При организации игр с песком и водой следует обращать внимание детей на соблюдение некоторых правил.
Правилами организации игр с водой являются :
• перед игрой надевать фартуки, завертывать рукава;
• после игры вытирать насухо руки;
• использовать игрушки по назначению.
Детей знакомят и с правилами поведения во время проведения игр с водой :
• играть дружно, не мешая другим;
• не отбирать игрушки;
• аккуратно стряхивать водичку с сачка, чтобы она не лилась на пол;
• учить бережно относиться к воде;
• не выливать воду на детей и пол.
При организации игр с песком необходимо соблюдать следующие правила:
• нельзя бросать песок в других или брать его в рот;
• надо бережно обращаться с песком;
• после игры надо вымыть руки, и показать зеркалу какие они чистые
Организуя и направляя игры, педагог должен учитывать индивидуальные возможности детей. Малышам, не вполне владеющим лопаткой, воспитатель помогает усвоить разнообразные действия с этой игрушкой: показывает, как насыпать песок в форму, как правильно ее заполнять и т. д. Детям, освоившим эти операции, он предлагает простые сюжеты для игры с песком : печение хлебцев, пирожков, булочек, изготовление конфет, мороженого для кукол. Затем воспитатель вместе с ребятами может построить дворик для курочки с цыплятами, садик для кукол и т. д. Для таких игр очень удобны выпиленные из фанеры силуэты домашних животных (на подставках).
В начале года дети не выполняют объемных построек и играют на небольшом пространстве. Пока что они овладевают - умениями сгребать песок и сооружать из него валы, утрамбовывать песок, рыть ямки, копать канавки и т. д.
Такие игры подводят младших дошкольников к более сложным строительно-сюжетным постройкам (сооружению домиков для кукол, гаражей для машин и т. д., однако задача педагога заключается не столько в том, чтобы научить малышей выполнять сложные постройки, сколько в том, чтобы привить им навыки совместной игры. Например, так же как и в играх со строительным материалом, дети, играя рядом, сооружают каждый для себя домик для кукол. Построенные в одну линию, домики образуют улицу. Это дает возможность поиграть с игрушками : малыши катают по улице машины.
упорядоченными, шире развертывается игра с одними и теми же игрушками.
Развивающие занятия на песке, с водой проводятся в малых группах для детей (2-6 лет). Продолжительность занятия – 30-45 минут.
Игры с песком и водой организуются в разные периоды дня по-разному. Утром, когда воспитатель занят приемом детей, беседами с родителями, подготовкой к завтраку, дети играют самостоятельно.
Так как дети играют в этот период в одном общем месте и без надлежащего участия воспитателя, песок и воду им следует давать только тогда, когда дети уже умеют целенаправленно действовать с игрушками и знают правила поведения в таких играх.
Но и в этих случаях воспитатель должен помнить о том, чтобы одни и те же дети долго не стояли у песочных ящиков, тазиков с водой, так как это вредно для здоровья ребенка (грудная клетка сдавливается, затрудняя дыхание, позвоночник находится в согнутом положении).
Самым благоприятным периодом, когда воспитатель может постоянно руководить этими играми, будет время прогулки на воздухе и время после сна.
Развитие игр с природными материалами не может быть осуществлено одинаковыми раз и навсегда установленными приемами и способами. Оно должно осуществляться разнообразно, с использованием приемов, учитывающих развитие каждого ребенка.
Так же игры с песком и водой психологи рекомендуют родителям проводить дома в домашних условиях.
При условии систематического педагогического руководства маленькие дети могут играть в содержательные игры с природным материалом.
Используемая литература:
1. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2004
2 Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду / М. : Педагогическое общество России, 2003.