Юлия Колесникова
«Эмоциональная устойчивость» в психолого-педагогических исследованиях
▼ Скачать + Заказать документы
«Эмоциональная устойчивость» в психолого-педагогических исследованиях.
Появление первых теорий эмоций связано с Древней Грецией.
Раскрывая сущность феномена «эмоции» с психологической точки зрения, отметим, что они являются одним из видов познавательных процессов, отличающихся взаимосвязанность с инстинктами, потребностями и мотивами человека, проявлением которых выступает страх, радость, т. е. многообразие переживаний.
Публикация «„Эмоциональная устойчивость“ в психолого-педагогических исследованиях» размещена в разделах
Эмоции оказывают помощь в приспособлении организма к окружающей среде, а также обратной реакции на воздействие из вне.
В психологических исследованиях эмоции являются показателем значимости происходящего для индивида.
Проблеме изучения эмоциональной жизни детей в дошкольный период, где раскрыто появление детских эмоций в процессе совместной деятельности, игры, практической деятельности в ДОУ и семье и др., посвящены труды Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Д. Кошелевой и др.
Понятие «эмоциональная устойчивость», по мнению Л. А. Аболина, является способностью человека к осуществлению деятельности в сложной эмоциональной обстановке без отрицательного влияния на здоровье.
Таким и образом, основным критерием эмоциональной устойчивости является эффективность деятельности в сложной ситуации.
В психологии принято выделять четыре подхода к пониманию эмоциональной устойчивости. Согласно первому подходу, она неразрывно связывается с проявлением воли, умением к управлению своим эмоциональным состоянием в деятельности. При этом эмоциональная устойчивость, с одной стороны, рассматривается невосприимчивостью к факторам, отрицательно воздействующим, контролирующим отрицательные эмоции, что содействует успешному совершению действий. С другой стороны, рассматривается способностью человека к преодолению эмоционального возбуждения в процессе выполнения деятельности.
Сущность второго подхода состоит в том, что эмоциональную устойчивость рассматривают интегративным свойством личности, которое характеризуется как взаимодействие «эмоциональной, волевой, интеллектуальной и мотивационной составляющей психической деятельности человека», успешно осуществляемое деятельность в сложной эмоциональной ситуации. Однако, нельзя не учитывать, что на успех выполненных действий также оказывают влияние личностные качества человека и имеющийся жизненный опыт.
Согласно третьему подходу, эмоциональная устойчивость основывается на единстве потенциалов нервной системы, темперамента и информационных характеристиках свойств личности (теории самоорганизации).
В основе четвертого подхода лежит проявление эмоциональной устойчивости в различных сложных ситуациях.
Показатели эмоциональной устойчивости : умение воспринимать обстановку, анализировать, оценивать, принимать решения, последовательно и безошибочно выполнять действия, а также поведенческими реакциями, громкостью, тембром, темпом, выразительностью речи, грамматическим строем, выражением лица, взглядом, мимикой, пантомимикой и пр. Предпосылками эмоциональной устойчивости являются эмоции, чувства, переживания, динамики психики.
Эмоциональную устойчивость подразделяется на общую, которая определена функциональными и психофизиологическими возрастными особенностями, а именно созреванием нервной системы и т. д., и ситуативную, которая определена индивидуальными психологическими особенностями, в частности содержанием эмоционального опыта и др.
Выделяют четыре уровня эмоциональной устойчивости : для первого (ситуативного) характерно желание удовлетворения примитивных потребностей (в еде, тепле и др.); для второго (неустойчивого) свойственны потребности, которые имеют узко личностное назначение; для третьего характерна устойчивость, которая позволяет выйти из зоны личностных потребностей; для четвертого (высшего уровня) характерна направленность, связанная с согласованностью собственных личных интересов с целями коллектива.
Вместе с понятием «эмоциональная устойчивость» следует рассмотреть термин «эмоциональная неустойчивость», которая проявляется в пассивном поведении, желанием оправдать свою деятельность внешними обстоятельствами. Были выделены два уровня «эмоциональной неустойчивости» : первый уровень характеризуется низким уровнем саморегуляции, результатом ситуативности; второй уровень характеризуется несформированностью содержательной стороны отдаленной ориентации.
На развитие эмоциональной устойчивости оказывают влияние внешние и внутренние условия. Внешним условием, которое влияет на развитие эмоциональной устойчивости личности, является среда, которая, является заполненным пространственно-предметным, природным и социальным окружением человека, где затормаживает рост и развитие личности неблагоприятное окружение.
Внутренние условия, которые оказывают влияние на развитие эмоциональной устойчивости личности, связываются с силой нервной системы, лабильностью и подвижностью нервных процессов, уровнем тревожности, уровнем общительности, волевым самоконтролем, эмоциональной возбудимостью.