Оксана Файль
Конспект занятия по закреплению знаний о насекомых «Экскурсия по лесной полянке»
▼ Скачать + Заказать документы
«Экскурсия по лесной полянке»
Цель: Закрепление знаний детей о насекомых.
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: расширять и закреплять знания о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Познакомить детей со строением тела насекомых. Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
Публикация «Конспект занятия по закреплению знаний о насекомых „Экскурсия по лесной полянке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитывать любовь к природе и доброе отношение к маленьким соседям по планете «насекомым».
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать общую моторику, координацию. Развивать зрительную и слуховую память. Развивать познавательную активность детей через экспериментальную деятельность.
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация с изображениями насекомых (бабочка, жук майский, муравей, кузнечик, божья корова, оса, пчела, шмель, стрекоза, комар, муха, манка, рукавицы, цветы, ноутбук, мяч, листочки бумаги зеленого, коричневого и желтого цвета (большие и маленькие, картинки для раскрашивания, карандаши.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: просмотр мультфильмов про насекомых, рассматривание картинок, чтение произведений о насекомых К. Чуковского «Муха-Цокотуха», В. Бианки «Счастливый жучок».
Ход занятия : СЛАЙД 1
Организационный момент (Дети входят в группу, встают около воспитателя).
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети:
Придумано кем-то.
Просто и мудро:
При встречи здороваться – доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!
Воспитатель: Присаживаемся ребята на свои стульчики. Ребята, тема нашего сегодня занятия вам предстоит отгадать: СЛАЙД 2
Кузнечик, бабочка, пчела
И муравей, и стрекоза.
Мы даже муху позовем,
Но как мы всех их назовем?
(насекомые) СЛАЙД 2
Правильно, сегодня тема нашего занятия «Насекомые». Уже весна полностью вступила в свои права: ярко светит солнце, дни стали длиннее, а ночи короче, на улице стало тепло, распустились цветы и проснулись от зимней спячки «Насекомые». А вы хотите узнать побольше про жизнь некоторых насекомых?
Дети: Да
Тогда нам с вами нужно отправиться на экскурсию по лесной полянке, к самому Лесовичку, он то нам и поможет встретиться с маленькими обитателями. Но на нее можно попасть только с помощью волшебных слов. Закрываем глазки и повторяем вместе со мной.
Если дружно встать на ножки
Топнуть, прыгнуть — не упасть
Можно сразу же попасть.
СЛАЙД 3
Основная часть:
1. Звучит легкая, спокойная музыка, дети стоят полукругом на поляне леса.
Цветы на лугу очень красивые. Можно ли их рвать? (ответы детей)
Главное назначение цветов - привлекать насекомых, на лугу их очень много. Но, посмотрите – на полянке нет – ни Лесовичка, ни одного насекомого, зато есть письмо, интересно от кого оно. От Лесовичка.
«Здравствуйте, дорогие ребята! У меня был удивительный цветочек «Цветик-семицветик» и друзья-насекомые, но меня настигло ненастье. Лепестки цветка потеряли окраску, а насекомые все разбежались. Помогите мне, пожалуйста! Верните прежний цвет лепесткам и отыщите насекомых. А для этого надо выполнить задания, я один не справлюсь. Ваш старичок-Лесовичок».
- ну, что ребята, поможем Лесовичку?
Дети: Да.
(Воспитатель обращает внимание детей на бесцветный цветик-семицветик, с задание на каждом лепестке).
СЛАЙД 4
1. ЗАДАНИЕ «ОТГАДАТЬ ЗАГАДКИ» (на экране появляется загадка, а после два насекомых – одно в верху, другое внизу – одно из них правильное)
1. На ромашку у ворот,
Опустился вертолет -
Золотистые глаза.
Кто же это? (Стрекоза) СЛАЙД 5, 5 И 6
2. Прыгает пружинка,
Зеленая спинка,
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик) СЛАЙД 7, 7 И 8
3. Скажите-ка, что за букашка?
На ней в черных точках рубашка,
Умеет карабкаться ловко
По листикам божья. (коровка) СЛАЙД 9, 9 И 10
4. Домовитая хозяйка,
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела) СЛАЙД 11, 11 И 12
5. Шевелились у цветка,
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка) СЛАЙД 13, 13 И 14
6. Чернокожий карапуз,
Не по росту тянет груз. (Муравей) СЛАЙД 15, 15 И 16
7. Летит, пищит,
Ножки длинные тащит.
Случай не упустит:
Сядет и укусит. (Комар) СЛАЙД 17, 17 И 18
8. Целый день летает,
Всем надоедает. (Муха) СЛАЙД 19, 19 И 20
9. Торопиться он не хочет,
Листья ест, деревья точит,
Слышен нам жужащий звук –
То летит обедать… (Жук) СЛАЙД 21, 21 И 22
Педагог: Муравей, стрекоза, жук, пчела, кузнечик, бабочка – как мы их назовем общим словом?
Дети: Насекомые. СЛАЙД 23
Педагог: Молодцы, ребята, справились с первым заданием. Смотрите и лепесток меняет цвет. И мы спасли первых насекомых – стрекозу и божью коровку.
СЛАЙД 24
2. ЗАДАНИЕ. «РАССМОТРИ НАСЕКОМЫХ»
Педагог: Ребята, насекомые очень мелкие и их очень трудно рассмотреть, я предлагаю вам рассмотреть их с помощью нашего увеличительного стекла. (На экране появляется 2 насекомых. Называют насекомое и его части.
СЛАЙД 25
- Давайте рассмотрим их: у каждого из них есть голова, грудь, брюшко, на голове имеются глаза (часто они занимают большую часть головы) и усики. На нижней стороне груди – шесть ног, по три с каждой стороны. Зачем насекомому усики? Усики у насекомого- это органы чувств, которыми оно воспринимает запахи и различает вкус. Чем усики длиннее, тем они чувствительнее. Некоторые Насекомые ощупывают усиками как мы пальцами, окружающие предметы. СЛАЙД 26
Педагог: Молодцы! Справились со вторым заданием. (Меняем цвет лепестка).
СЛАЙД 27
3 ЗАДАНИЕ. «ЛЕТАЕТ – НЕ ЛЕТАЕТ»
СЛАЙД 28
Педагог: Как вы заметили, у насекомых основной признак – у них у всех по 6 лапок. А вот отличаются они чем?
Дети отвечают У одних есть крылья, а у других нет.
Педагог: И мы сейчас с вами поиграем в игру «Летает – не летает». Становимся в круг и начинаем двигаться по кругу, а я буду называть насекомое – и если у него есть крылья и он летает – вы поднимаете руки вверх, а если у него нет крыльев и он не может летать – вы садитесь». Ну, что готовы?
Педагог: Молодцы! Еще один лепесток получил свой цвет. Какой это цвет?
СЛАЙД 29
4 ЗАДАНИЕ. «ЧТО СНАЧАЛА – ЧТО ПОТОМ»
СЛАЙД 30
Педагог: Дети, посмотрите кто это у нас изображен на экране?
Дети: Гусеница.
Педагог: Правильно, а как вы думаете, она так и останется гусеницей, или в кого-то превратится? СЛАЙД 31
Дети: В бабочку. СЛАЙД 31.
Педагог: Правильно, в бабочку. СЛАЙД 32
А вы хотите узнать – как появляются бабочки или насекомые.
ВИДЕО
(давайте посмотрим небольшой мультфильм о том, как появляются насекомые)
Педагог: Так, что сначала откладывает бабочка? (Ответы детей – бабочка откладывает яйца)
Кто появляется из яйца?. Гусеница СЛАЙД 33
Что делает гусеница?. питается листьями и растет СЛАЙД 34
И в кого она превращается?. в куколку СЛАЙД 35
А кто выходит из куколки? Бабочку СЛАЙД 36, 36, 36, 36, 36
-Молодцы ребята! Все правильно запомнили, еще один листочек обрел свой цвет и вы спасли – насекомое бабочку.
СЛАЙД 37
5 ЗАДАНИЕ. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «СОРОКОНОЖКА»
СЛАЙД 38
Шла сороконожка по сухой дорожке. (Дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!
Ой промокнут сорок ножек! (Дети останавливаются и приседают)
Насморк мне не нужен
Обойду я лужи! (Дети идут, высоко поднимая колени или ноги, будто шагая через лужи)
Грязи в дом не принесу,
Каждой лапкой потрясу! (Дети останавливаются, трясут одной ногой, трясут другой ногой)
И потопаю потом
-Ой, какой от лапок гром! (дети топают ногами)
Педагог: Молодцы ребята! Все правильно изобразили сороконожку. (Меняем цвет лепестка)
Педагог: Вот еще один лепесток стал цветным, а какой это цвет? И вы спасли какое насекоме?.
СЛАЙД 39
6 ЗАДАНИЕ. «КТО КАК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ?»
Цель: составление сложных предложений со значением противопоставления.
Муравей ползает, а бабочка … СЛАЙД 40, 40
Гусеница ползает, а кузнечик … СЛАЙД 41, 41
Жук ползает, а стрекоза… СЛАЙД 42, 42
Оса летает, а гусеница … СЛАЙД 43, 43
Паук ползает, а пчела … СЛАЙД 44, 44
Кузнечик прыгает, а комар … СЛАЙД 45, 45
Таракан ползает, а стрекоза … СЛАЙД 46, 46
Бабочка порхает, а муха … СЛАЙД 47, 47
Педагог: Смотрите, вы справились с заданием и лепесток стал цветным и мы освободили….
СЛАЙД 48
7 ЗАДАНИЕ. ОПЫТ. «КАК ПЧЕЛЫ СОБИРАЮТ НЕКТАР»
СЛАЙД 49
- Ребята, а вы знаете, что насекомые опыляют цветы. У нас на полянке много цветов. Какое из насекомых больше опылит цветов? Пчела или кузнечик? (ответы детей)
- Давайте проведем эксперимент. У меня есть волшебные рукавички, одна гладкая и блестящая – как у кузнечика лапки, вторая – пушистая, ворсистая, мохнатая, как ворсинки на лапках и теле пчел. Надеваем гладкую – превращаемся в кузнечика, а надеваем мохнатую – превращаемся в кого? Правильно в пчелу…. И что у нас происходит.
У нас на подносе – манка, как пыльца на цветке. Сейчас, мы свами увидим, на какую рукавичку, прилипнет больше пыльцы. Опускаем рукавички в пыльцу – манку. На какую рукавичку прилипла наша пыльца? Почему именно к пушистой прилипла наша пыльца? Вот для чего некоторые насекомые покрыты ворсинками.
СЛАЙД 50
ПЕДАГОГ: Посмотрите, сколько на пчелу прилипло пыльцы
СЛАЙД 51
ПЕДАГОГ: после того как пчела насобирает на ворсинку пыльцу, она ее счищает на лапки, и несет как в ведерках…
СЛАЙД 52
ПЕДАГОГ: и несут пчелы пыльцу в свой дом…
СЛАЙД 53
ПЕДАГОГ: Домашние пчелы – несут в улей, который построил человек. А дикие пчелы – в улей, который они строят обычно на дереве.
СЛАЙД 54
ПЕДАГОГ: принеся в свой дом пыльцу – пчелы делают мед…
СЛАЙД 55
Педагог: Вот еще один лепесток приобрел цвет.
Появляется Лесовичок.
Лесовичок: Какие вы молодцы. Вы помогли мне справиться с заданиями и вернули прежний цвет лепесткам Цветику-семицветику и нашли насекомых. И подарю я вам всем подарки. А волшебный Цветик-семицветик вернет вас обратно.
Возвращение
Если дружно встать на ножки
Топнуть, прыгнуть — не упасть
То легко ребята смогут
Снова в группу нам попасть.
Итог занятия РЕФЛЕКСИЯ
- Вот и подошло наше путешествие к концу. Вам понравилось? А что интересного было для каждого из вас?
- А что вы сегодня узнали нового? Про каких вы насекомых сегодня узнали?
Ответы детей
- А мне сегодня понравилось, какие вы были активные, как внимательно меня слушали, старательно выполняли задания.
- Молодцы, спасибо вам большое!