ЕЛЕНА ГОЛЯЙКИНА
Что нужно знать родителям о диагнозах у ребенка с речевой патологией
▼ Скачать +Заказ
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О ДИАГНОЗАХ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ПОСТАВЛЕНЫ РЕБЕНКУ С РЕЧЕВОЙ
ПАТОЛОГИЕЙ[
/b][/b]
Публикация «Что нужно знать родителям о диагнозах у ребенка с речевой патологией» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Что должен знать и уметь ребенок. Консультации для родителей
- Темочки
Итак, вашего ребенка обследовали логопед, невролог, психолог, по назначению невролога были проведены все необходимые исследования, и на этом основании малышу был поставлен диагноз. Какие диагнозы могут быть поставлены ребенку с речевой патологией и что вы должны знать о них?
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков. К этой категории относят детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.
Специалисты выделяют несколько групп детей с данным диагнозом.
1. Дети, у которых возникают затруднения только в различении нарушенных в произношении звуков.
Например, ребенок не умеет произносит звук [р'] и поэтому произносит слова Марина и малина одинаково—малина. Если предложить такому ребенку поднять красный шар, когда он услышит слово Марина, и синий шар, когда он услышит слово малина, он растеряется и задание не выполнит, потому что эти слова звучат для него одинаково.
2. Дети, у которых нарушено различение большого количества звуков из разных групп.
Например, ребенок будет допускать множественные ошибки при различении звуков [с] и [ш], [з] и [ж], [р] и [л] в парах слов, если вы предложите ему поднимать флажок желтого цвета на один из пары звуков и зеленого на другой из пары звуков: Мишка – миска, кашка – каска, ложки – рожки, рак – лак, малина – Марина и т. д.
3. Дети с глубоким фонематическим недоразвитием, которые вообще не различают отношения между звуковыми элементами, не способны выделить звуки из состава слова и определить их последовательность.
Например, такой ребенок не определит на слух, сколько звуков в словах дом, стол, марка. Для него крайне сложным будет задание выделить из ряда слов те слова, в которых есть звук [р]: забор, стол, диван, кровать, стул, раскладушка. Он не сможет по порядку назвать звуки в слове кот — [к], [о], [т].
Речь ребенка с ФФНР характеризуется множественными заменами, пропусками, искажениями звуков. Иногда ребенок может произносить неправильно 15—20 звуков.
Нарушение воспроизведения звуков у ребенка с такой патологией связано с недостаточным различением как тех звуков, произношение которых нарушено, так и тех, которые произносятся правильно, но относятся к разным фонетическим группам. Наряду с этим у ребенка отмечаются ошибки в слоговой структуре и звуконаполняемости слов: пувица (пуговица, кода (сковорода, нига (книга, мот (мост).
В ходе коррекционных занятий логопед учит таких детей узнавать и различать звуки родного языка, формирует их правильное произношение, закрепляет правильное произношение и различение звуков в речи, что помогает в дальнейшем избежать стойких ошибок при овладении письменной речью. Родителям необходимо закреплять навыки, сформированные логопедом у их ребенка, в домашних занятиях.
Задержка развития речи (ЗРР) характеризуется более медленными по сравнению с нормой темпами усвоения родного языка. Причем отставание равномерно в формировании всех компонентов речи: ребенок не только неправильно произносит большинство согласных звуков, но и не усваивает грамматические категории, не овладевает связной речью. Некоторые ученые считают задержку речевого развития проблемой более психологической, чем логопедической, так как именно психология рассматривает вопросы задержки развития психических функций.
Причины задержки речевого развития разнообразны: проблемы в развитии слухового, зрительного восприятия, интеллектуальная недостаточность, наследственный тип позднего развития речи. Среди причин задержки речевого развития следует также отметить соматическую ослабленность, болезненность ребенка, из-за которой задерживается формирование всех психических функций, и социальные причины, а именно отсутствие адекватных условий для развития речи малыша. В условиях гиперопеки речевая функция часто остается невостребованной, так как окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания. Зачем кроха будет говорить, если вы опережаете все его желания?
Как правило, в неблагополучных семьях, где у взрослых нет ни времени, ни желания общаться с детьми, их речевое развитие также задерживается.
