МААМ-картинки

«Эмоциональная устойчивость» в психолого-педагогических исследованиях

Юлия Колесникова
«Эмоциональная устойчивость» в психолого-педагогических исследованиях
▼ Скачать + Заказать документы

«Эмоциональная устойчивость» в психолого-педагогических исследованиях.

Появление первых теорий эмоций связано с Древней Грецией.

Раскрывая сущность феномена «эмоции» с психологической точки зрения, отметим, что они являются одним из видов познавательных процессов, отличающихся взаимосвязанность с инстинктами, потребностями и мотивами человека, проявлением которых выступает страх, радость, т. е. многообразие переживаний.

Публикация «„Эмоциональная устойчивость“ в психолого-педагогических исследованиях» размещена в разделах

Эмоции оказывают помощь в приспособлении организма к окружающей среде, а также обратной реакции на воздействие из вне.

В психологических исследованиях эмоции являются показателем значимости происходящего для индивида.

Проблеме изучения эмоциональной жизни детей в дошкольный период, где раскрыто появление детских эмоций в процессе совместной деятельности, игры, практической деятельности в ДОУ и семье и др., посвящены труды Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Д. Кошелевой и др.

Понятие «эмоциональная устойчивость», по мнению Л. А. Аболина, является способностью человека к осуществлению деятельности в сложной эмоциональной обстановке без отрицательного влияния на здоровье.

Таким и образом, основным критерием эмоциональной устойчивости является эффективность деятельности в сложной ситуации.

В психологии принято выделять четыре подхода к пониманию эмоциональной устойчивости. Согласно первому подходу, она неразрывно связывается с проявлением воли, умением к управлению своим эмоциональным состоянием в деятельности. При этом эмоциональная устойчивость, с одной стороны, рассматривается невосприимчивостью к факторам, отрицательно воздействующим, контролирующим отрицательные эмоции, что содействует успешному совершению действий. С другой стороны, рассматривается способностью человека к преодолению эмоционального возбуждения в процессе выполнения деятельности.

Сущность второго подхода состоит в том, что эмоциональную устойчивость рассматривают интегративным свойством личности, которое характеризуется как взаимодействие «эмоциональной, волевой, интеллектуальной и мотивационной составляющей психической деятельности человека», успешно осуществляемое деятельность в сложной эмоциональной ситуации. Однако, нельзя не учитывать, что на успех выполненных действий также оказывают влияние личностные качества человека и имеющийся жизненный опыт.

Согласно третьему подходу, эмоциональная устойчивость основывается на единстве потенциалов нервной системы, темперамента и информационных характеристиках свойств личности (теории самоорганизации).

В основе четвертого подхода лежит проявление эмоциональной устойчивости в различных сложных ситуациях.

Показатели эмоциональной устойчивости : умение воспринимать обстановку, анализировать, оценивать, принимать решения, последовательно и безошибочно выполнять действия, а также поведенческими реакциями, громкостью, тембром, темпом, выразительностью речи, грамматическим строем, выражением лица, взглядом, мимикой, пантомимикой и пр. Предпосылками эмоциональной устойчивости являются эмоции, чувства, переживания, динамики психики.

Эмоциональную устойчивость подразделяется на общую, которая определена функциональными и психофизиологическими возрастными особенностями, а именно созреванием нервной системы и т. д., и ситуативную, которая определена индивидуальными психологическими особенностями, в частности содержанием эмоционального опыта и др.

Выделяют четыре уровня эмоциональной устойчивости : для первого (ситуативного) характерно желание удовлетворения примитивных потребностей (в еде, тепле и др.); для второго (неустойчивого) свойственны потребности, которые имеют узко личностное назначение; для третьего характерна устойчивость, которая позволяет выйти из зоны личностных потребностей; для четвертого (высшего уровня) характерна направленность, связанная с согласованностью собственных личных интересов с целями коллектива.

Вместе с понятием «эмоциональная устойчивость» следует рассмотреть термин «эмоциональная неустойчивость», которая проявляется в пассивном поведении, желанием оправдать свою деятельность внешними обстоятельствами. Были выделены два уровня «эмоциональной неустойчивости» : первый уровень характеризуется низким уровнем саморегуляции, результатом ситуативности; второй уровень характеризуется несформированностью содержательной стороны отдаленной ориентации.

На развитие эмоциональной устойчивости оказывают влияние внешние и внутренние условия. Внешним условием, которое влияет на развитие эмоциональной устойчивости личности, является среда, которая, является заполненным пространственно-предметным, природным и социальным окружением человека, где затормаживает рост и развитие личности неблагоприятное окружение.

Внутренние условия, которые оказывают влияние на развитие эмоциональной устойчивости личности, связываются с силой нервной системы, лабильностью и подвижностью нервных процессов, уровнем тревожности, уровнем общительности, волевым самоконтролем, эмоциональной возбудимостью.

Публикации по теме:

Аукцион педагогических идей «Математические модели»Аукцион педагогических идей «Математические модели» Аукцион педагогических идей «Математические модели»Цель: Выявление новых педагогических идей среди педагогов ДОУ. Оформление: Надпись на.

Фотоотчет «Мое участие в фестивале педагогических идей»Фотоотчет «Мое участие в фестивале педагогических идей» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами своими впечатлениям о моем участии в муниципальном фестивале педагогических идей,.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Сценарий ярмарки педагогических идейСценарий ярмарки педагогических идей Сценарий ярмарки педагогических идей. Под музыку заходят «ряженые» ведущие Ведущий 1: Добрый день, честной народ! В гости ярмарка идет.

Ярмарка-выставка педагогических инновацийЯрмарка-выставка педагогических инноваций Уважаемые коллеги, 17 марта 2017 года в нашем городе Губаха состояласькраевая Ярмарка-выставка педагогических инноваций ДО,на которой присутствовали.

Консультация для родителей старших дошкольников «Эмоциональная сфера»Консультация для родителей старших дошкольников «Эмоциональная сфера» Многие родители ошибаются, думая, что главное при подготовке к школе является интеллектуальная область, а значит, на нее и нужно обращать.

Минутки самомассажа на индивидуальных психолого-педагогических занятиях с детьми старшего дошкольного возрастаМинутки самомассажа на индивидуальных психолого-педагогических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста Самомассаж кистей и пальцев рук – активное механическое воздействие на нервные окончания с целью устранения усталости, улучшения кровообращения,.

Оценочный лист для проведения процедуры Всоко по вопросу создания психолого-педагогических условий в ДОУ Дата___ Шкала оценивания: Соответствует – 2 балла Частично соответствует – 1 балл Не соответствует – 0 баллов 1. Взаимодействие.

Эффективность педагогических воздействий Динамика показателей освоения воспитанниками образовательных программ по итогам мониторинга Разновозрастная группа 2016-2017г МОУ СОШ №2.

Эмоциональная регуляция методом куклотерапии в клубе педагогов-психологовЭмоциональная регуляция методом куклотерапии в клубе педагогов-психологов Эмоциональная регуляция методом куклотерапии в клубе педагогов - психологов «Берегиня» Состав клуба педагогов - психологов «Берегиня».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Эмоциональная устойчивость» в психолого-педагогических исследованиях
Опубликовано: 14 января 2024 в 14:30
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Эмоциональная устойчивость» в психолого-педагогических исследованиях» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Колесникова (УИ 677255) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД