Елена Стасюк
Занятие-экскурсия «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Русская изба».
Задачи:
- продолжать формировать представление об облике русской деревни;
- обобщать и систематизировать представления об особенностях народного быта;
- воспитывать личностно-ценностное отношение к своему родному краю;
- развивать интерес к истории России.
1. Организационный этап.
В холле Дворца культуры детей встречает хозяйка.
Публикация «Занятие-экскурсия „Русская изба“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
Хозяйка: Здравствуйте, дети! Вы пришли в городской Дворец культуры, в гости к участникам фолклорного ансамбля «Праздник». Сегодня вы побываете в русской избе, в которой находятся предметы русского народного быта. Они рассказывают о том, как жил русский народ, как трудился и отдыхал. Прошу вас, входите, пожалуйста.
2. Ход экскурсии.
Хозяйка: - Каждое помещение в избе имеет своё название. Мы вошли в сени.
Посмотрите, как много здесь старинных предметов. Вот деревянный сундук. Он окован железом, железными же петлями прикрепляется крышка. Такой сундук в сказках наделялся волшебной силой. Давайте заглянем в него, может быть, там и сейчас лежит что-нибудь интересное? (Открывает сундук.) Да здесь загадки! Сумеете ли их разгадать?
Стоит кошка – четыре ножки.
(Скамейка)
Ни свет, ни заря
Согнувшись, вышло со двора.
(Коромысло)
Три братца
Пошли в речку купаться.
Двое купаются,
Третий на берегу валяется.
Два искупались, вышли,
На третьем повисли.
(Вёдра и коромысло)
Согнут в дугу – летом на лугу, зимой на крюку.
(Серп)
Новая посудина, а вся в дырах.
(Сито)
Из липы свито
Деревянное корыто,
По дороге идёт,
Клетки кладёт.
(Лапти)
Хозяйка: - Вы знаете, из чего сделаны лапти? Их плели из корней дерева и лыка. Лыко – верхний слой древесины липы.
Из дерева русские люди делали и дома, и мебель, и посуду, потому что жили среди лесов. Древесина была самым доступным материалом.
А сейчас я приглашаю вас в горницу. Это основное помещение избы.
И здесь тоже очень много предметов русской старины. О чём ещё попросит нас рассказать сундучок загадок?
Мать толста, дочь красна,
Сын сокол в небо ушел.
(Печь)
Чёрный конь скачет в огонь.
(Кочерга)
Что в избе за коровьи рога?
(Ухват)
Всех кормлю с охотою, а сама безротая.
(Ложка)
На топтале был, на кружале был, на пожаре был,
Домой пришёл – семью покормил.
(Глиняный горшок)
Подскажите, из чего этот горшок сделан?
(Дети определяют, что горшок изготовлен из глины.)
Верно. Холодную, сырую глину мяли, вытягивали в руках. Глина разогревалась, становилась податливой, пластичной, и из неё изготавливали различные предметы. Затем их обжигали в печке. Человек, изготавливавший предметы из глины, назывался гончар.
Сундучок, расскажи-ка нам, какие ещё предметы здесь находятся.
Сверху дыра, снизу дыра,
А в середине – огонь да вода.
(Самовар)
В брюхе баня, в носу решето, на спине пупок,
Одна рука, и та - на голове.
(Чайник)
Четыре братца под одной крышей живут.
(Стол)
Русские люди – добродушные и очень весёлые. Вечерами встречались на посиделках, пели песни, играли. Сейчас я познакомлю вас с русской народной игрой «Золотые ворота». Поиграем?
Дети охотно соглашаются.
Проводится игра «Золотые ворота».
3. Окончание экскурсии.
Хозяйка: - У меня для вас сюрприз. Посмотрите, какие вкусные булочки испеклись в нашей печке. Угощайтесь! Кушайте на здоровье!
Хозяйка угощает детей булочками, прощается.