Алёна Александровна
Экспериментальная деятельность по интеллектуальному развитию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение на педагогическом совете по теме:
«Экспериментальная деятельность, направленная на интеллектуальное развитие дошкольников». (Март 2017 г.)
Подготовила: воспитатель МКДОУ д/сад д. Жмурова
Порягина А. А.
Развитие интеллектуальных способностей детей – одна из актуальных проблем современности. Это объясняется возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах жизни.
Публикация «Экспериментальная деятельность по интеллектуальному развитию дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Считается, что интеллект – это знания, которыми обладает человек. Но это определение можно назвать узким, так как интеллект – это еще и умение открывать для себя что-то новое, а затем применять полученное на практике. Развивать эту способность необходимо с раннего возраста.
Одним из эффективных методов работы по интеллектуальному развитию является поисковая деятельность, а именно экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем быстрее и полноценнее развивается ребенок. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим.
Детское экспериментирование прослеживается во всех образовательных областях
(речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие).
Я работаю с детьми младшего возраста и хочу представить свой педагогический опыт по развитию интеллектуального развития детей через художественно-эстетическое развитие с использованием экспериментирования. Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью очень важна для развития детей.
Цитируя Сухомлинского:
«Творчество- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Творчество- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Цель: развитие интереса к экспериментальной деятельности детей в изобразительной деятельности.
Задачи: cоздать условия для экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами;
cпособствовать развитию интереса к различным материалам и желание действовать с ними.
Детское творчество - одна из форм деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других. Особый интерес представляет использование нетрадиционных техник создания изображения, как части творческого экспериментирования. Это связано с тем, что это не требуют хороших технических умений, провоцирует на процесс работы, вызывают интерес к экспериментированию с материалами. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям самостоятельно действовать, быстро достичь желаемого результата.
Для организации познавательно-исследовательской практики детей в изобразительной деятельности я использовала разнообразные игровые упражнения и приемы.
При работе с красками для малышей происходит целое открытие, когда они, опуская кисть с той или иной краской в стаканчик с водой, наблюдают, как вода окрашивается в этот цвет. Причем следует уделить внимание на то, что цвет окрашенной воды светлее самой краски. На данном этапе я предложила детям еще один эксперимент.
В данном эксперименте у детей есть возможность взглянуть на достаточно привычные, простые и знакомые вещи совершенно с другой стороны. Речь идёт о мыльных пузырях, а именно, о рисование с их помощью.
Наверное, нет на свете ни одного ребенка, который бы не любил или же ему просто не нравилось играться с мыльными пузырями. В принципе, их можно считать одним из символов детства. Вряд ли у кого-то из взрослых, а тем более у детей возникала идея, что мыльные пузыри можно применять не только в качестве игры, но, и как один из материалов для рисования.
Рисование красивых рисунков мыльными пузырями – достаточно необычный, но очень интересный вид рисования. Рисование, в общей сложности, имеет огромное количество преимуществ. Самое главное – заинтересовать каждого ребёнка, пробудить его творческую активность.
Экспериментирование может использоваться в различных видах организационной и самостоятельной деятельности дошкольников. Детям нравиться вместе со взрослыми совершать первые открытия, где они учатся, узнают что- то новое. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию.
Из своего личного опыта я делаю вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование в творческой деятельности, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Оно дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует развитию любознательности, интеллектуальных способностей.