Лучший педагог года

Сценарий образовательной ситуации по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Животные Антарктиды»

Татьяна Скрягина
Сценарий образовательной ситуации по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Животные Антарктиды»
▼ Скачать + Заказать документы

Тип образовательной ситуации : итоговая

Интеграция образовательных областей :

познавательное развитие;

социально-коммуникативное развитие;

речевое развитие;

коммуникативное развитие

(реализация гендерного подхода в организации образовательного процесса)

Образовательные задачи.

Содействовать сохранности здоровья детей, с использованием приемов здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного:

режим динамических поз: чередование пространственных положений тела в течение всего занятия - сидя, стоя, движение по группе;

Публикация «Сценарий образовательной ситуации по формированию целостной картины мира в подготовительной группе „Животные Антарктиды“» размещена в разделах

энергичные ритмические повороты головы с целью повышения эффективности психомоторных функций.

Обобщить и систематизировать знания детей:

о природных условиях Антарктиды,

о животных, обитающих в Антарктиде, их особенностях, связанных со средой обитания (внешний вид, особенности питания).

Формировать умения : читать карту; составлять краткий описательный рассказ о животных Антарктиды.

Развивать мыслительные операции: обобщение, анализ, сравнение; умение устанавливать причинно-следственные связи; любознательность, внимание, диалогическую и монологическую речь; поисковую деятельность детей.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость; конструктивные способы взаимодействия с детьми и взрослыми; самостоятельность при принятии решений.

Демонстрационный материал:

• Конверт с 6 частями материка Антарктиды (А4)

• Глобус

• Основа макета Антарктиды (А 3)

Слайды на экране: фото детского сада; ледяной покров Антарктиды; айсбергов; полярное сияние; побережье Антарктиды;

коллаж с животными Антарктиды : синий кит, морской слон; косатка, морской леопард, тюлень; схема для составления описательного рассказа о животном; коллаж с птицами Антарктиды : большой поморник, альбатрос, пингвин Адели, императорский пингвин, золотоволосый пингвин, крачка.

• Угловые модули 4 карточек (А 4) : синий кит, морской слон, косатка, морской леопард.

Раздаточный материал:

Различные виды белой и бледно голубой бумаги:

• различные по фактуре виды салфеток, гофрированная, бумажные кухонные полотенца.

• Восковые мелки

• Схема оригами - айсбергов

• Модели различных животных из разных материалов.

• Модели птиц золотоволосный пингвин, королевский пингвин, пингвин Адели, большой поморник, альбатрос.

Предварительная работа.

• Тематическая неделя Антарктида.

• Просмотр мультфильма «Приключения Лоло и Пепе».

• Чтение художественной литературы по лексической теме.

• Рассматривание иллюстраций по лексической теме.

• Исследовательская деятельность (свойства льда, снега, жира).

• Презентация «Экскурсия в музей Арктики и Антарктиды».

Обогащение словаря детей по лексической теме: ледокол, айсберг, экспедиция, полярники, полярное сияние, синий кит, морские слоны, косатка, золотоволосный пингвин, королевский пингвин, пингвин Адели, большой поморник, альбатрос, альбатрос, поморник, ледяная пустыня, полюс холода.

1. Введение в игровую ситуацию.

Цель: создание мотивации к деятельности по оформлению макета Антарктиды для музея «Наша планета Земля».

1 СЛАЙД «Детский сад».

Дети заходят в зал.

Девочки, у нас сегодня гости. Поздоровайтесь с гостями. Подойдите, познакомьтесь, назовите свое имя, расскажите, чем вы любите заниматься.

Дети подходят, называют своё имя.

Подойдите ко мне. В детском саду будет создаваться музей «Наша планета Земля», в котором будут представлены макеты всех материков земного шара.

Хотите принять участие в создании этого музея?

Сможем мы выполнить такую работу?

2. Игровая деятельность.

Цель: контроль уровня сформированности представлений детей об природных условиях, животном мире, населении Антарктиды.

Что такое материк? (Большая часть суши, омываемая со всех сторон водой.)

