Евгения Лукьянова
Проект во второй младшей группе «Экология и птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект во второй младшей группе №4. Экология и птицы.
Автор : Лукьянова Е. А.
Воспитатель МАДОУ Детский сад № 284
Актуальность проекта :
Проблемой всего человечества являются последствия разрушительного воздействия людей на среду обитания. Исчезающие леса, загрязнённый воздух… Природа сама уже не в силах залечивать нанесённые ей раны. Сложившееся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис.
Публикация «Проект во второй младшей группе „Экология и птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Чему же мы можем научить своих детей? Прежде всего, должны научить детей культурному обращению со средой обитания, помочь им ощутить тесную связь человека с природой.
Ребёнка с раннего возраста тянет к познанию окружающего его мира, поэтому прививать любовь к природе, воспитывать бережное отношение к ней, развивать желание заботиться о братьях своих меньших нужно в этот период. Наш экологический проект мы назвали «Экология и птицы»
Участники проекта :воспитатель, воспитанники, родители.
Продолжительность с 01.02.2023 по 15.03.2023./краткосрочный. /
Этапы проекта :выбор темы, выбор художественной литературы по теме, составление плана мероприятий.
Беседы: «Зимующие птицы», «Птицы наши друзья»
Цель: Закрепить знания детей о птицах, учить называть птиц (ворона, воробей, синичка, дятел). Формировать у детей понятие “зимующие” птицы. Воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к птицам
.«Как отличить птиц»
Цель: закреплять знания о строении птиц, их характерные отличия (клюв, две лапки, два крыла, умение отличать птиц от других обитателей животного мира. Наблюдение за птицами на прогулке
Цель: Закреплять знания детей о птицах, умение различать их по внешнему виду. Вызывать желание заботиться о братьях наших меньших.
Непосредственно образовательная деятельность
Коллективная работа рисование «Кормушка для птиц».
Цель: Показать детям, как из силуэта детской ладошки, нарисовать птичку. Повторить характерные особенности окраски воробья. Закреплять умение набирать краску на кончик кисти, промывать кисть водой.
Чтение художественной литературы В. Бианки «Синичкин календарь». «Кто чем поёт», «Чей нос лучше», стихотворения и загадки о птицах.
Аппликация «Синичка».
Цель: Формировать умение узнавать птиц (воробья, снегиря, синицу) по внешнему виду, называть их характерные различия, умение разгадывать загадки. Развивать цветовое восприятие, мелкую моторику рук. Закреплять умение правильно держать кисть, макать её в клей, быстро наносить на грудку синицы и приклеивать шарики, сделанные из бумажной салфетки.
Подвижные игры «Воробышки и автомобиль»
Цель: развивать умение рассредоточиваться по всей площади; быстроту реакции; пространственную ориентацию; формировать потребность в двигательной активности.
«Воробышки и кот»
Цель: развивать пространственную ориентировку, бег врассыпную, слуховое внимание.
• Заключительный этап: вместе с родителями подготовить кормушки для птиц.
1. Обоснование выбора темы, актуальность темы
Представьте себе мир без птиц : рощу без соловья, поле без жаворонка, улицу без милых, вечно суетящихся воробьев…
Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Глядя на полет птиц, человек всегда стремиться в небо.
Птицы приносят огромную пользу человечеству. Они спасают поля и луга от грызунов, разносят семена по лесам, садам, тем самым, помогая человеку сажать молодые деревья и кусты, кормят и даже одевают человека. Своим пением и красотой птицы приносят радость человеку. Но создавая экосистему города, человек изменял все вокруг. Экосистема – это такая взаимосвязь (содружество) живой и неживой природы, при которой все её обитатели чувствуют себя как дома.
Перед нами встал такой вопрос: энциклопедия рассказывает о разнообразии видов птиц, а в городе наблюдаем только ворон, голубей, воробьев. Почему?
Мы выдвинули гипотезу, что в городе существует определенная экологическая цепочка, нарушая которую человек накликает на себя беду.
Цель работы – выяснить, как связаны между собой жизнь птиц и экологическое состояние города.
Задачи
· внести посильный вклад в исследование разнообразия птиц на территории нашего микрорайона;
· выявить экологическую роль птиц;
· участвовать в сохранении полезных птиц в городе.
· понаблюдать за повадками птиц, научиться любить и любоваться ими;
· изготовить кормушки, подкармливать птиц зимой;
· научиться обрабатывать и обобщать полученную информациюАктуальность работы в том, что жизнь человека зависит от окружающей природы, которую мы должны беречь, изучать.
Объект исследования: экология.
Предмет исследования: птицы и их взаимоотношения с человеком.
Методы исследования: анализ и обобщение, опрос; отсчет птиц; наблюдение, диагностика.
Место и время выполнения работы
Работа выполнялась в районе микрорайона города Майский. Особым местом наблюдения стал микрорайон школы № 13. Наблюдения проводились в течение осени и зимы годов.
II. Основная часть работы.
1. Теоретический обзор проблемы:
Обзор проблемы: из различных источников мы узнали, что птицы, по-видимому, произошли от рептилий и появились на Земле более 150 млн. лет назад. На Земле обитает около 9000 видов птиц.
Оказывается, ученые ведут исследования и говорят о следующих серьезных проблемах. В местах скоплений птиц образуются благоприятные условия для размножения клещей, пухоедов, блох, мух, молей. По оценкам специалистов, от 40 до 90% птиц заражены орнитозами - опасными заболеваниями, передающимся человеку.
Птицы также могут быть переносчиками возбудителей таких заболеваний как энцефалиты, бруцеллез и др. Являясь хозяевами многих видов кровососущих членистоногих, полевые воробьи, например, поддерживают и распространяют возбудителей вирусных, бактериальных и гельминтозных болезней.
Птицы, особенно, воробьи, залетают в крытые помещения (общественные помещения, продуктовые магазины, крытые рынки, пищевые предприятия, где портят продукты, расклевывают упаковки и приводят товары в негодность.
Помет птиц портит внешний вид зданий, разрушает металл и отделочные материалы, а также является основой, через которую передаются различные инфекции.
Немаловажным моментом в оценке роли птиц, живущих в городе, возле человека может быть их влияние на лесопарковое хозяйство города. Эти виды вытесняют других птиц, которые могли бы гнездиться в городских парках. Поверхность земли — универсальный «накопитель» для всего произведенного природой. Сюда сыплются семена и плоды, падают с ветвей и листьев насекомые и их личинки. Здесь кипит своя жизнь: деловито снуют муравьи, неспешно разгуливают жужелицы, плетут свои интриги хищные пауки. Для мелких птиц — это настоящая «скатерть-самобранка». Однако есть и проблема — широта обзора. У маленькой птицы, сидящей на земле, поле зрения очень ограничено, поэтому пернатые пользуются любой возможностью, чтобы вспорхнуть на веточку и уже с высоты осмотреться в поисках корма.
Но в настоящее время видовой состав сравнительно беден. Причиной этого является хозяйственная деятельность человека, бытовые и химические отходы, бесконтрольное использование лекарственных трав и кустарников/облепиха, шиповник. Нам пришлось наблюдать это грустное нарушение экологической цепочки деятельностью человека. Синица, за которой мы наблюдали, устроила себе гнездо в почтовом ящике, но отравилась химикатами и не смогла высидеть птенцов. Это гнездо принесли нам в школу. Будущих птенцов спасти не удалось.
Кроме определения видового состава птиц нам важно знать, как они распределяются по территории, где птиц больше в различные сезоны года. Оказалось, такие данные тоже изменяются под влиянием хозяйственной деятельности людей.
В своей работе мы уделили внимание именно городским птицам. Так, мы сделали вывод, что в нашем районе чаще встречается домовый воробей, сизый голубь, ворона, сорока, редко синица и совсем редко птицы других видов.
Всех птиц нашего города можно разделить на несколько групп, по-разному реагирующих на разные воздействия: первые увеличивают своё население в полностью обжитых людьми районах не боясь людей, вторые избегают тех мест, где живет человек, а третьи сохраняют одно и тоже количество в различно измененных человеком районах.
Хорошо себя чувствуют и увеличивают плотность населения в соседстве с человеком следующие птицы : сизый голубь, черный стриж, городская ласточка, большая синица, домовый воробей, обыкновенный скворец, серая ворона, галка, сорока, белая трясогузка.
При этом такие виды, как белая трясогузка, большая синица, сорока, галка имеют высокую плотность населения не в городе, а в пригородных лесопарках и дачных поселках. У серой вороны наибольшая плотность населения отмечена в центральном парке города.
В жилых кварталах нашего города, на местах, постоянно посещаемых людьми птиц крайне мало.
В зимний период население птиц значительно отличаются от летнего времени. Бедными по числу видов птиц являются жилые кварталы. Больше видов встречается в центральных парках города, благодаря тому что, здесь к городским птицам (воробьям, серой вороне, галке, сизому голубю, большой синице) добавляются лесные. На протяжении проекта,с воспитанниками было проведено много мероприятий связанных с темой рисование птиц синички и снигиря, рисование скворечника, дети слушали пение птиц по аудио записи, беседы о взаимосвязи между экологией и птицами,например дятел-снитар леса, он своим клювом достает из коры вредоносных насекомых. кторые причиняют вред дереву, о том как важно подкармливать птиц в зимний период. Воспитанники совместно с родителями изготовили кормушки для птиц.