Ирина Чернова
Экономическое воспитание дошкольников. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
На первый взгляд кажется, что экономика и дошкольник — понятия абсолютно не совместимые. Но современный ребёнок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, которая наполнена экономическими процессами и понятиями. Часто они видят рекламу по телевизору, слышат разговоры родителей о бюджете семьи, ходят со взрослыми в магазин за товарами, просят что-то купить, знакомятся с разными профессиями. Конечно, это не весь перечень экономических понятий, с которыми сталкивается современный ребенок. Дошкольник попадает в реальные экономические отношения в семье с раннего детства, поэтому детский сад должен помочь ему разобраться в этих понятиях. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Педагогическая находка» январь 2025
Давая понятие об экономике в раннем возрасте, мы тем самым помогаем ребёнку, лучше адаптироваться в современном обществе, строить свою жизнь более организовано, самостоятельно, творчески. В процессе экономического воспитания, у ребёнка развивается мышление, приобретаются определённые экономические навыки, которые пригодятся ему в жизни. Основной задачей родителей и воспитателей является, донесение до ребёнка информации и умении правильно ей пользоваться. Процесс экономического воспитания может осуществляться разными формами. Ведущей формой обучение в дошкольном возрасте является игровая деятельность. Основы экономической культуры легче зарождаются и проявляются в игре. При помощи игры дошкольника легче научить правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания в вести в мир вещей, предметов и взаимоотношений. Чтобы в будущем из нашего маленького человечка вырос человек со здоровым отношением к деньгам и работе, очень важно с раннего детства привить ему основы экономической грамотности, объяснить, откуда берутся деньги и как их грамотно тратить. В этом нам помогут простые игры.
Магазин.
Сюжетно-ролевая игра в «магазин» — одна из лучших и полезных экономических игр для дошкольников. С ее помощью можно объяснить ребенку многие вещи: что такое деньги и зачем они нужны, откуда деньги берутся, как грамотно их тратить и почему иногда нужно экономить.
Как организовать игру? В детских супермаркетах продается множество полезных аксессуаров: бумажные «деньги», кассовые аппараты, весы, тележки супермаркета, наборы «товаров» и т. п. Но даже без них организовать игру совсем не сложно. Собираем всевозможные коробочки из-под продуктов, пластмассовые овощи, конфеты и прочие подходящие «товары» для продуктового магазина. В хозяйственном магазине можно «продавать» детскую посуду, в мебельном — игрушечную мебель. Собачки, кошечки и прочие подходящие зверята станут товарами зоомагазина и т. п. Можно даже организовать настоящий супермаркет!
Пусть продавцом сначала побудет взрослый. Малыш, соответственно, будет покупателем. Он приходит в магазин с «деньгами» и просит продать ему «вот этого щеночка» или «вон ту конфетку». Продавец называет цену: «Две монеты» (можно и больше, если малыш уже умеет считать до 5 или 10). Ребенок отсчитывает нужное количество «денег» и получает свой товар. Если вы играете с двумя малышами, можно ввести в игру еще и кассира, у которого сначала нужно получить чек в обмен на деньги. Когда малыш освоится с ролью покупателя, пусть попробует быть продавцом. Такая нехитрая игра на самом деле очень полезна для ребенка. Она не только обучает его азам экономики, а и учит правильно вести себя в разных житейских ситуациях, иными словами, помогает в социализации.
Большие воспитательные возможности содержат произведения художественной детской литературы. Пониманию многих экономических явлений, понятий, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.
Сказка – это особый литературный жанр, и у неё огромные дидактические возможности, поэтому я решила, что можно ввести ребёнка в проблему экономического воспитания посредством сказки. Необходимо было выбрать хорошо знакомые детям сказки, достаточно актуальные, в которых сюжет отражает экономическое содержание.
Взяв это направление для исследования, я поставила перед собой цель– изучить возможности сказки в обучении детей азам экономики и формировании экономических представлений, и внедрить в работу с детьми.
В соответствии с целью поставлены задачи:
1. Формирование начальных экономических представлений у детей посредством сказки;
2. Формирование интереса к экономическим понятиям.
Работу по экономическому воспитанию начала с исследования сказочных произведений разных видов: народные сказки, авторские, что позволило отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания. И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.
Сказки расположила в последовательности, позволяющей сначала сформировать у детей представления о потребностях, затем о труде, товаре, деньгах.
Для раскрытия этих экономических категорий выбрала следующие сказки:
- раскрывающая потребности: К. И. Чуковский «Телефон».
- для раскрытия труда, использую сказки: «Терем – Теремок», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Репка»
- понятие «деньги» раскрывается в сказке К. И. Чуковского «Муха- Цокотуха».
Параллельно вела работу с родителями т. к. работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, понимания ими значимости проблемы. Ведь семья – реальная экономика, и в ней дети не учатся жить, а живут.
С родителями проводились: консультация «Нужна ли экономика дошкольникам?», беседы; давались рекомендации о том, как следует общаться с их ребёнком в плане экономического воспитания.
В заключении хотелось бы отметить:
Введение экономического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях – это не дань моде, а прежде всего необходимость еще в раннем возрасте дать детям представление о экономике и ее закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.