Какие материки вы знаете? (Евразия., (Африка., (Южная Америка., (Северная Америка., (Австралия., (Антарктида.).

Нам дали задание – изготовить макет одного из материков. Но Потеряшка взяла конверт с заданием без спроса и всё перепутала.

Воспитатель достаёт из конверта 6 частей материка А4.

Как же нам узнать, какой это материк? (Всё собрать вместе., (Надо собрать части материка., (Составить целый материк из частей.)

Давайте пройдём в нашу мастерскую и соберём!

Девочки берут части материка, переходят в мастерскую и собирают целый материк на полу.

Вы догадались, что это за материк? (Антарктида.)

1игра «Глобус».

Как проверить, правильно ли мы определили, что это Антарктида? (Найти на карте или глобусе Антарктиду и сравнить с нашим материком.)

Девочки подходят к глобусу и находят на нём Антарктиду.

Таня, покажи на глобусе Антарктиду!

Сравните изображение Антарктиды на глобусе с нашим изображением. (Они одинаковой формы, значит это Антарктида.)

Все согласны, что это Антарктида?

Где находится Антарктида? (Антарктида находится на Южном полюсе.)

Какие океаны омывают берега Антарктиды? (Тихий океан., (Атлантический океан., (Индийский океан.).

Мы с вами убедились, что перед нами Антарктида!

2 игра «Макет».

То, что мы собрали можно назвать макетом? (Нет.)

Почему? (Потому что здесь нет растений., (Нет ни одного животного.)

Вспомните! Из чего состоит макет любого материка. (Макет материка состоит из основы., (Растительного мира., (Животного мира., (Какие люди там живут., (Рельефа.).

На каждое высказывание педагог выставляет рисунок.

Педагог показывает рукой на план.

Что такое рельеф? (То, что находится на поверхности материка., (Горы., (Впадины., (Равнины., (Неровности земли.).

В какой последовательности будем оформлять макет? Ваши предложения? (Сначала выберем основу, (Создадим рельеф., (Выберем растительный мир., (Животный мир, (Людей, которые живут на материке.).

Педагог переставляет рисунки по порядку.

Созданный план поможет вам в изготовлении макета Антарктиды.

С чего мы начинаем? (С основы материка.)

У нас есть основа макета материка.

Педагог подводит детей к столу, на котором находится коричневый материк Антарктиды (А3).

Почему на глобусе Антарктида обозначена белым цветом, а наша заготовка коричневого цвета? (Весь материк покрыт большим слоем льда., (Земля подо льдом.).

Что дальше по нашему плану? (Надо сделать рельеф.)

Педагог показывает рукой на план.

Что вы знаете о рельефе Антарктиды? (Рельеф не виден., (Не можем сказать, потому что лежит большой слой льда и снега., (Весь материк покрыт снегом и льдом.).

2 СЛАЙД «Материк покрыт снегом и льдом»

Значит, что мы с вами будем делать на макете? (Снежный и ледяной покров.)

Какое явление происходит со льдом в Антарктиде? (Большие куски льда откалываются и образуют айсберги.)

3 СЛАЙД «Айсберги».

Значит, нам предстоит сделать айсберги!

Какое удивительное явление бывает только на полюсах! (Полярное сияние.)

4 СЛАЙД «Полярное сияние».

Значит, будем рисовать полярное сияние. Мы уточнили знания об Антарктиде. Как нам поступить, чтобы быстро красиво изготовить всё это для нашего макета! (Можно разделиться на группы., (Можно помогать друг другу., (Можно сделать всё по очереди., (Сегодня только начать.).

Какой вариант нам подходит, если время у нас ограничено? (Разделиться на группы.).

- Мне нравится это предложение - разделиться на группы! Я с вами!

5 СЛАЙД «Материк покрыт снегом и льдом», «Айсберги», «Полярное сияние».

Мы открываем 3 мастерские. В 1-ой делают снежный покров, во 2-ой – айсберги, а в 3-ей – рисуют полярное сияние. Выберете себе занятие. Приступайте к выполнению важной творческой работы! Желаю вам успехов.

3 игра «Особенности рельефа Антарктиды».

