Папки-передвижки

«Экскурсия в океанариум». Конспект образовательной ситуации по формированию целостной картины мира в подготовительной группе

Татьяна Скрягина
«Экскурсия в океанариум». Конспект образовательной ситуации по формированию целостной картины мира в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Сценарий образовательной ситуации по формированию целостной картины мира в подготовительной группе мальчиков

«Экскурсия в океанариум»

Составление правил расселения рыб в море.

Тип образовательной ситуации : открытие нового знания

Интеграция образовательных областей :

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие

Образовательные задачи :

Публикация «„Экскурсия в океанариум“, Конспект образовательной ситуации по формированию целостной картины мира в подготовительной группе» размещена в разделах

формирование представлений «приспособление рыб к условиям обитания»;

установления взаимосвязи формы и цвета тела рыб с условиями обитания.

• Способствовать развитию

наглядно-образного мышления;

зрительного внимания;

умения устанавливать причинно-следственные связи;

мыслительных операций: синтез, анализ.

умений

читать схему;

составлять целую картинку из 4 частей;

использования речи для выражения своих суждений.

• Создать условия для развития

умения поддержать разговор с новыми людьми;

уверенности в своих силах;

чувства гордости за выполненное дело и помощь взрослым;

чувства товарищества, взаимовыручки, умение договариваться во время работы;

качеств: сообразительность, находчивость

проявления инициативы и самостоятельности в познавательно- деятельности и общении.

установки положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.

Демонстрационный материал.

• Аквариумы нарисованные на бумаге - 2 шт (А2).

• Макет моря на листе ватмана, тонированный под море (А1)

• Схема для посадки на вертолет.

• Презентация экскурсии по океанариуму.

• Видео №1. «Фантастические съемки подводного мира» (1 мин 16 сек.)

• Видео №2. «Жизнь океана» (2 мин.).

Раздаточный материал.

• Квадраты разных цветов – 10 шт (10 смх10 см)

• Фигуры (большие)обитателей поверхности и толщи воды (А4,А5)

(Дельфин, кит, сельдь, камбала, мурена, тунец, коралловые рыбки: императорский ангел, рыба-бабочка)

• Макет моря на листе, тонированный под море (А4).

• Фигуры (маленькие) обитателей поверхности и толщи воды (2-6 см).

(Сельдь, камбала, мурена, тунец, коралловые рыбки: императорский ангел, рыба-бабочка).

• Разрезные картинки с обитателями моря 10 шт (А5, разрезанные на 4 части.

(Осьминог, краб красный, краб пятнистый, акула, рыба-молот, кальмар, морской конек, лиственный морской дракон,морская звезда, морской лев).

• Фигуры обитателей моря (как на разрезных картинках) -10 шт (А5)

(Осьминог, краб красный, краб пятнистый, акула, рыба-молот, кальмар, морской конек, лиственный морской дракон,морская звезда, морской лев).

• Диск с фильмом «На дне моря».

Предварительная работа.

Проведение тематических недель: «Моря и океаны», «морские обитатели».

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, 3 стола, ковер круглый, два мольберта детских, доска демонстрационная.

Ход образовательной ситуации.

1. Введение в ситуацию.

Здравствуйте, мальчики!

Мальчики подойти ко мне и встаньте в круг.

Дети подходят и встают на ковре в круг.

Я знаю, что вы готовитесь к школе и много читаете, много знаете. (Да.)

Кто может объяснить, почему нашу Землю называют голубой планетой? (Землю называют голубой, потому что на ней много морей и океанов.) (На Земле много воды.) (Потому что, если посмотреть на карту, то больше всего голубого цвета - это океаны.)

Сколько всего океанов и морей на планете Земля? (На планете Земля 5 океанов.) (И 81 море.)

Молодцы!

Назовите самые известные моря? (Черное море. (Японское море, Красное море. (Море Лаптевых., (Белое море.) и т. д.

У вас отличная память! А верно ли то, что в морях нельзя жить? (Можно, но только морским животным и рыбам. (В морях живут рыбы, киты, дельфины, акулы.)

Вот бы самим увидеть таинственный подводный мир! Но в Ярославле нет моря!