В настоящее время детей с задержкой речевого развития не оставляют без логопедической помощи. Если вашему ребенку поставлен этот диагноз и он направлен в логопедическую группу, помните, что домашние занятия с малышом остаются немаловажными. Необходимо стимулировать любые проявления активности крохи, радоваться каждому произнесенному им звуку. Используйте различные дидактические игры (составление целого из частей — разрезные картинки, кубики с картинками, пазлы, игрушки-собирайки, сортеры, игрушки-вкладыши, пирамидки, матрешки, и т. д., продуктивную деятельность (совместное рисование, лепку, изготовление аппликаций для украшения детской комнаты и т. п., общение в быту. Следуйте советам, которые дадут вам специалисты после проведенных исследований, не отказывайтесь от медикаментозного лечения.
Общее недоразвитие речи (ОНР) считается тяжелым нарушением речи и рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у ребенка нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Речевая недостаточность при ОНР неоднородна: от полного отсутствия речи до развернутой фразовой речи с элементами недоразвития отдельных языковых компонентов. Специалисты выделяют четыре уровня речевого развития при ОНР.
При I уровне речевого развития речевые средства у ребенка крайне ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукокомплексов (ись — киска, ака — собака, нини — штаны). В активной речи могут быть фразы из двух лепетных слов, не оформленные грамматически («Ись иди» — «Киска сидит»). Характерна многозначность употребляемых слов (ись — киска, мишка, мышка). При этом возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. Например, слово пи (часть глагола пить) может обозначать чашку, воду, сок, молоко. И наоборот, слово дей (дверь) может обозначать глаголы открыть, закрыть. Ребенок с первым уровнем речевого развития общается, широко используя жесты и мимику. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен, то есть ребенок больше понимает, чем говорит, но утверждение родителей о том, что ребенок не говорит, но понимает абсолютно все, несостоятельно. Для детей представляет трудность выполнение заданий, связанных с пониманием категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Например, на просьбу логопеда дать ему несколько палочек, а одну палочку положить на стол, ребенок дает несколько палочек педагогу, а остальные кладет на стол. Рассматривая картинки, предложенные логопедом, и получив его задание показать, про кого можно сказать летит, а про кого — летят, ребенок теряется и показывает обе картинки. Произношение звуков у ребенка с первым уровнем речевого развития при ОНР крайне несовершенно. Как правило, нарушено произношение всех сложных согласных звуков: [с], [з], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [р], [л], [р'], [л'], причем в разных ситуациях каждый из этих звуков произносится по-разному. Возможно смягчение почти всех согласных звуков. Иногда в речи ребенка с этим диагнозом практически отсутствуют звонкие согласные звуки: [б], [в], [г], [д], [ж], [з].
При переходе ко II уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Ребенок уже использует не только глаголы и существительные, но и другие части речи (прилагательные хороший, плохой, большой, маленький, красный, наречия хорошо, плохо, вкусно, далеко, близко, союзы и, а, но, но глаголы и существительные по-прежнему составляют основную часть лексики, и словарный запас по-прежнему значительно ниже нормы. Если в речи ребенка с первым уровнем речевого развития преобладают двусложные слова, то ребенок со вторым уровнем может использовать трех- и даже четырехсложные слова (асина — машина, ибуяська — Чебурашка, при этом нарушая их звуконаполняемость и слоговую структуру. В речи простые предложения из двух- трех-четырех слов («Азя тоит а тое» — «Ваза стоит на столе»). Отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических конструкций: пропуск предлогов (ябоки тое — яблоки на столе, отсутствие согласования прилагательных с существительными (касий сяпка — красная шапка, смешение падежных форм (ем оська — ем ложкой). Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя по-прежнему нельзя сказать, что ребенок понимает все, о чем ему говорят. Фонетическая (звуковая) сторона речи тоже по-прежнему характеризуется многочисленными искажениями звуков.