На 1 столе лежат различные виды белой и бледно голубой бумаги: различные по фактуре виды салфеток, гофрированная, бумажные кухонные полотен

На 2 столе лежат белые листы бумаги и схемы оригами.

На 3 столе лежат восковые мелки, заготовки для рисования (голубая бумага).

По окончании выполнения групповых заданий девочки создают рельеф материка под классическую музыку. Педагог помогает по необходимости.

Умницы! Посмотрите, какой получился рельеф Антарктиды! Вы хорошо поработали. Что дальше предстоит выполнить по плану?

Педагог показывает рукой на план. (Растительный мир.)

6 СЛАЙД «Побережье Антарктиды».

Что вы знаете о растительном мире Антарктиды? (Он очень беден., (В Антарктиде почти ничего не растёт.,

Почему ничего не растёт? (Потому что очень холодно.)

Вы правы! Растениям не хватает света, тепла, поэтому они и не растут в Антарктиде.

4 игра «Животные Антарктиды»

Дальше по плану – животный мир. Предлагаю вспомнить тех животных, которые живут в Антарктиде.

Девочки называют животных. (Синий кит., (Морской слон., (Косатка., (Морской леопард.).

7 СЛАЙД «Животные Антарктиды» коллаж.

Посмотрите это животные, которые живут в Антарктиде.

Девочки подходят к слайду.

Что вы знаете о них интересного?

Выслушиваются ответы детей.

Южный морской слон – Мы видим южного морского слона. Это ластоногое животное. Один из самых крупных тюленей в мире. Своё название получил из – за того, что у него огромный нос, который похож на хобот (у самцов).

Питается южный морской слон рыбой, головоногими (осьминогами, кальмарами, каракатицами). На него нападают акулы и косатки, а на его детёнышей – морские леопарды.

Косатка - Это косатка, настоящий хищник. Она относится к зубатым китам.

Косаткой названа потому, что спинной плавник похож на косу. Косатки очень прожорливы и всеядны. Они питаются рыбой, кальмарами, скатами, акулами, пингвинами, тюленями. Это умный хищник. Они могут объединяться для совместной охоты. При охоте за тюленями или пингвинами, плывущими на льдине, касатки ведут хитрую атаку: подплывают снизу и сильнейшим ударом головы просто разламывают льдину или подныривают под льдину и бьют по ней, пытаясь сбить тюленя или пингвина в воду. Льдина или переворачивается или раскачивается. Соскальзывающие с неё в воду животные тут же попадают в пасти косаток. Косатки могут напасть и на молодого синего кита.

У косаток нет естественных врагов (врагов в водном пространстве, поэтому это самые грозные хищники. Косатки — хозяева океана.

Морской леопард - Одним из самых опасных, сильных и свирепых хищников Антарктики является морской леопард. Относится он к семейству настоящих тюленей

Своей внешностью морской леопард не похож на остальных тюленей. Одно из самых главных отличий – это его длинное тонкое и изящное тело, чем-то напоминающее змеиное с пятнистой окраской, как у «леопарда».

Ест морской леопард ракообразных, не брезгует головоногими и рыбой. Кроме этих морских обитателей он также поедает тюленей и птиц, основную долю среди которых занимают пингвины.

Морской леопард не устраивает коллективных лежбищ на льду, а предпочитает гордое молчаливое одиночество.

Синий кит - считается самым крупным животным на Земле.

Размер взрослого кита 15 школьных автобусов, а размер детеныша -1 школьный автобус.

Тело у синего кита вытянутое и изящное. Сверху голова широкая и делится на две выпуклости. Грудные плавники узкие, задний совсем небольшой и не достигает в высоту даже метра.

Киты очень сообразительные животные. Их невероятная понятливость и дружелюбный характер сделали китов очень популярными и интересными для науки животными.

В океанах у этого млекопитающего один враг — косатка. Нападает хищник на кита из-за его мясистого и вкусного языка.

Смотрю я на них, девочки, и думаю, как же они живут в таких суровых холодных краях? (У всех животных, которые живут в Антарктиде толстый подкожный слой жира., (Он помогает им выжить в таком холоде.)