Что же делать (Можно поехать на юг, в Египет.) (Можно поехать в наш дельфинарий.) (Можно посмотреть фильм о морских обитателях. (Можно понаблюдать за рыбами в аквариуме. (Поехать в океанариум.)

Открою вам тайну! Нас пригласили в Московский океанариум! Что это такое океанариум? (Это большой, большой аквариум с морской водой и жителями океана.).

Вы правы это «подводный музей» с живыми экспонатами – обитателями водной среды».

Что мы сможем увидеть в Океанариуме? (Подводный мир. (Морских рыб.) (Ракушки., (Морских рыб.) (Водорослей. (Морских растений.)

Поедем! (Конечно, поедем.) (Да.)

Давайте позвоним в океанариум!

Педагог имитирует разговор по телефону.

Здравствуйте! Это океанариум? Можно ли приехать сегодня к Вам на экскурсию?

Голос из телефона: Да. Мы вас очень ждем! Нам очень нужна ваша помощь!

- Спасибо! До встречи! Все хорошо, нас ждут в океанариуме и просят помочь ученым-океанологам.

Вы знаете кто такие океанологи! (Океанолог - это ученый, исследующий океан.) (Океанолог - это ученый, исследующий морское дно и шельф, (Океанолог наблюдает за растениями и животными морей и океанов.)

Какая интересная и важная профессия!

Как вы думаете, вы сможете помочь океанологам! (Конечно сможем. (Да., сможем).

Объясните, почему? (Мы знаем морских обитателей. (Мы будем внимательными., (Мы знаем чем питаются морские животные. (Мы будем работать дружно., (Мы умением работать самостоятельно и в команде.)

В океанариуме вы сможете узнать новое? (Да., (Конечно., (Там можно спросить у ученых.)

Значит, что нам надо сделать? Нужно поехать в океанариум? (Конечно (Нам надо поехать в океанариум).

2. Актуализация знаний.

Предлагаю нам полететь океанариум на вертолете!

Как вы думаете почему? (Я думаю, так быстрее. (У нас мало времени, нас ждут в Москве. (Воздушный вид транспорта самый быстрый).

Дети перестраиваются по залу.

Возьмите билеты и займите места по схеме.

Мальчики занимают места по схеме

Молодцы! Вы, верно, прочитали схему и заняли места!

Готовы! Запускаем двигатели.

Мальчики имитируют звук вертолета.

Вот мотор включился,

Пропеллер закрутился

Приподнялся вертолет

Отправляемся в полет

(Тр-рррр) Мальчики повторяют 3 раза.

Слайд №2 «Вид на океанариум сверху».

Вижу Океанариум! Приземляемся!

(Ш-шшшш) Мальчики сгибают руки в локтях и со звуком –Ш- опускают руки ладонями вниз.

Сдайте билеты. Подождем всех друзей.

Заходим в Океанариум.

Посмотрите как необычно!

Слайд № 3 «Холл океанариума».

(Здорово (Смотрите, здесь много больших аквариумов.)

Дети подходят к экрану, появляется новый слайд.

Слайд № 4. «Зал с большим аквариумом».

Педагог надевает бейджик и халат представляется ученым океанологом.

Слайд № 5 «Лаборатория».

Здравствуйте мальчики! Я Ольга Владимировна - ученый океанолог. Спасибо за то, что согласились нам помочь …Проходите в лабораторию!

Игра «Новички».

Цель: актуализировать знания детей о морских обитателях

узнавать по внешнему виду и называть животных моря (рыб и морских зверей)

основные характеристики рыб и морских зверей (части тела, питание, детеныши)

Сегодня в океанариум прибыли новые обитатели. Их необходимо осмотреть! Поможете их расселить в два аквариума? В первый аквариум-поселите рыб, а во второй – морских зверей.

Каждый берет одного «новичка» и находит ему место.

Дети проходят к столам, выбирают плоские фигуры морских зверей и рыб и прикрепляют их к «доске – аквариуму».

Встаньте, чтобы всем было удобно. Посмотрите внимательно, все согласны с таким расселением (Согласен.) (Не согласен.)

Вы сможете доказать, что это рыбы! (Мы считаем, что это рыбы у них есть плавники, хвост, чешуя и жабры.)

Дети показывают части тела рыб.

Докажите, что в этом аквариуме морские звери. (Они дышат воздухом)

(У морских зверей дельфина и кита- рождаются детеныши и их кормят молоком.)

Я вижу, вы знаете морских обитателей, можете разделить их на группы. С вашей помощью мы справились с этой важной работой очень быстро!

Я осмотрела всех новых обитателей! Все здоровы, можно их заселять в большой аквариум! Отправляем морских зверей в их новый дом!

Педагог убирает аквариум с морскими животными.

Переходим в другой зал и посмотрим, как они прижились!

Слайд № 6 «Переход из зала в зал».

Педагог обращает внимание детей на подвесные модули жестом руки.

Кто обратил внимание, в каком зале у нас живут морские звери? (Морские звери живут в первом зале.)

Кто живет в зале №2? (Рыбы.)

Где живут кораллы (В третьем зале.)

Кто живет в зале №4? (Черепахи.)

Вижу, что вы внимательные! Проверю, как ориентируетесь в нашем океанариуме!

Встаньте в удобную позицию. Мальчики встают левая рука на поясе, правая показывает наверх.

«Подвесные модули» (методика В. Ф. Базарного)

Цель: развивать физическую и психическую активность детей, зрительно-моторную реакцию, предупреждать утомляемость посредством методики В. Ф. Базарного.

Морские звери, рыбы, кораллы, черепахи.

Рыбы, черепахи, кораллы, морские звери.

Дети ищут модули глазами с поворотом всего корпуса, повторяют 3-4 раза.

Вот мы и в зале №1. Присядьте и посмотрите!

Д (сидят на ковре)

Слайд № 7 Видео «Фантастические съемки подводного мира».

Давайте порадуемся, что у вас все получилось!

Мальчики хлопают в ладоши

3. Затруднение в игровой ситуации.

Слайд № 8 «Лаборатория».

Возвращаемся в лабораторию!

Д (стоят у макета, у столов)

Макет моря «Участок моря, с песчаным дном, коралловый риф и толща воды».

Где живут эти рыбы в природе (Эти рыбы живут в море.).

Представим, что это море! Педагог обращает внимание детей на макет моря.

Море - это многоэтажный дом. Если это верхний этаж, то это (Нижний.)

На каждом "этаже" живут свои обитатели!

И не просто живут, а по своим правилам!

Внимание! Очень серьезное задание!

Подойдите к столам.

Дети идут к столам.

У каждого из вас макет моря и набор рыб.

Педагог обращает внимание на раздаточный материал.

Расселите рыб по этажам!

Мальчики берут фигурки рыб и раскладывают по всей поверхности листа, согласно этажности обитания.

Все расселили?

Вам интересно, как расселились сами рыбы! Подходите, сейчас посмотрим.

Педагог тоже выставляет рыб на «Макет моря» (образец для проверки)

Эти рыбы заплыла сюда, две рыбки поменьше разместились у кораллов, а этим рыбам очень удобно на дне.

Сравните у вас так! (Я расселил не совсем правильно). (Я расселил рыб правильно)

Вариант 1

У кого получилось расселить рыб по этажам так же (У меня не так.)

Я поняла, что у вас затруднение! (Да.)

В чем ваше затруднение? (Мы не правильно расселили рыб.)

Почему не получилось (Я не знаю, какие рыбы живут на каком этаже. (Не знаю, кто живет вверху, а кто внизу., (Я не знаю правил расселения в море.)

Вспомните, что в море все живут по правилам.

Так что же нам надо узнать? (Нам надо узнать эти правила)

Вариант 2

У кого получилось расселить рыб по этажам так же! (У нас так же)

Молодцы!

Значит, вы легко сможете объяснить, почему вы их так расселили (Не могу. (Я расселял как думаю, как видел в кино.)

Почему, у вас затруднение (Мы не знаем правил расселения в море)

Вспомните, что в море все живут по правилам.

Так что же нам надо узнать? (Нам надо узнать эти правила)

Правила расселения рыб в море.

