Елена Зайчикова
Экологическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему:
«Экологическое воспитание дошкольников»
«Экология стала самым громким словом на земле,
громче войны и стихии. Оно характеризует собой
одно и то же понятие вселенской беды, никогда
прежде не существовавшей перед человечеством.»
В. Г. Распутин
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
Недалеко то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Вот почему так важно воспитать в каждом из них чувство любви к природе, уважение ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природе.
Ребенок должен понимать, что в природе не бывает «ничейной» реки, ненужной травки, бесполезной букашки. В природе все гармонично связано между собой, нарушение одной из цепочек грозит нарушением природного баланса. Все это принадлежит нам – людям, которые живут сейчас, и будут жить позже.
Экологическая культура поведения детей дошкольного возраста формируется на основе знаний, практических навыков, эстетических переживаний и будет проявляться в их поступках. Для формирования экологической культуры поведения необходимо давать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира. Дошкольник должен научиться сопереживать живым существам: живому больно, его надо любить, убивать живое нельзя, мы не имеем права уничтожать то, что создала природа. Взрослым нужно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира как огромного дома, в котором мы все живём.
Шестым чувством назвал К. Г. Паустовский чувство природы, добавив, что оно приходит на определённой ступени сознания, когда человек становится более умным, тонким. Для этого надо проводить наблюдения за природой, прислушиваться к голосам птиц, любоваться красками заката…
И если подобное предлагать детям регулярно, то они научатся слушать «музыку» лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами, одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь.
Чувство природы является основой экологического сознания человека, поэтому детей необходимо учить как правильно вести себя в природе.
Ребенка с детства надо знакомить с правилами поведения в окружающей природной среде и учить их выполнять. Ведь если малыша не обучать правилам уличного движения, то есть большая доля вероятности, что, не зная и не выполняя эти правила, он попадёт под машину. Точно также ребёнку надо внушать, например, правила бережного отношения к воде: пока намыливаешь руки или чистишь зубы – отключи воду, а затем установи кран в положение, когда пойдёт струя не слишком сильного напора. При этом надо довести до его сознания, что делается это не только в целях экономии денег, а потому, что в противном случае однажды нечем будет напиться.
Давая детям определенный запас знаний, хорошо вместе с ними проговаривать и правила поведения в природе. Правила не должны быть сложными, но они должны выполняться всеми членами семьи. И главным здесь является личный пример родителей.
Правила не должны начинаться со слов «нельзя». Ребёнку необходимо раскрыть значение и пользу каждого явления, его право на существование. В природе всё взаимосвязано, нет ничего не нужного. Мы лишь гости, а не хозяева в большом природном доме. Наша задача - давать детям позитивный опыт взаимодействия с окружающей средой. Но если они постоянно видят мусорные свалки, загрязнённые водоёмы, равнодушное отношение взрослых к бездомным животным, то экологическое бескультурье становится «нормой» поведения, ребёнок начинает воспринимать это как привычную картину окружающего мира. Помните, что зрительные образы и эмоциональный опыт в этом возрасте являются сильнейшими факторами, определяющими процесс развития экологической культуры личности.
Разговаривая с ребятами о правилах поведения на природе и обращая их внимание на то, чего нельзя делать, как следует себя вести, важно проговаривать, а что же можно делать в лесу (любоваться красотой леса, слушать голоса птиц, наблюдать за насекомыми и птицами, отдыхать и играть на поляне, собирать ягоды, орехи).
Важно уже с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к факторам безответственного поведения людей: не затушенным кострам, оставленному мусору. Целесообразно противопоставлять практические действия: уход за лесом, расчистку родников.
Помните – взрослый своим отношением к природе оказывает сильное воздействие на личность ребёнка. Всё лучшее ребёнок черпает из семьи. Значит, наша с вами задача заключается в том, чтобы выработать у детей необходимую жизненную позицию. Мы должны внушить ребёнку как непреложный нравственный закон – бережное отношение к природе. Каждый ребёнок должен знать, что, сохраняя в чистоте небольшой родничок, он заботится не только о себе и своих близких, о родной стороне, но и обо всех людях, живущих на Земле.
Для выработки активной жизненной позиции у наших детей необходимо соблюдать следующие принципы:
- быть самим примером правильного поведения;
- внушать детям бережное отношение к природе;
- отвечая на вопросы ребенка, показывать взаимосвязь всего живого в природе. Убеждать, что мы не её хозяева, а лишь гости;
- обращать внимание детей на негативные последствия неправильных действий человека в природе;
- дети должны знать не только то, что можно взять у природы, но и что надо сделать для её блага.
Согласитесь, было бы хорошо, если в каждой семье стало доброй традицией в день рождения ребёнка сажать молодые деревца, высаживать цветы.
«У нашей природы должны быть миллионы любящих, верных друзей. Когда сам народ возьмётся за сбережение лесов, рек, озёр, зелёных насаждений, украшающих нашу землю, тогда можно быть спокойным за их сохранность», - говорил писатель Л. Леонов.
Воспитывая своих детей «экологически», мы воспитываем психически здоровое, уравновешенное, эмоционально открытое поколение, которому предстоит жить в XXI веке.