Мария Андреева
Экономическое воспитание дошкольников в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Экономическое воспитание дошкольников в детском саду
МБДОУ Детский сад «Одуванчик» с. Асыма
Проект «Клуб родителей юных финансистов»
по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников.
Составила: воспитатель Андреева М. В.
Публикация «Экономическое воспитание дошкольников в детском саду» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь. Семья является первичной средой, которая способствует формированию экономической культуры, экономического сознания, в которой ребенок овладевает экономическими понятиями. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.
Актуальность и социальная значимость
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.
Ребенок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место финансовая грамотность занимает в окружающей его действительности.
Цель проекта : Финансовое просвещение родителей по формированию у детей дошкольного возраста предпосылок основ финансовой грамотности, правильного восприятия денег и денежных отношений;
Задачи
- Создать условия и разработать план просвещения родителей по финансовому образованию детей старшего дошкольного возраста;
- Осуществление индивидуального дифференцированного подхода в работе с семьей с учетом образования родителей, жизненного опыта, степени участия родителей в воспитании и обучении детей,
- Повысить экономическую образованность родителей, обучение родителей основам экономических знаний через консультации, рекомендации;
- Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания, направленный на повышение роли семьи, как социального института, определяющего не только развитие ребёнка как личности, но и общества в целом.
- Развивать познавательный интерес родителей и детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике,
Принципы реализации проекта:
• принцип наглядности;
• принцип доступности;
• принцип систематичности и последовательности;
• принцип целенаправленности;
• принцип новизны;
• принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
Объект проекта – родители и дети старшего дошкольного возраста
Предмет проекта – финансовая грамотность.
Тип проекта:
Долгосрочный, познавательный, творческий, информационно-практико - ориентированный;
Участники проекта
Дети 6-7 лет, родители, воспитатели
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап реализации проекта:
- изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
- подбор художественной литературы для детей и родителей по выбранной тематике.
- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
Основной (деятельностный) этап:
Реализация проектных мероприятий.
Заключительный этап:
Подведение итогов, диагностика уровня знаний, умений и навыков детей, изучение мнения родителей о результативности проекта.
Анализ работы по реализации проекта;
Формирование методической базы (конспектов мероприятий, мультимедийных кейсов, практических мероприятий, встреч);
Система работы по финансовому просвещению родителей по формированию у детей дошкольного возраста предпосылок экономического мышления и финансовой грамотности, правильного восприятия денег и денежных отношений состоит из четырех блоков
- Полезные советы
- Школа заботливых родителей
- Делимся секретами
- Игротека развлечений
«Полезные советы» в этом блоке педагог повышает финансовую компетентность родителей, проводя пресс – клубы, рекомендации, мастер-классы итд
«Школа заботливых родителей» в этом блоке организуется содержательные взаимодействия в ходе самостоятельных занятий родителей с ребенком дома.
«Делимся секретами» - в этом блоке родители изучают, обобщают и распространяют положительный опыт семейного воспитания.
«Игротека развлечений» - проводятся различные интерактивные, настольные, деловые игры и развлечения для родителей и детей по формированию предпосылок экономического мышления и финансовой грамотности
Перспективное планирование
«Клуба родителей юных финансистов»
Месяц «Полезные советы» «Школа заботливых родителей» «Делимся секретами» Игротека развлечений
Сентябрь Октябрь Родительское собрание "Когда следует начинать обучение детей финансовой грамотности" Познавательный маршрут «Банк»
Онлайн опрос-анкета «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» Аукцион «Осенние запасы на радость детям»
Ноябрь Консультация "Зачем ребенку нужна
финансовая грамотность" Экскурсия – рассматривание рекламы на баннерах. Библиотечка «Чуораанчык» обмен книжками по финграмотности Татьяна Попова «Волшебный банкомат» Интерактивная игра "Доход и расход"
Декабрь «Учимся с удовольствием - Узнаем новое» - рекомендации родителям по просмотру мультфильмов для повышения финграмотности у детей Просмотр и обсуждение мультфильма с детьми Видеоролик «Мультазбука» Настольная игра ходилка «Путешествие копейки»
Январь Буклет "Как научить детей контролировать свои финансы" Познавательный маршрут «Банкомат» Мастер класс от менеджера банка АЭБ «Как накопить на мечту» Интерактивная деловая игра «Своя игра»
Февраль Рекомендации родителям – «Полезные сказки» Сказки - «Чтение и обсуждение различных сказок, с целью развивать умение выделять экономическое содержание произведений. Создать рекламу просмотренной сказки «Реклама двигатель прогресса» Игра мемори «Банк»
Март Реомендации «Народные мудрости о финансах» загадки, пословицы и поговорки о финансовых понятиях Мнемодорожки по пословицам. Собрать каталог пословиц и поговорок о труде Брейн -ринг "Как научить детей планировать финансы и бережно относиться к деньгам"
Апрель Консультация "Уроки радости" Познавательный квест "Где и кем работает родители" Подготовить презентацию по теме финграмотности «Мой бизнес план» Квест – игра «Три копейки это много?» Ответственный: родители, педагоги
Май Итоговое род собрание «Плюсы и минусы проекта «Клуб родителей юных финансистов» Познавательный маршрут «Супермаркет» Памятка "Полезные советы родителям по
финансовому воспитанию детей" Интерактивная игра «Что можно купить за деньги»
Предполагаемые результаты
Для детей
Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности с помощью универсальной визуальной основы норм, правил, моделей, алгоритмов гармоничного взаимодействия в сфере денежных отношений для обеспечения устойчивого развития и самореализации ребенка на всех этапах социализации.
Для родителей
Повышается финансовая компетентность и участие родителей. Организуется с помощью современных технологий содержательного взаимодействия в ходе самостоятельных занятий родителей с ребенком дома. Установление партнерских отношений и объединения ресурсов семьи и ДОО. Совместная деятельность, основанная на применении родителями и детьми единых норм и правил финансового поведения, способствует развитию в семье правильного экономического мышления, повышает эффективность финансового воспитания.
Для педагогов
Педагоги в ходе сетевого взаимодействия повысят финансово-педагогические компетенции, творческую активность, получат систему работы по формированию финансового опыта дошкольников.
Мониторинг
- Диагностика уровней экономической воспитанности детей старшего дошкольного возраста
- Анкетирование насколько родители заинтересованы в обучении их детей основам финансовой грамоты и формирования у них навыков рационального экономического поведения.
Критерии и показатели финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Критерии Показатели
Когнитивный компонент (наличие знаний и представлений об экономической жизни детей) - знание ребенком потребностей семьи;
- представления о труде родителей;
- представления об экономических понятиях;
- проявление интереса к окружающим явлениям современного общества.
Поведенческо- деятельностный компонент (экономическиеумения) - отражение имеющихся знаний в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания;
- общение со взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение
находить свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели.
Эмоционально-ценностный компонент (нравственно- экономические качества личности) - проявление бережливости, ответст - сти, деловитости и предприимчивости;
- оценка проявления этих качеств у сверстников.
По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и низком.
Высокий уровень: дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело доконца.
Средний уровень: дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.
Низкий: дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.
Уровень экономических знаний определялся с учетом успешности выполнения всех трех заданий. По успешности выполнения заданий судим об уровне экономических знаний по трехбалльной шкале: 3 - высокий, 2 - средний,1 - низкий.
Заключение
Данный проект «Клуб родителей юных финансистов» по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников позволит перевести родителей из наблюдателей в участников и прямому включению в процесс образовательной деятельности ДОУ. И наглядно показывать значимость проводимых мероприятий по финансовой грамотности. Проделанная работа с детьми повысит уровень знаний детей и родителей по финансовой грамотности.
Новизной сетевого взаимодействия при проработке данной темы является использование наряду с традиционными методами и формами, современные методы и формы содержательного взаимодействия за счет ресурсов сети Интернет, и других сопутствующих мероприятий.
Комплекс мероприятий с родителями поможет подвести детей к пониманию, того, что с деньгами надо правильно обращаться: экономить, беречь, не тратить по пустякам. Надо иметь привычку копить деньги. Дети узнают что в наше современное время без денег никак не обойтись, но есть такие ценности в жизни, как любовь и дружба, которые не купишь, ни за какие деньги!
Финансы, экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, экономической информацией на бытовом уровне. Всё это несёт в себе воспитательный потенциал, заключающийся в таких этических качествах, как честность, доброта, трудолюбие.
Таким образом дифференцируя подход и используя разнообразные формы работы можно достичь многого в воспитании и развитии детей и родителей по формированию предпосылок финансовой грамотности, правильного восприятия денег и денежных отношений;
/ Нормативные документы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15). URL: http//fgosreestr.ru.
Литература
1. Банк России, Министерство образования и науки Российской Федерации. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет /«Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»/ Шатова А. Д., 2015
2. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О. А. Блохина, О. В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.
3. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.
4. Киреева Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169с.
5. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М. : АРКТИ, 2006. – 88с.
Интернет-ресурсы
www.cbr.ru — официальный сайт Банка России
fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура» минобрнауки. рф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
вашифинансы. рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»