Я вижу, что вы знаете животных Антарктиды и много интересного о них рассказали. Предлагаю найти их на фотографиях, которые есть в нашей мастерской.

Угловые модули:

Элемент здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного

«Повышение эффективности психомоторных функций с помощью энергичных ритмических поворотов головы».

В углах группы висят фотографии : синий кит, морской слон, косатка, морской леопард.

Дети с воспитателем встают в центр группы.

Воспитатель по очереди называет животных, увеличивая темп. Дети, поворачивая голову и туловище, глазами находят названное животное.

Синий кит, морской слон, косатка, морской леопард.

Морской слон, синий кит, морской леопард, косатка.

Морской леопард, косатка, морской слон, синий кит.

Подойдите к столу. Выберете для нашего макета животных Антарктиды.

На столе находятся модели различных животных : жираф, лев, крокодил, дельфин, зебра, верблюд, морской леопард, косатка, морской слон, синий кит из разных материалов.

Дети выбирают среди животных только животных Антарктиды (морской леопард, косатка, морской слон, синий кит) и размещают их на макете по побережью.

Почему именно так вы расположили животных Антарктиды? (В середине материка холодно и нет еды., (Животные питаются рыбой., (Рыба живёт в океане., (Они ловят её в водах океана., (В воде теплее.).

Умницы! В Антарктиде животные обитают только на берегу океана и в океане, там есть чем питаться. В центре материка очень холодно и питаться нечем.

5 игра «Рассказ по птиц».

8 СЛАЙД «Побережье Антарктиды».

Как вы думаете, а птицы живут в Антарктиде? (Да., (Живут.)

Я предлагаю вам одну интересную игру. Внимательно слушайте правило. По фотографии, которую вы никому не показываете, надо рассказать о птице. А мы должны догадаться, что это за птица.

На столе лежат фотографии птиц: пингвин Адели, большой поморник.

Кто хочет попробовать?

Девочки по желанию выходят и составляют описательный рассказ о птице.

Птицы появляются на слайде после того, как девочки отгадают название птицы.

Большой поморник - Это морская птица, живёт на побережье морей, океанов. Эта птица похожа на чайку. Умеет быстро летать, хорошо плавает. Строит гнёзда недалеко от гнёзд пингвинов. У них он ворует яйца и птенцов.

Ещё он нападает в воздухе на других морских птиц и отнимает у них добычу. Выпавшую добычу, легко ловит в падении. Эти птицы не очень-то боятся человека.

- Вы догадались, что это за птица? (Это большой поморник.)

-Умницы! Вы правильно определили птицу! И много о ней рассказали. Посмотрите, какая она красивая и большая.

9 СЛАЙД «Большой поморник»

- Кто хочет рассказать о другой птице, которая живёт в Антарктиде?

Воспитатель предлагает фотографию пингвина Адели.

Пингвин Адели - нелетающая птица. Он маленького размера. Тело его покрыто мелкими перьями. Окраска перьев на спине и крыльях – чёрного цвета, окраска перьев на брюшке – белого цвета. У него есть маленькая голова, клюв, крупное туловище, короткий хвост, 2 крыла, 2 ноги.

Живёт (обитает) на суше и в воде. На суше передвигается медленно, неуклюже, если устаёт, ложится на брюшко, и скользит, отталкиваясь крыльями – ластами как вёслами (как лыжными палками) и лапами.

Питается крилем, мелкой рыбёшкой. Очень доверчивая птица, не боится человека.

-О какой птице идёт речь? (Это пингвин Адели.)

11 СЛАЙД «Пингвин «Адели»

12 СЛАЙД «Птицы Антарктиды» коллаж

Вы хорошо узнаете птиц, которые живут в Антарктиде! Предлагаю заселить птиц на наш макет материка!

Воспитатель показывает на стол, на котором находятся модели птиц. Дети выставляют птиц на макет материка.

Как вы думаете, полностью готов ли наш макет материка Антарктиды? (Да. (Нет.)

Посмотрите на план.

Дети смотрят на план. (Ещё надо людей заселить.)

13 СЛАЙД «Ледяной покров».

