Светлана Зонова
Конспект занятия «Эмоции, речь, движение. Щи да каша — пища наша»
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАНЯТИЕ №12 «ЩИ ДА КАША - ПИЩА НАША»
(по мотивам русской народной сказки «Крылатый,
мохнатый да масляный»). Продукты
Оборудование: предметные картинки с изображением продуктов, кастрюля.
Логопед: Жил-был Воробей крылатый. Умел он везде еду добывать: в поле – зерна, в лесу – грибы да ягоды, в огороде – бобы да горох.
1. Чистоговорка с пением «Воробьиное купание» Слова Левина
Музыка О. Боромыковой
Цель: Создание положительного эмоционального настроя, учить петь согласно характеру музыки, дифференциация звуков Р-Л.
Публикация «Конспект занятия „Эмоции, речь, движение, Щи да каша — пища наша“» размещена в разделах
- Каша, крупы. Все о кашах для детей
- Каша. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Продукты питания
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
На рябине воробей А за ним его друзья -
Уговаривал друзей: Два веселых воробья.
«Что-то жарко стало, братцы, И прыг, и скок,
Хорошо бы искупаться». И бултых в песок.
И прыг, и скок,
И бултых в песок.
Логопед: Зерна, грибы и бобы он искал, а вот приготовить из них ничего не мог. А рядом жил Мышонок мохнатый. Умел он дрова заготавливать: пилил, рубил, на щепу делил.
2. Упражнение «Пильщики» Муз. О. Боромыковой.
Цель: Учить сочетать движения и речь под музыку, вырабатывать темп и ритм речи, развивать боковые мышцы рук.
Запилила пила.
Зажужжала, как пчела,
Отпилила кусок,
Наскочила на сучок,
Лопнула и встала.
Начинай сначала.
Логопед: Дрова-то он заготавливал, а вот еду готовить не мог. Недалеко от Мышонка жил Блин масляный.
3. Массаж пальцев «Блины» Смотри занятие №7
Логопед; Славился он на всю округу тем, что бутерброды вкусные умел делать. А вы, ребята, знаете, что такое бутерброд?
Логопед читает стихотворение «Бутерброд». Авторское.
Скажи, дружок, какой народ
Придумал слово бутерброд?
Масло мы на хлеб намажем,
По-немецки слово скажем:
Бутер – масло, хлеб – брод,
Получился бутерброд.
Ну что, дружок, какой народ
Придумал слово бутерброд?
Логопед: А еще Блин масляный умел готовить вкусные щи.
4. Пальчиковая гимнастика под музыку «Щи-талочка» Слова М. Бородицкой
Музыка М. Гоголевой (смотри занятие №1)
Логопед: Но вкуснее всего у него получалась каша.
5. Песня с движениями «Кастрюля-хитрюля». Е. Поплянова.
Кастрюля-хитрюля Водят указательным пальцем одной
Нам кашки сварила, руки по ладони другой;
Нам кашки сварила,
Платочком накрыла, поднимают руки к плечам раскрыв ладони,
Платочком накрыла и опускают их вперед («накрывают
платком») - 2 раза
И ждет нас, пождет, Ставят руки «полочкой», слегка
И ждет нас, пождет, поднимая и опуская локти по очереди.
(Пых-пых) Поднимают и опускают «полочку» два
раза.
И ждет нас, пождет, Повторяют движения 7-й и 8-й строчек.
(Пых-пых,
И ждет, кто же первым Держат руки «полочкой».
Придет? Вытягивают руки перед собой.
Пых-пых! Пых-пых! Ритмично поднимают и опускают
Пых-пых! Пых-пых! «полочку».
Пых-пых!
Пш-ш-ш… Прикладывают кулачок одной руки к
Н. Пикулева ладони другой и поднимают его вверх
(«поднимают крышку с кастрюли»)
Логопед: А вы, ребята, знаете из каких продуктов готовят кашу? Давайте поиграем.
6. Дидактическая игра «Наша каша».
Цель: расширить активный словарный запас по теме «Продукты», развивать внимание, ориентировку в пространстве.
Ход игры: на ковре разложены предметные картинки с изображением продуктов. Дети ходят по залу под спокойную музыку в разных направлениях. Когда музыка обрывается, дети складывают в кастрюлю только те продукты, из которых можно приготовить кашу.
В конце игры дети произносят, загибая пальцы:
Молоко – раз,
Сахар – два,
Соль – три,
Крупа – четыре,
Ничего не позабыли?
Чтобы каша была повкусней,
Клади маслица побольше, не жалей.
Логопед: готовить-то Блин масляный умел, а вот продукты добывать и огонь разводить не научился.
Вот однажды собрались Воробей, Мышонок и Блин и решили жить вместе. Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. Сядут за стол - не нахвалятся.
Воробей говорит:
- Эх! Щи так щи, боярские щи, как хороши да жирны!
А Блин ему:
- А я Блин масляный, окунусь в горшок да вылезу – вот щи и жирные.
А Воробей кашу ест, похваливает:
- Ай! Каша, ну и каша – горазд горяча!
- А Мышь ему:
- А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю – хорошо в печи огонь горит – вот каша и горяча.
- Да и я, - говорит Воробей, - не промах: соберу грибов, натащу бобов – вот вы и сыты!
Дети «пробуют» щи да кашу, круговым движением правой руки гладят себя по животикам, выражая эмоциональное состояние удовольствия.
Логопед: Так они и жили, друг друга хвалили, себя не обижали, сытно ели да приговаривали: «Щи да каша – пища наша»
7. Упражнение на развитие интонационной выразительности речи.
Дети произносят поговорку «Щи да каша – пища наша» с различной интонацией: гордости, недовольства, удовольствия и т. д.
Логопед: Только раз призадумался Воробей:
- Я целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как работают? С утра на печи лежат, а только к вечеру за обед берутся. А я с утра до ночи на охоте – на тяжкой работе. Не бывать больше этому!
Дети изображают сердитого воробья, топают ножками, руками машут, кричат: «Завтра же работу поменяем!» На другой день утром Блин пошел на охоту, Воробей – дрова рубить, а Мышонок – обед варить.
Вот катится Блин по дорожке и поет.
8. Пальчиковая гимнастика «Прыг-скок»
Прыг-скок, прыг-скок, ритмично ударяют указательными пальцами
по бедрам;
Я – масляный бок, проводят обеими руками по боковой части
туловища;
На сметане мешан, «мешают» правой рукой;
На маслице жарен! ладонь правой руки поворачивается вверх-
вниз;
Прыг-скок, прыг-скок, повторяют движения;
Я – масляный бок.
Логопед: Услыхала песенку Лиса
9. Ритмическое упражнение «Лиса». Слова И. Лопухиной (смотри занятие №7)
Логопед: Говорит Лиса :
- Ой, Блинок, какую хорошую песенку ты поешь! Блин запрыгал от радости, а Лиса, как прыгнет, как фыркнет да как ухватит за масляный бок – ам!
Дети изображают злую лисицу.
Логопед: Блин кричал, бился, еле от Лисы вырвался. Бок в зубах оставил, - домой прибежал.
10. Динамическое упражнение «Бег». (смотри занятие №5)
Логопед: А дома-то что делается! Стала Мышка щи варить: что ни положит, а щи все не жирны. Решила она, как Блин, в горшок со щами нырнуть. Обварилась, ошпарилась, слезы льет.
11. Упражнение на выражение эмоций «Боль». (смотри занятие № 5, п. 12)
Логопед: А воробей дрова возил: навозил, натаскал да давай клевать, на мелкие щепки ломать. Клюв на сторону своротил, Сидит, слезы льет. А как увидели Воробей и Мышонок, что у Блина полбока съедено, еще пуще заплакали. Всем пришлось несладко.
12. Этюд на выражение подавленного эмоционального состояния «Кислые стихи» Слова Э. Мошковской.
Дети передают эмоциональное состояние согласно тексту:
Встало солнце кислое,
Смотрит – небо скисло,
В кислом небе кислое
Облако повисло…
И спешат несчастные
Кислые прохожие
И едят ужасно
Кислое мороженое…
Даже сахар кислый!
Скисло все варенье!
Потому что кислое
Было настроение.
Логопед: Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет. Стыдно стало Воробью (дети передают эмоциональное состояние вины, но делать нечего, поплакали, погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому.
13. Игра «Как живешь?» Н. Пикулева.
Цель: развивать язык жеста, ритмическую сторону речи, учить сочетать жест с речью.
Ход игры. На каждый вопрос логопеда дети отвечают дружным хором: «Вот так!», показывая жестом нужные действия. Игра идет в быстром темпе, и действие не «высовывается» за счет раз-два, который здесь заменяет восклицание «Вот так!»
- Как живешь? – Вот так! С настроением показать большой палец.
- А плывешь? – Вот так! «плывут» любым стилем;
- Как бежишь? – Вот так! Бег на месте;
- Вдаль глядишь? – Вот так! Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам
- Ждешь обед? – Вот так! Поза ожидания: подпереть щеку рукой;
- Машешь вслед? – Вот так! Жест понятен;
- Утром спишь? – Вот так! Руки под щеку;
- А шалишь? Надуть щеки и хлопнуть по ним кулачками
( тут уже никак не скажешь: «Вот так!»)
Логопед: так и живут, друг друга хвалят, каждый свое дело делает, сытно едят да радостно приговаривают: «Щи да каша – пища наша».