Юлия Устюгова
Экспериментальная деятельность в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная деятельность
в подготовительной группе «Мы ветры»
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека. Умение проводить опыты, делать выводы.
Оборудование: вентилятор фен, банка варенья, флюгер, мисочки с водой для
каждого ребенка, веера, кораблики с парусами, материал для изготовление вертушек, сказочный герой Карлсон.
Ход.
Воспитатель: дети, я сегодня пригласила к вам сказочного героя, чтобы он с нами поиграл, но он почему-то долго не идет, а кто он такой отгадайте.
Публикация «Экспериментальная деятельность в ДОУ» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Он дружит с Малышом и обожает варенье. Умеет летать и живет на крыше. Отгадайте, кто это? А вот и он!
Карлсон : привет, ребята, привет! Вы зачем меня позвали? Может у вас тут лишнее варенье или печенье осталось? Может вы конфеты, не любите?
Воспитатель: дорогой Карлсон, банку варенье мы для тебя приготовили и
печеньем угостим. Но сначала расскажи нам, пожалуйста, ветре
Ты ведь высоко летаешь, наверное, с ним встречался.
Карлсон: Да, я только что расстался с ним. Над моей крышей сегодня такой ветер дул, прямо в лицо, еле долетел к вам. А как вы думаете, я сам умею делать ветер? На спине у меня есть замечательная штука…. пропеллер называется. Я моторчик включу, и пропеллер вертится, воздух движется, ветер дует. Так что во время полета меня обдувает приятный легкий ветерок (подходит к вентилятору). А что – это у вас тут такое? Может пропеллер вашей воспитательницы, Наверное, она от вас улетает отдохнуть на крышу, когда вы себя плохо ведете.
Воспитатель: Увы, Карлсон, это не мой пропеллер, и улететь на крышу я не смогу, а иногда так хочется! А это у нас (дети подсказывают). Когда он
работает, возникает ветер. Хочешь включить вентилятор, нажми на кнопку. (Карлсон включает. Дети подносят к вентилятору ленточки из ткани или тонкие бумажные. Что же происходит с ними? Как вы думаете, есть ли сейчас ветер? А сейчас Карлсон нажми на кнопку. (Карлсон выключает вентилятор. Дети подносят полоски). Что же ребята происходит с полосками? (Они перестали двигаться.) Почему? Ребята, а откуда, вдруг у нас тут появился ветер Карлсон, давай с детьми поиграем в игру, ты Карлсон скажешь «Воздух, двигайся, ветер приходи», а дети подскажут мне, что я
должна сделать – включить или выключить вентилятор.
Карлсон: Потом мы прогоним ветер. Я скажу «Воздух стой, ветер уходи!»
А вы, ребята, подскажите, как это сделать (Дети играют в игру.)
Дети, а вы знаете, что я великий изобретатель, (берет вентилятор, ставит на машину, предлагает детям высказать свои предположение, что будет, если включить вентилятор). Машина движется вперед. Вентилятор крутится и толкает воздух назад, но и воздух не остается, он в свою очередь, толкает вентилятор и машина вперед движется. Так движется самолет, шарик воздушный.
Воспитатель: Карлсон мы тоже умеем показывать опыты.
Опыт № 1
(На столах стоят мисочки с водой для каждого ребенка).
Дети у вас в мисочках - свое «море». Придумайте название, какое оно?
(Черное, Белое, Красное, Желтое).
Подкрасьте гуашью. Дети вы - ветры. Подуйте все на воду. Что получается?
(волны, Чем сильнее ветер, тем больше волны. Но во всем надо знать меру,
а то море исчезнет.
Вывод: при помощи ветра на море бывают разные волны.
Опыт№2
Опустите парусные кораблики на воду. Подуйте на паруса, что происходит?
Так и большие парусные кораблики движутся благодаря ветру. А если ветер
Очень сильный начинается буря, и корабль может потерпеть крушение.
Опыт № 3
Как при помощи веера, можно создать ветер? Дети машут на воду и образуют волны. Что такое веер? (это движение воздуха).
Вывод: при помощи ветра на море бывают волны.
Опыт №4
Как мы для себя можем использовать веер?
Помахать веером перед лицом, Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем мы заменили веер в нашей жизни? (вентилятором, кондиционером). (Детям показывается картинки, на экране, женщины в костюмах прошлого века, с веером).
Вывод: при помощи веера можно создать ветер.
Опыт №5
Дети рассматривают иллюстрации песчаной пустыни, на которой изображены барханы. Откуда в пустыне появляются такие необычные
песчаные горы. Мы с вами отправимся в пустыню. Кто желает, пододвиньте
песок, это у вас пустыня. Мы с вами превращаемся в ветер, несильно дуем на песок (появляются песчаные холмики). Вот такие песчаные холмики
можно встретить и в настоящей пустыне. Их создает ветер. Называются эти холмы барханами. Вот так песок путешествует в пустыне.
На барханах либо вообще не растут растения, либо их крайне мало. Почему?
Им что-то не хватает или не нравится?
Мы сейчас это выясним. «Посадите» (воткните) в песок палочку или сухую травинку. Подуем на песок, чтобы он перемещался в сторону палочки
(песок должен засыпать все растения). Почему же на барханах мало растений?
Вывод: ветер то задувает песком растения, а то выдувает и корешкам не за что держатся. Выживают самые выносливые растения.
Карлсон:
Ну, молодцы ребята.
А у меня на крыше есть не обычный предмет, называется флюгер.
Он похож на флажок, но только железный, Когда дует ветер, флажок – и флюгер поворачивается и показывает, откуда он дует. Когда ветра нет, флюгер не движется.
Воспитатель:
Дети, а вы бы хотели иметь игрушку, которая определяет силу ветра. Кто желает, давайте сделаем. (Дети вместе с воспитателем и Карлсоном мастерят игрушку – вертушку).
После поделки проверяют ее силу.
Карлсон (после игры) : Ну, ребята, мне пора. Меня ведь Малыш ждет.
И фрекен Бок тоже. Я им обязательно такие вертушки сделаю. Но я еще вернусь.
Воспитатель дарит Карлсону банку варенья и пачку печенье.