4. Открытие нового знания.

Д (стоят у макета и сидят на ковре)

Что обычно вы делаете, когда чего-то не знаете? (Мы спрашиваем у того, кто знает, (Пытаемся разобраться сами. (Читаем в книге). (Смотрим в интернете.).

Предлагаю разобраться самим и составить правила расселения рыб в море по этажам! А, я вам помогу. Я верю в вас, потому, что вы какие (Умные. (Находчивые., (Настойчивые.).

Присаживайтесь. Мальчики садятся на ковер около макета моря.

Предлагаю сравнить рыб, живущих на нижнем и верхнем этажах моря.

На что обратим внимание у рыб? (Посмотрим на форму тела рыб.) (На цвет рыб., (Размер.).

Хорошие предложения! Будем сравнивать рыб по форме и цвету.

Помогут нам в этом карточки – помощницы!

Педагог выставляет карточки – надписи форма цвет.

Форма тела рыб может быть самой разнообразной : плоская (сплющенная с боков или сжатая сверху вниз, цилиндрическая (заостренная с концов) или торпедовидная, лентообразная.

Мальчики показывают вместе с педагогом руками все формы.

Рыбы, с какой формой тела живут на нижнем этаже моря (Плоские., (Ленточные.).

Как вы думаете, почему они плоские? (Их сплющила вода.)

Молодцы! Вы, на правильном пути к открытию правил.

В море вода стоит или движется! (Движется.)

В верхнем этаже моря вода движется очень быстро. Рыбам, с какой формой тела здесь удобно жить? Цилиндрической или плоской? (Я думаю рыбам с цилиндрической формы.)

Объясните, почему? (Их снесет течением).

Вы догадливы! Цилиндрическая форма, помогает рыбам быстро двигаться. Эта форма тела рыб, живущих в верхнем этаже моря. Рыбы с плоской формой не смогут справиться с быстрым течением.

Мальчики, составьте первое правило расселения рыб по форме? (Плоские и ленточные рыбы живут на нижнем этаже моря, а на верхнем этаже рыбы с цилиндрической формой.)

Выберете и прикрепите необходимые карточки к нашему макету.

Мальчики находят карточку и прикрепляют снизу и сверху макета в графе «форма».

Д (стоят на ковре)

Давайте встанем и внимательно посмотрим на рыб!

Что вы можете сказать, о цвете рыб верхнего этажа моря? (Рыбы верхнего этажа серые).

Обратите внимание какая у них окраска спинки (серая) ,а брюшка (Белое.)

И это мальчики неспроста, так рыбы маскируются.

Почему рыбы нижнего этажа моря такие разноцветные? (Это тоже маскировка.)

Правильно! Молодцы! Вы очень внимательные! Сделайте вывод и скажите второе правило расселения рыб в море по цвету. (У рыб верхнего этажа спинка темная, а брюшко светлое, а окраска придонных рыб очень разнообразна.)

У рыб, живущих в верхнем этаже моря спинка темная, а брюшко светлое. Окраска придонных рыб очень разнообразна : от серой, до самых ярких и необычайных сочетаний цветов и узоров.

Поставьте необходимые карточки к нашему макету.

Мальчики находят карточку и прикрепляют снизу и сверху макета.

Давайте повторим правила расселения рыб в море. На верхнем этаже моря живут рыбы… (цилиндрической формы, у них темная спинка, а брюшко светлое. На нижнем этаже моря живут рыбы (плоской и ленточной формы различной окраски и узоров.)

Какие вы молодцы! Вы сами составили правила и теперь знаете, что два этих условия: форма и цвет влияют на место обитания рыб в море.

Ученые, работающие в открытом море, прислали интересное видео и фотоматериалы о животных.

Посмотрим, видео? (Да.)

Д (сидят на ковре.)

• Слайд № 8видео «Жизнь океана».

5. Включение нового знания в систему знаний.

Д (стоя у столов)

Игра «собери картинку».

Цель: тренинг целостного зрительного восприятия на предметно-наглядном материале.

Мальчики если соберем фотографии, то узнаем, кто скоро появится в нашем океанариуме.