III уровень речевого развития при общем недоразвитии речи характеризуется наличием развернутой фразовой речи с некоторыми элементами недоразвития языковых компонентов. Дети используют распространенные предложения, а не только короткие фразы, состоящие из двух-трех слов. Лексика таких детей включает практически все части речи: существительные, глаголы, при-лагательные, наречия, предлоги, союзы. Наблюдается неточное употребление многих слов (куська — чашка, стакан; штаны — брюки, шорты). Появляются первые навыки словообразования (стоик—столик, пишей — пришел, но дети не могут образовывать прилагательные от существительных (сок из яблок — яблокиный, крыша из соломы — соломовая). Недостатки произношения выражаются в смешении, замене и искажении звуков, причем замены могут быть нестойкими, то есть в некоторых словах ребенок будет произносить звук правильно, а в некоторых будет искажать. Ребенок может повторять в отраженной речи достаточно длинные слова (водопроводчик, велосипедист, милиционер, но искажает их в речи («Мисанел едет а моцикле. Воповотик тинит воповот»). Понимание речи у детей с этим диагнозом приближается к норме, то есть ребенок понимает практически все, о чем ему говорят.
У детей с IV уровнем речевого развития нет грубых нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно четкое различение звуков. Например, ребенок произносит типленок вместо цыпленок, шавель вместо щавель и т. п. У ребенка недостаточно внятная дикция, вялая артикуляция, «каша во рту», как говорят неврологи. В речи встречаются ошибки, проявляющиеся в замене слов, близких по значению («Мальчик чистит метлой двор» вместо «Мальчик подметает метлой двор», в смешении признаков (большой дом вместо высокий дом).
Значительные трудности у детей вызывает образование слов с помощью суффиксов (домуща вместо домище, гнездко вместо гнездышко, чайка вместо чаинка). У детей отмечаются стойкие трудности в образовании сложных слов (пчельник вместо пчеловод).
Дети испытывают трудности в понимании и употреблении фраз с переносным значением. Например, румяный как яблоко ребенок понимает, как много съел яблок.
В грамматическом оформлении речи данной категории детей тоже отмечаются отдельные ошибки: «Дети увидели медведев, воронов. Я раскрашиваю шарик красным фломастером и красным ручкой».
И все-таки речевые ошибки у детей, которых можно отнести к четвертому уровню речевого развития при ОНР, встречаются в незначительных количествах и носят непостоянный характер. Причем если предложить детям сравнить правильный и неправильный ответы, то будет сделан правильный вывод.
Как правило, детей с ОНР направляют в логопедические группы на 1—3 года. В группе с ребенком проводят коррекционно-развивающие занятия логопед, психолог. При необходимости назначается лечение у невропатолога. Но в любом случае родители должны понимать, что переложить свои проблемы, проблемы своего ребенка на плечи специалистов они не могут. Домашние занятия с ребенком с использованием рекомендаций специалистов крайне необходимы.
Дизартрия возникает в результате органического поражения центральной нервной системы, головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка и проявляется в нарушении произносительной стороны речи. Основными клиническими признаками дизартрии являются нарушение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений (движений органов речи, нарушение голосообразования и дыхания. Речевое развитие детей с дизартрией протекает своеобразно. Грубые нарушения звукопроизношения приво-дят к недостаточному накоплению активного словаря и отклонениям в формировании и развитии грамматического строя речи. Из-за трудностей произношения дети не могут использовать многие известные им слова в активной речи. В грамматическом строе речи дизартриков можно выделить такие специфические ошибки, как пропуск предлогов (мять толом — мяч под столом, недоговаривание окончаний (зёни сяй — зеленый шар, что тоже связано с трудностями произношения многих звуков.
В дошкольные учреждения с логопедическими группами чаще всего поступают дети со стертой дизартрией.
Следует учитывать, что в физическом статусе этих детей отмечаются общая физическая слабость, двигательная недостаточность, проявляющаяся в нарушениях равновесия и координации движений. В вегетативной нервной системе изменения проявляются в цианичности (посинении) языка, повышенной саливации (слюноотделении, которые ярко проявляются при речевой нагрузке, то есть чем больше ребенок говорит, тем ярче проявляются эти изменения.
В психологическом статусе возможны нарушения эмоционально-волевой сферы, которые проявляются в пугливости, повышенной возбудимости ребенка, чрезмерной чувствительности ко всем раздражителям или, наоборот, в вялости, пассивности, безынициативности, двигательной заторможенности. Для дизартриков характерны повышенная утомляемость, низкая работоспособность, неустойчивое, рассеянное внимание, трудности в переключении, ослабленная память.
При дизартрии необходимым является сочетание лечения и коррекционного воздействия. Лечение назначается невропатологом после проведения необходимых исследований, оно может быть как медикаментозным, так и немедикаментозным. Немедикаментозное лечение предполагает проведение общего, точечного и артикуляционного массажа, артикуляционной гимнастики, лечебной физкультуры, физиотерапевтических процедур, логопедической ритмики. Коррекционная работа должна проводиться систематически при тесном взаимодействии логопеда, психолога, родителей ребенка, специалистов-медиков, участвующих в лечении ребенка.
Алалия — это системное недоразвитие речи, в основе которого лежат трудности усвоения языка. Это органическое нарушение центрального характера, при котором происходит запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Алалию вызывают органические поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном развитии плода или раннем периоде развития ребенка. Последние исследования доказывают, что при алалии имеют место множественные повреждения коры головного мозга обоих полушарий. Некоторые ученые отмечают ведущую роль в возникновении алалии родовых черепно-мозговых травм и асфиксии (кислородного голодания) новорожденных. Причем в большинстве случаев родовые травмы и асфиксия являются следствием внутриутробной патологии, вызывающей хроническое кислородное голодание (внутриутробную гипоксию). К возникновению алалии могут привести также внутриутробные энцефалиты, менингиты, интоксикации плода, внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга, болезни раннего детства с осложнениями на мозг. Некоторые западные исследователи подчеркивают роль наследственности, семейной предрасположенности к алалии.
Нельзя считать алалию просто временной задержкой речевого развития. При этом нарушении весь процесс становления речи протекает в условиях патологического состояния центральной нервной системы. Речь ребенка, возникающая с опозданием, формируется в последующем на патологической основе. В современной логопедии принято говорить о моторной и сенсорной алалии.
При моторной алалии отмечаются позднее речевое развитие, медленное накопление словаря, нарушение слоговой структуры слова, позднее формирование фразовой речи, недостаточное или полное отсутствие коммуникативной функции речи (желания общаться с помощью речи). Если говорить о неречевой симптоматике моторной алалии, то следует отметить недоразвитие многих высших психических функций (памяти, внимания, мышления). Особенно у ребенка с алалией страдает память на слова, фразы, тексты; неустойчивость внимания и восприятия. Дети как бы скользят взглядом по предметам, объектам, картинкам, не улавливая существенных деталей. Многие исследователи сходятся на том, что интеллект у них вторично изменен в связи с состоянием речи, и можно говорить о вторичной задержке умственного развития. Следует отметить примитивизм, конкретность мышления детей с моторной алалией. Интеллектуальная недостаточность усугубляется повышенной утомляемостью, снижением внимания, памяти, работоспособности. Обязательно следует отметить общую моторную неловкость детей с моторной алалией, неуклюжесть, раскоординированность, заторможенность или расторможенность движений. Особенно страдает мелкая моторика пальцев. Малыш с трудом овладевает навыками самообслуживания, долго держит ложку и карандаш в кулачке, не может застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки.
При сенсорной алалии первично нарушение понимания речи, что приводит к затруднениям в формировании экспрессивной (активной) речи. У детей с сенсорной алалией не формируется связь между словом и обозначаемым им предметом. Некоторые дети с сенсорной алалией совсем не понимают речи окружающих, относятся к ней как к шуму, не реагируют даже на собственное имя, не различают звуки речи и неречевые шумы. Другие понимают отдельные обиходные слова, но теряют их на фоне развернутого высказывания. У отдельных детей, наоборот, понимание изолированных слов затруднено более, чем понимание фраз. В ряде случаев дети понимают обращенную к ним фразу только после неоднократного повторения. Дети с сенсорной алалией широко используют жесты и мимику, игру сопровождают модулированным лепетом, четко реагируют на изменение интонации обращающегося к ним человека, не понимая при этом смысла фраз. При правильно организованном обучении дети с сенсорной алалией начинают понимать ситуативную речь. При наличии собственной речи они говорят легко, плавно, не задумываясь над подбором слов, не замечая ошибок в собственной речи. У безречевых детей с сенсорной алалией часто отмечается двигательное беспокойство, дети хаотичны в деятельности. Можно говорить о нарушениях личности, разнообразных трудностях поведения, импульсивности, вторичной задержке умственного развития.
Дети с алалией нуждаются в лечении у психоневролога, занятиях с логопедом и психологом. Как правило, дети с этим диагнозом направляются в логопедические группы на три-четыре года, потому что только за этот срок им может быть оказана коррекционная помощь в полном объеме. Этим детям необходимы и ежедневные занятия с родителями в соответствии с рекомендациями специалистов.
Ринолалия (гнусавость) — это нарушение тембра голоса и произношения всех звуков речи, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (расщелинами нёба, рубцовыми изменениями, парезами (частичными параличами) и параличами мягкого нёба).
Специалисты выделяют две формы ринолалии — открытую и закрытую.
При открытой форме ринолалии все ротовые звуки приобретают носовой оттенок. Особенно изменяется тембр гласных звуков [и], [у]. При произнесении шипящих звуков [ш] и [ж] прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости. Звуки [п], [б], [д], [т], [к], [г] звучат неясно. Речь ребенка с открытой формой ринолалии неразборчива, монотонна.
При закрытой форме ринолалии понижен физиологический носовой резонанс, страдает прежде всего произношение звуков [м], [м'], [н], [н'].
В возникновении ринолалии играют роль как генетические, так и внешние нарушения в раннем периоде внутриутробного развития ребенка, а также биологические (грипп, паротит, краснуха, токсоплазмоз) и химические (действие лекарственных препаратов, ядовитых веществ, кислот) факторы, эндокринные заболевания, психические травмы, употребление алкоголя и наркотиков, курение матери.
Ребенку с ринолалией необходимо длительное согласованное лечение у хирурга и ортодонта, систематические и длительные коррекционные занятия с логопедом. Иногда ему нужна помощь и других специалистов: стоматолога, оториноларинголога, невропатолога. При необходимости операции на нёбе (хейлопластика) осуществляются до 6 лет, работа по устранению остаточных дефектов — до 16 лет.
Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Судороги являются основным внешним симптомом заикания. Механизмы возникновения заикания неоднородны. В одних случаях оно появляется в результате сшибки нервных процессов в коре головного мозга, расстройства темпа речевых движений (голоса, дыхания и артикуляции). В других случаях заикание является результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, возникшего вследствие различных речевых затруднений. Возможно возникновение заикания из-за дисгармоничного развития личности.
В настоящее время выделяют две группы причин, вызывающих возникновение заикания, — предрасполагающие и производящие.
К предрасполагающим причинам относят неврологическую отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие нервную систему, невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность, конституциональную предрасположенность (заболевания вегетативной нервной системы, подверженность психическим травмам, наследственную отягощенность (врожденная слабость речевого аппарата, передающаяся по наследству, поражение головного мозга.
В группе производящих причин выделяют анатомо-физиологические (физические заболевания с энцефалитическими последствиями, травмы и сотрясения головного мозга, заболевания, ослабляющие нервную систему; несовершенство звукопроизносительного аппарата при дислалии и дизартирии, психические и социальные (психическая травма, избалованность, непоследовательное воспитание, хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоциональные переживания, перегруженность детей младшего дошкольного возраста речевым материалом, несоответствующее возрасту усложнение речевого материала, многоязычие, подражание заикающемуся и т. п.) факторы.
Выделяют физиологические и социальные симптомы заикания. К физиологическим относят речевые судороги, нарушения центральной нервной системы, соматическую ослабленность, нарушения общей и речевой моторики. К психологическим — речевые уловки, сопутствующие движения, феномен фиксированности на дефекте, фобии (страхи) и т. п.
В настоящее время для преодоления заикания применяется комплексный метод, включающий в себя ряд медико-педагогических мероприятий:
- терапевтическое лечение (медикаментозное и немедикаментозное, направленное на оздоровление нервной системы и организма в целом;
- психотерапевтическое воздействие;
- коррекционные занятия с логопедом;
- обеспечение благоприятного социального окружения и создание нормальных бытовых условий.