Тогда у меня к вам вопрос - какие же люди живут в Антарктиде? (Постоянных жителей нет., (Не живут, а приезжают на зимовки и работают.).

Чем они занимаются? (Изучают рельеф., (Наблюдают за животными.) (Изучают ледники.)

14 СЛАЙД «Научная станция»

Теперь мы закончили создание макета? (Да.)

Вам понравился наш макет Антарктиды? (Да., (Очень понравился)

Давайте им полюбуемся!

Подойдите ко мне.

15 СЛАЙД «Детский сад»

3. Осмысление (итог).

Девочки присаживаются на ковёр.

Давайте поразмышляем как всегда. Вам интересно было создавать макет в нашей мастерской? (Да.)

Что особенно вам запомнилось?

Почему запомнилось?

Вопрос «Почему?» задаётся к каждому ответу детей, чтобы получить самооценку его деятельности.

Что было для вас трудным? (Составлять загадки про птиц. …

Почему?

Что помогло нам сделать этот макет? (Мы много знаем про Антарктиду., (Мы умеем рисовать., (Умеем создавать макеты материков., (Мы работали вместе., (Помогла наша дружба., (Работали слаженно.).

Как вы думаете, для чего нам нужен музей «Наша планета Земля»? (Чтобы все ребята узнали больше про нашу планету Земля., (И гости тоже узнали., (Порадовались красотой нашей планеты.).

Я думаю, у нас получится замечательный интересный музей, если все примут такое же активное участие в создании макетов материков. Меня порадовали ваши глубокие познания об Антарктиде. Мне кажется, как будто бы мы с вами там побывали.

Публикации по теме:

Конспект НОД по формированию целостной картины мира для подготовительной группы детского сада «День матери»Конспект НОД по формированию целостной картины мира для подготовительной группы детского сада «День матери» Цели занятия:- выражение любви и уважения к матери; - поддержать бережное отношение детей к своей маме; Задачи:-формировать уважительное.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира на тему «Ферма. Домашние животные и их детеныши»Конспект НОД по формированию целостной картины мира на тему «Ферма. Домашние животные и их детеныши» Конспект НОД по формированию целостной картины мира на тему: «Ферма. Домашние животные и их детеныши» в старшей группе компенсирующей направленности.

Конспект ННОД по формированию целостной картины мира в средней группе «Глиняная сказка» Конспект ННОД по формированию целостной картины мира в средней группе «Глиняная сказка» Цель: познакомить детей со свойствами нового материала.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе «Растем здоровыми» Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира (расширению кругозора) в старшей группе «Растем.

Конспект ООД по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Краски осени» Конспект ООД по формированию целостной картины мира в подготовительной группе на тему «Краски осени» Цель: 1. Сформировать у детей обобщённое.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Лесная прогулка» в средней группеКонспект занятия по формированию целостной картины мира «Лесная прогулка» в средней группе Конспект занятия по формированию целостной картины мира. «Лесная прогулка». средняя группа № 4 Муниципальное дошкольное образовательное.

Методическая разработка образовательной деятельности по художественному творчеству и формированию целостной картины мираМетодическая разработка образовательной деятельности по художественному творчеству и формированию целостной картины мира БДОУ «Зырянский детский сад» Методическая разработка образовательной деятельности по художественному творчеству и формированию целостной.

Конспект образовательной ситуации по формированию целостной картины мира «Эмоции зимой. Мир вокруг нас» Методическая разработка в сценарной карточке образовательной ситуации по формированию целостной картины мира с помощью методики развития.

НОД «Домашний очаг» по формированию целостной картины мира в старшей группе Тема: «Домашний очаг» Задачи: показать, что разногласия между детьми и родителями возникают в силу того, что между ними нет взаимопонимания.

НОД с воспитанниками подготовительной группа по формированию целостной картины мира «Чудеса Земли Амурской» Цель: создать условия для формирования устойчивого познавательного интереса к истории родного края Задачи: - расширить и углубить знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий образовательной ситуации по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Животные Антарктиды»
Опубликовано: 1 декабря 2018 в 16:23
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий образовательной ситуации по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Животные Антарктиды»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД