Марина Черкашина
Экспериментальная деятельность учителя-логопеда с детьми с речевой патологией в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная деятельность учителя-логопеда с детьми с речевой патологией в ДОУ
Дошкольное детство - период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Вместе с тем это время, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов.
В последнее время увеличивается количество детей с различными отклонениями в развитии, в том числе и речевом. У таких детей ведущими неблагоприятными факторами оказываются низкий уровень любознательности, плохая восприимчивость нового.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
В. А. Сухомлинский подчёркивал, что «ребёнок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира». Коллектив педагогов МБДОУ Белоярский детский сад «Буратино» на практике убедился в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника.
Учителя-логопеды нашего детского сада с целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми используют экспериментальную деятельность со словом в трё х основных формах: занятие; совместная деятельность учителя-логопеда, воспитателей, родителей с детьми; самостоятельная деятельность детей, которая направлена на исправление дефектного звукопроизношения, развития мыслительной деятельности и связной речи.
Этапы экспериментальной работы :
1. Предварительная работа: ввести детей в проблемную ситуацию, доступную по имеющему у них опыту; формировать устойчивый интерес к экспериментальной деятельности; определить круг актуальных и посильных задач.
Проводится беседа с детьми «Моя экспериментальная деятельность». Подбираются увлекательные экспериментальные задания со словом для детей с речевой патологией. Создаётся необходимая развивающая среда в группе. Оформляется и оснащается уголок экспериментирования разнообразным материалом и индивидуальными карточками, заводятся индивидуальные тетради - каждому ребёнку. Проводятся консультации, семинары-практикумы для воспитателей, родителей (предлагаются памятки, как лучше организовать экспериментальную деятельность с детьми дома. [2, с. ]
2. Исследовательский: формировать знания, умения, навыки в частности при решении проблем с помощью взрослого и самостоятельно.
Проводятся комплексные занятия с элементами экспериментирования в зависимости от этапа работы. Они содержат как исследовательский, так и игровой компоненты и осуществляют постепенный переход от игр-забав к учебно-познавательной деятельности. Дети знакомятся с разными заданиями и упражнениями. Дошкольники могут не просто учиться, а практиковать, экспериментировать, добывая знания. [2, с. ]
3. Заключительный: получить те результаты, которые были заранее определены взрослым.
Закрепляется последовательность действий, фиксируются этапы и результаты графически, делается вывод. Оформляется фотоальбом «Мы экспериментаторы слова»; устраиваются выставки «Детских достижений». [2, с. ]
С помощью экспериментальной деятельности можно успешно включить родителей в жизнь их детей в детском саду, сделать своими помощниками, единомышленниками в коррекционно-развивающем процессе.
У каждого ребёнка есть своя индивидуальная тетрадь. В ней учитель-логопед заранее расписывает задание, которое подбирается с учётом возраста, интереса и способностей каждого ребёнка. Их дети вместе с родителями выполняют, оформляя дома.
В уголке экспериментирования дети могут самостоятельно выполнять практические задания, экспериментировать, обсуждать результаты друг с другом, воспитателями и родителями, фиксировать их на карточках или в индивидуальных тетрадях. Самые интересные моменты фотографируются и помещаются в фотоальбоме. [1]
Материалы в уголке экспериментирования, распределяются по разделам: «Кроссворды», «Ребусы», «Развивающие игры», «Изографы», «Индивидуальные карточки».
Итогом работы являются результаты проведённой диагностики, которая показывает уровень овладения детьми экспериментальной деятельностью, эффективность сотрудничества учителя - логопеда и родителей по коррекции речевого развития детей и подготовки их к школе. Экспериментальная деятельность со словом учителя – логопеда с детьми с речевой патологией в ДОУ не является завершенной, она требует дальнейшего совершенствования, т. к. есть динамика и достигнуты позитивные результаты.
Список литературы:
1. Кирьянова Р. А. Новые подходы к организации и содержанию логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении/Логопед в детском саду. №1,2005г.
2. Миккоева Н. В. Возможности использования экспериментирования в подготовке к школе детей с ОНР/Логопед сегодня. №4,2009г.
3. Смирнова О. Опыт реализации проектной модели/Дошкольное воспитание. №8, 2007г.