Мальчики собирают разрезные картинки с морскими животными.

Какие сообразительные мальчики. Быстро и четко выполнили работу, настоящие мужчины.

Кто соберет фотографию, может заселить морское животное в море. Педагог выдает фигуры морских животных тем, кто собрал фотографию.

Мальчики поочередно прикрепляют фигуры морских животных на макете моря.

Я вижу, что вы хорошо запомнили правила расселения в море. Спасибо, мальчики! С вашей помощью столько новых обитателей обрело свой дом. Педагог пожимает каждому руку.

Я хочу подарить вам диск «На дне моря».(Спасибо.)

До свидания. Приезжайте к нам еще. (До свидания.)

Педагог снимает бейджик и халат.

Пора возвращаться в детский сад.

Игра «Вертолеты»

Идем к вертолету. Дети подходят к месту, где стоят вертолеты.

Займите свои места. Мальчики встают друг за другом.

Мальчики имитируют звук вертолета.

Вот мотор включился,

Пропеллер закрутился

Приподнялся вертолет

Отправляемся в полет

(Тр-рррр) Мальчики повторяют 3 раза.

Вот мы и приземлились. Идем в детский сад….

Слайды № 11»Детский сад».

6. Осмысление (Итог)

Подойдите ко мне. Вот это путешествие!

Нас заждались мамы и папы, и наверняка спросят, где мы сегодня с вами были? (Мы были в Океанариуме.)

Кому мы помогли (Мы помогли ученым океанологам.)

Что в нашем путешествии было самым интересным? (Расселять рыб в аквариумы. (Собирать фотографии морских животных.)

Почему? (Я люблю наблюдать за животными (Мне нравиться узнавать новое)

Какие знания вам помогли выполнить задания ученых? (Мы узнали правила расселения рыб в море.)

Мальчики, я горжусь вами! Выполняя задание ученых, вы составили сами правило и, правильно расселили новых обитателей океанариума. Теперь у них появился новый дом. Вы молодцы!

Попрощайтесь с гостями, и пойдем к нашим друзьям и подружкам.

Публикации по теме:

Конспект НОД по формированию целостной картины мира для подготовительной группы детского сада «День матери»Конспект НОД по формированию целостной картины мира для подготовительной группы детского сада «День матери» Цели занятия:- выражение любви и уважения к матери; - поддержать бережное отношение детей к своей маме; Задачи:-формировать уважительное.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в средней группе «Мой город» Конспект НОД по формированию целостной картины мира в средней группе на тему "Мой город". Цель: Задачи: Продолжать закреплять знания детей.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе «Растем здоровыми» Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира (расширению кругозора) в старшей группе «Растем.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира во второй младшей группе «Овощи» Цели: Образовательная- обогащать и совершенствовать представления детей об овощах, месте их произрастания, учить узнавать фрукты на ощупь;.

Конспект ООД по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Краски осени» Конспект ООД по формированию целостной картины мира в подготовительной группе на тему «Краски осени» Цель: 1. Сформировать у детей обобщённое.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в средней группе «Одежда» Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде. Задачи: 1. Расширять и конкретизировать представления об одежде, её назначении,.

Конспект проведения занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Хлеб — наше богатство» Программное содержание: Образовательные задачи: Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека; Познакомить детей с процессом.

Методическая разработка образовательной деятельности по художественному творчеству и формированию целостной картины мираМетодическая разработка образовательной деятельности по художественному творчеству и формированию целостной картины мира БДОУ «Зырянский детский сад» Методическая разработка образовательной деятельности по художественному творчеству и формированию целостной.

Конспект образовательной ситуации по формированию целостной картины мира «Эмоции зимой. Мир вокруг нас» Методическая разработка в сценарной карточке образовательной ситуации по формированию целостной картины мира с помощью методики развития.

Сценарий образовательной ситуации по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Животные Антарктиды» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Экскурсия в океанариум». Конспект образовательной ситуации по формированию целостной картины мира в подготовительной группе
Опубликовано: 15 декабря 2018 в 11:55
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Экскурсия в океанариум». Конспект образовательной ситуации по формированию целостной картины мира в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД